Внутренний аудит: кто, что и с какой целью проверяет — Контур

Внутренний аудит: кто, что и с какой целью проверяет

15 марта 2024 1 Мнение

Даже если ваше предприятие не относится к категории, для которой внутренний аудит является обязательным (государственные компании, банки, МФО, инвестиционные фонды и другие), подобная процедура никогда не будет лишней. Ведь внутренняя проверка не только обнаружит слабые места, но и поможет выявить потенциал для развития, а также с высокой вероятностью наметить новые точки для развития.

Евгений Спиридонов Финансовый директор ПАО «ЯТЭК»

Внутренний аудит способен рассказать немало неожиданного и интересного о компании как самому владельцу, так и потенциальному инвестору или партнеру. Но это лишь при условии, что вы не будете подходить к процедуре формально.

Что такое внутренний аудит

Как можно догадаться из самого названия, под внутренним аудитом принято понимать систему контроля процессов, происходящих на предприятии. От внешней проверки он отличается тем, что проверка жизнедеятельности компании выполняется силами самой компании.

Кроме того, не следует путать внутренний аудит с внутренним контролем: последний подразумевает менее глубокую проверку структур предприятия и направлен лишь на выявление ошибок в документации, в то время как аудит не только проверяет, но и предполагает разработку определенных алгоритмов для устранения и профилактики выявленных нарушений и недочетов.

Таким образом, процедура призвана именно усовершенствовать бизнес-процессы, а не просто обвинить кого-то в непорядочности или профессиональной некомпетентности, как полагают многие.

Виды и задачи внутренней проверки

Чаще всего внутреннему аудиту подвергаются процессы управления компанией и ее финансовые операции, а также соответствие нормам законодательства, отраслевым кодексам или технологическим требованиям. Таким образом, разные виды аудита направлены на решение разных задач и могут быть проведены как по отдельности, так и в совокупности с другими видами внутренней проверки предприятия.

Финансовый. Этот наиболее известный и распространенный вид внутреннего аудита предполагает концентрацию на бухгалтерской отчетности предприятия. Его основные цели — проведение оценки эффективности расходов, обнаружение системных ошибок или злоупотреблений, нивелирование рисков получения штрафных санкций, определение направлений совершенствования бизнеса.

Операционный. Здесь главным объектом проверки являются бизнес-процессы: насколько слаженно работают структурные подразделения, с какой эффективностью решаются задачи, как соблюдаются принятые корпоративные стандарты, присутствуют ли злоупотребления со стороны работников, удается ли «уложить» расходы предприятия в предусмотренные сметы и т. д.

Аудит соответствия. Такой вид проверки, к примеру, помогает руководителю понять, что будет, если на производство неожиданно нагрянет трудовая либо пожарная инспекция. Главный акцент здесь делается на степень соблюдения законодательства и норм регулирования в отрасли, а также на следование внутренней политике компании — в особенности, если у нее имеются филиалы в регионах.

Криминальный. Этот вид внутренней проверки сосредоточен на обнаружении рисков, сопряженных с обходом законодательства. Главными слабыми местами здесь, как правило, являются налоговый учет и порядок фиксированных отчислений в бюджет.

Экологический. Такой вид проверки в основном является актуальным для компаний-производственников, деятельность которых находится под постоянным прицелом экологических служб. Цель подобного аудита — определить, насколько компания соответствует нормативам по охране окружающей среды.

Аудит информационных технологий. Этот вид аудита набирает обороты с введением цифровизации и автоматизированных систем управления. Также к IT-аудиту можно отнести проверку интернет-сайтов компании. Такой комплекс мер повышает информационную безопасность предприятия и эффективность управления бизнес-процессами.

Кто проводит внутренний аудит

Закон не ограничивает перечень возможных проверяющих. В их роли могут выступать, в том числе, службы аудита, сформированные внутри самого предприятия. В крупных компаниях нередко создают специализированные постоянные отделы аудита из числа штатных сотрудников. Главное, чтобы квалификация этих сотрудников позволяла проводить качественную инспекцию. Но все же наиболее часто для проведения внутренних проверок привлекают внешних независимых консультантов или специализированные компании, что позволяет соблюдать один из основных принципов аудита «Независимость».

Проводя аудит, не стоит списывать со счетов и современные технологии: к примеру, внедрение цифровых ERP-систем поможет оценить эффективность каждого отдела с учетом KPI и других составляющих рабочего процесса. Кроме того, провести качественную проверку поможет формирование электронных архивов, структурировать и анализировать которые значительно проще.

С какой периодичностью проводят внутренний аудит

Частоту проверок обычно определяет собственник предприятия, опираясь на потребности бизнеса. Ведь если компания небольшая, то слишком частые проверки будут отвлекать работников от дел.

Наиболее оптимальной является частота не более одного раза в год, что продиктовано периодичностью бухгалтерской и налоговой отчетности. А вот на масштабных предприятиях профессиональную проверку целесообразно проводить почаще — до нескольких раз в год.

Основные этапы внутренней инспекции

Подготовка. Главный акцент здесь делается на составлении плана — документа, который служит базой для проверяющих. В нем содержатся цели проверки, ее объекты и алгоритм, а также порядок распределения ролей между проверяющими. И, конечно, юридическим обоснованием старта аудита служит соответствующий приказ, в котором содержатся дата начала и сроки, информация об ответственном лице и условиях его работы.

Начало проверки. На этом этапе выстраивается оптимальное взаимодействие аудиторов и работников. Последним необходимо рассказать, почему и для чего проводится аудит и что их ждет, ответить на возникшие вопросы.

Проверка. На этом этапе аудитор собирает необходимую информацию, чтобы впоследствии оформить ее в единый отчет.

Подведение итогов. Отчет предоставляется руководителю либо владельцу бизнеса. В нем содержатся данные о компании и проверяющих, предметы аудита, перечень произведенных действий, а также заключение с описанием обнаруженных нарушений и перечнем рекомендуемых мер по их устранению и профилактике.

Как мы видим, внутренний аудит, в первую очередь, необходим владельцу бизнеса, и при правильной организации помогает избежать многих неприятных сюрпризов и финансовых потерь, а также способствует оптимизации работы предприятия. Вместе с тем, следует помнить, что даже самый грамотный аудитор неспособен оптимизировать бизнес без активного содействия собственника предприятия.

Эксперт

Определите ключевые показатели деятельности, получите рекомендации по финансам, выстраивайте бизнес‐планирование на основе цифр и отчетов

Узнать больше
Реклама 16+.
Евгений Спиридонов Финансовый директор ПАО «ЯТЭК»
Эксперт

Определите ключевые показатели деятельности, получите рекомендации по финансам, выстраивайте бизнес‐планирование на основе цифр и отчетов

Узнать больше
Реклама 16+.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий