Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «Я Бизнесмен», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока.
Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.
Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.
Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать
«Весь бизнес — это игра по олимпийским правилам: ты либо выиграл и прошел в следующий тур, либо вылетел на свалку. И этим предпринимательство отличается от всех других видов деятельности». Тимур Горяев, основатель концерна «Калина», хладнокровно разбирает ошибки, которые допускают бизнесмены.
В книге «Шпаргалки для боссов» основатель крупного концерна, которому принадлежат известные бренды, делится своими «олимпийскими правилами» управления компанией. Они сформировались в результате многолетнего опыта ведения крупного производственного бизнеса. На огромном количестве кейсов автор рассматривает (иногда безжалостно, но с юмором) практически все аспекты управления — от определения цели и стратегии до HR-вопросов, правильного выстраивания коммуникаций и т д.
В предпринимательской деятельности очень важно четко определить цель. Причем эта цель должна быть не просто специфична и амбициозна, а еще измерима и реалистична. Казалось бы, что может быть очевиднее? Но многие владельцы бизнеса предпочитают конкретные цифры подменять красивыми характеристиками «лучше», «больше», «быстрее». По мнению автора книги, наличие таких слов в диалоге — признак непрофессионализма.
Почему важно четко определять цель? Потому что, если цели понятны сотрудникам компании, если их правильно им поставили, результаты обязательно будут достигнуты.
Когда в компании все процедуры прозрачны, то в ней проще работать. Но должны быть установлены и жесткие правила игры, которые объясняют, где черное и где белое. Главное здесь вот что: «Правила однозначно дают понять, что середины нет, с начальниками не договориться и даже директор в положение в случае чего не войдет». Отлично, если правила сформулированы в предельно доходчивой форме, ведь сотрудники ценят ясность.
В этом случае важно, чтобы при нарушении правил принимались жесткие меры. Ни для кого не может быть исключений, какие бы доводы ни приводились в оправдание.
Тимур Горяев вместо термина «должностные обязанности» предпочитает употреблять фразу «должностной приоритет». В своей компании он сводил приоритет к двум-трем конкретным результатам, которые сотрудник обязан продемонстрировать в своей работе. На их достижение уходит порядка 80% рабочего времени. Вообще именно результат, а не процесс, в данном случае является ключевым словом.
У каждого руководителя должно быть представление о том, что для его компании стратегически важно и что определяет ее успех. При этом стратегия должна подкрепляться целью. Иначе занятие по изучению отчетов становится бессмысленным, уверяет Тимур Горяев.
Автор советует анализировать управленческую отчетностью с помощью приема zoom in — zoom out, который часто любят использовать маркетологи. Если zoom out предполагает взгляд на компанию с расстояния, то zoom in заставляет присматриваться к отдельным ее направлениям и функциям. В каждом случае нужны разные показатели для оценки состояния.
Многие компании проводят исследования, чтобы узнать, что думает об их продукте потребитель, и на основе полученной информации принять решение о его дальнейшем развитии. По мнению автора книги, исследования — очень сложный и всегда неточный инструмент, которым непросто пользоваться на практике.
Компании прибегают к исследованиям, чтобы по возможности заглянуть в будущее. Но ни одна фокус-группа не даст точного ответа, будет продукт продаваться или нет. Хотя, возможно, участники будут активно обсуждать, хвалить или ругать продукт и даже вносить свои предложения.
В своей книге Тимур Горяев пишет, что у него всегда есть «контрольное поле», на котором он проверяет количественный результат, полученный по результатам исследования: «Для проверки статистики продаж у меня есть пилотный магазин, и уж про него-то я знаю все — от и до. Реально — где продукт стоял, на какой полке, что было рядом, не было ли недавно ревизии, получают ли работники на соседнем предприятии зарплату, не снизилась ли она и т д. То есть стараюсь учесть все факторы, которые могут повлиять на результат».
Происходит это потому, что определить тему совещания на самом деле не так просто, как кажется. Но в идеале темой совещания всегда должен быть вопрос. И время совещания необходимо тратить именно на то, чтобы найти ответ на этот вопрос. Важно, чтобы была обеспечена абсолютная свобода высказывания для всех собравшихся.
«Без протокола совещание — это просто говорильня», — считает автор книги. Он советует в начале совещания определять ведущего и того, кто будет вести протокол, то есть фиксировать некоторые моменты: повестку, список участников, предложения и решения. Это необходимо для того, чтобы все важные мысли сохранились. Кроме того, протоколы всегда можно достать из архива в случае возникновения спорной ситуации.
Быть может, кому-то этот совет не понравится, но опыт владельца крупнейшего косметического концерта говорит о том, что необходимо всегда думать о плохом конце. По мнению Тимура Горяева, это в принципе нормальное мышление бизнесмена: он оценивает все возможные риски и то, как они отразятся на бизнесе, определяя пути их устранения. Поэтому лучше заранее понимать, сколько вы потеряете, если что-то вдруг случится, — и не брать на себя неограниченные риски.
«Всегда думайте о конце — даже если вы собственник-одиночка маленькой компании, даже если речь идет о разовой инвестиции, — настоятельно советует Горяев. – Бизнес — это проект, из которого всегда можно выйти, это не трясина, здесь вы не прикованы к галере. Никто же не хочет добровольно оказаться в роли бизнес-заложников. Но чтобы суметь выйти без потерь и неожиданностей — будьте прагматичны с самого начала».
Тимур Горяев «Шпаргалки для боссов: Жесткие и честные уроки управления, которые лучше выучить на чужом опыте», издательство «Альпина Паблишер», Москва, 2016
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.