Маркетплейсы и налоговая: как проверяют селлеров в 2025 году — Контур

Маркетплейсы и налоговая: как проверяют селлеров в 2025 году

9 июня 2025

Новая инициатива ФНС может кардинально изменить правила работы для всех предпринимателей, торгующих на маркетплейсах. В ближайшее время цифровые платформы могут обязать внедрять механизмы по контролю и выявлению схем дробления бизнеса. Соответствующий законопроект уже обсуждают с представителями отрасли.

Маркеры дробления бизнеса на маркетплейсах

В октябре 2024 года стало известно о разработке совместного проекта ФНС с маркетплейсами, направленного на донастройку систем внутреннего контроля внутри платформ и обмен информацией с ФНС.

В декабре прошла встреча представителей налогового ведомства с Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, Мегамаркетом и Авито, которая в целом показала, что маркетплейсы заинтересованы в прозрачности сделок на платформах. С 2025 года стартовал пилот по выявлению схем дробления бизнеса. Еще на этапе регистрации продавца на платформе, если у него есть признаки дробления, ему в превентивном режиме на них должны указать. Таким образом, компания получает возможность внести изменения в модель бизнеса заранее — до наступления последствий. А маркетплейсы передают в налоговые органы информацию о признаках возможных налоговых нарушений со стороны продавцов.

Основная цель такой работы — адаптация внутренних инструментов контроля на стороне платформ под требования налогового законодательства, а также организация технологического взаимодействия с ФНС.

Эти инициативы появились до того, как вступили в силу изменения в НК РФ с 1 января 2025 года. В частности, речь идет об амнистии для тех предпринимателей, кто добровольно откажется от использования схем дробления. Согласно новой норме, для применения амнистии не требуется подавать отдельные заявления или декларации: освобождение от ответственности будет доступно автоматически, если бизнес перейдет на легальные налоговые модели и не будет использовать схемы дробления в течение 2025–2026 годов.

ФНС разработала перечень признаков, свидетельствующих об отказе от схем дробления, одними из которых являются переход с «упрощенки» на ОСНО и объединение ранее раздробленных юрлиц или ИП, связанных с одним собственником.

Новые обязательства для маркетплейсов

В рамках пилота изучается возможность создания законодательной базы, закрепляющей новые обязательства для маркетплейсов:

  • унифицированная идентификация всех продавцов и пользователей личных кабинетов;
  • внедрение Системы внутреннего контроля (СВК) — цифрового механизма, выявляющего налоговые риски на стороне платформы;
  • автоматизированное предупреждение продавцов о признаках дробления с возможностью устранения нарушений в досудебном порядке.

По словам представителей ФНС, меры направлены на профилактику нарушений и снижение числа недобросовестных участников рынка.

Что изменения значат для бизнеса

Если вы торгуете на маркетплейсах через несколько ИП, самозанятых, готовьтесь к изменениям. Платформы в ближайшее время могут начать активно передавать информацию в ФНС о таких схемах, и предупреждения от самой системы станут первым сигналом.

Важно понимать: схема дробления бизнеса — это не оптимизация, а налоговое нарушение, если:

  • бизнес по сути ведется централизованно;
  • есть общая касса, склад, персонал;
  • оборот разделен искусственно только для применения льготных налоговых режимов.

Передача данных по сделкам в рамках АУСН

С 1 января 2025 года маркетплейсы передают в ФНС данные о сделках селлеров в рамках АУСН — о произведенных с налогоплательщиками зачетах встречных требований и полученных от налогоплательщиков суммах агентских вознаграждений.

Участие операторов электронных торговых платформ в таком формате взаимодействия с ФНС осуществляется на добровольной основе — и для маркетплейсов, и для налогоплательщиков. Маркетплейсы принимают участие в эксперименте и попадают в специальный реестр ФНС при выполнении определенных требований и соблюдении правил передачи информации. Такой статус позволяет им стать партнерами налоговой службы в рамках АУСН, но не возлагает на них функции налоговых агентов. Основная задача маркетплейсов в данном случае — предоставление данных в ФНС для корректного расчета налогов.

Бизнес тоже передает данные через маркетплейсы только по желанию. Поступающая от маркетплейсов информация дополняет данные, уже получаемые от банков.

Запросы пояснений и доначисления

В период подачи деклараций за 2024 год ФНС направила письма некоторым селлерам, указав, что их задекларированный доход занижен вдвое и даже больше по сравнению с данными касс и агентских отчетов платформ.

Один продавец был близок к превышению лимита УСН (265,8 млн руб.) из-за расхождений в данных.

Технологические методы ФНС

ФНС начала активно использовать анализ транзакций, IP-адресов, структурных связей компаний и сведений касс для выявления «искусственных сетей» ИП и юрлиц.

По данным «Пепеляев Групп», в 2024 году доля судебных споров по дроблению бизнеса в общем количестве превысила 10% от общего числа (163 дела из 1 500 по стране). Компания «Комплаенс Решения» приводит данные о том, что лишь в 22% случаев решения были приняты в пользу налогоплательщиков.

Экстерн

Для малого и среднего бизнеса: все возможности для сдачи отчетности и ведения учета с авторасчетами и подсказками

Узнать больше
Реклама 16+.
Экстерн

Для малого и среднего бизнеса: все возможности для сдачи отчетности и ведения учета с авторасчетами и подсказками

Узнать больше
Реклама 16+.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий