Музыка в кафе и магазинах: что грозит за нарушение авторских прав — Контур

Анализ нарушений авторских прав в музыке: как делать не надо

15 июля 2025

Если вы хотите сделать атмосферу в заведении уютнее, просто включите музыку — и забудьте обо всем. Особенно о том, что касается правовых вопросов. В этой статье — ироничная инструкция о том, как довести дело до суда. А если говорить серьезно — разберем распространенные ошибки бизнеса при работе с музыкальным контентом и подскажем, как их не повторить.

Виктория Драчева Исполнительный директор аудиосервиса Звук Бизнес
Михаил Закиматов Юрист в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности

Почему работа с музыкой так важна

В 2024 году резко выросло число исков, связанных с нарушением исключительных прав на музыку. Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которые управляют правами авторов, исполнителей и иных обладателей авторских и смежных прав на коллективной основе, подают требования компенсации за нарушение исключительного права — в среднем по 20 000 руб. за каждое произведение. В одном из дел суд взыскал 260 000 руб. за 13 песен, использованных без лицензии.

В этом материале собрали типичные ошибки и реальные случаи, когда бизнес экономил на музыке, а в итоге терял в разы больше. Все советы написаны в стиле «делайте наоборот»: это антирекомендации для тех, кто хочет избежать возможного иска.

Вредный совет 1. Игнорируйте лицензирование

Музыка и так играет везде — практически из каждого смартфона. Значит, можно просто включить плейлист в заведении и не беспокоиться о документах. Зачем вообще нужны какие-то разрешения, если вы держите уютный бар, а не концертную площадку?

Так рассудили и владельцы одного винного бара. Они включали в помещении тринадцать песен без заключенного договора. В результате — иск от РАО и 260 000 руб. компенсации (по 20 000 за каждый трек). Суд посчитал это нарушением прав авторов, и обжаловать не вышло: публичное исполнение произведений требует согласия правообладателя.

Так, в ст. 1270 и 1324 ГК РФ прямо указано: использованием музыкальных произведений и фонограмм (даже без цели извлечения прибыли), в частности, считается публичное исполнение. Для такого использования нужно получить лицензию. Причем отдельно — на музыкальное произведение и на фонограмму, поскольку автор и производитель фонограммы — это, как правило, не одно и то же лицо (хотя иногда они могут совпадать).

Еще один частый сценарий — использование стриминговых сервисов для физических лиц. Они не дают права на коммерческое использование контента. В одном деле сотрудники ресторана включали музыку через обычный музыкальный сервис. Суд взыскал 80 000 руб. (по 10 000 за каждую фонограмму) в пользу ВОИС — за нарушение прав правообладателей.

Вредный совет 2. Копируйте, а не адаптируйте

Берите чужую песню, не меняйте ни слова, спойте как есть — легальный кавер готов. Правда, будут и последствия.

Дело в том, что с юридической точки зрения кавер — это исполнение, а не новое произведение. Но даже просто исполнить чужую песню — уже значит воспользоваться чужими правами, на что требуется разрешение автора. Об этом прямо говорится в ст. 1315 ГК РФ: исполнитель обязан соблюдать права автора произведения. Без согласия правообладателя — это нарушение исключительных прав.

Если вы кавер еще и записали, появляется фонограмма, то есть звуковая запись исполнения. И здесь уже применяются положения ст. 1323 ГК РФ: тот, кто ее создал, тоже обязан соблюдать авторские права.

Если же вы добавили новую аранжировку или слегка переработали песню — это уже другой способ использования произведения. Такая переработка требует отдельного согласия от правообладателя (ст. 1260 и пп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). То есть даже если песня «звучит по-новому», с точки зрения закона необходимо получить от правообладателя право использования его произведения способом переработки.

Вредный совет 3. Пренебрегайте авторскими правами других

Зачем сочинять мелодии с нуля, если можно просто взять понравившийся фрагмент чужой песни? Немного подрезать, наложить бит — и никто не заметит.

На деле это, конечно, не так. Наиболее известный прецедент — дело Kraftwerk. В 1999 году участники группы подали в суд на продюсеров Мозеса Пелхэма и Мартина Хааса, использовавших фрагмент их трека Metall auf Metall в песне рэп-певицы Сабрины Сетлур. В 2019 году Суд Европейского союза запретил использовать сэмплы без согласия правообладателей, если они узнаваемы. В России защита авторских прав работает аналогичным образом.

В России по законодательству любое использование музыкального произведения или его части требует согласия правообладателя. Даже если это фрагмент, включенный в новый трек, был изменен. Использование без согласия правообладателя может повлечь взыскание компенсации (ст. 1252 и 1301 ГК РФ).

РАО и ВОИС представляют российских и иностранных правообладателей, в том числе и в суде, на основании договоров с авторами, государственной аккредитации, а также договоров о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями. Такие организации при расчете компенсации за нарушение исключительного права могут опираться на утвержденные ими ставки и тарифы. При этом размер компенсации может варьироваться — от 10 000 до 5 млн руб.

Вредный совет 4. Игнорируйте уведомления о нарушениях

Если пришло письмо от РАО или ВОИС, ничего страшного. Можно просто проигнорировать: может, забудут или передумают.

Уведомление о нарушении — это претензия от правообладателя или аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе. В ней описываются обстоятельства фиксации нарушения, содержится требование о компенсации и предупреждение о возможном иске. Например, сообщение о незаконном публичном исполнении произведений в заведении.

Если не отреагировать, через 30 календарных дней с момента отправки уведомления правообладатель или РАО/ВОИС получают право на обращение в суд. Кроме компенсации за нарушение (от 10 000 до 5 млн руб.), ответчику придется оплатить судебные расходы: госпошлину, услуги юристов и пр.

Вредный совет 5. Оставляйте документы без внимания

Заключать договоры — это долго, скучно и формально. Проще договориться на словах, а музыку включить «по договоренности».

По закону (ст. 1233, 1235 ГК РФ), именно наличие договора, предоставляющего право использования музыкальных произведений и фонограмм конкретным способом, подтверждает правомерность их использования.

Важно учитывать: исключительное право на музыкальное произведение и на фонограмму принадлежит разным лицам (хотя иногда исключительное право на музыкальное произведение и фонограмму может принадлежать одному лицу). Например, у вас может быть заключен договор с автором, но без отдельного разрешения на использование определенного произведения или фонограммы. В этом случае любое использование не указанного в договоре произведения будет считаться нарушением.

Что нужно учесть: для правомерного использования музыкальных произведений и фонограмм необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем или с лицензиаром, имеющим соответствующие полномочия.

Пример из практики: организация использовала фонограмму, однако такое распространение не было предоставлено ей по договору. Суд взыскал 60 000 руб. компенсации за нарушение исключительных прав. Причина — договор не охватывал фактический способ использования.

Еще один пример из практики: после уведомления о нарушении кафе ссылалось на лицензионный договор со специализированным аудиосервисом для бизнеса. РАО подало иск на 240 000 руб. Лишь после привлечения лицензиара в качестве третьей стороны и предоставления полной цепочки договоров, подтверждающих правомерность использования спорных музыкальных произведений, РАО отказалось от требований. Суд прекратил дело.

Вывод

Практика 2024 года показала: нарушения в сфере авторских и смежных прав — не редкость. Бизнесу предъявляются иски на десятки тысяч рублей, даже если причиной стал всего один трек.

Пример из практики: автор одной песни обратился в суд, требуя 500 000 руб. морального вреда. Его произведение разместили на сайте без указания имени. Нарушение права на имя стоило ответчику 50 000 руб. компенсации. Даже такая «мелочь», как подпись под треком, имеет юридическое значение.

Все перечисленные выше ошибки можно не допускать. Достаточно заранее проверить свои права, заключить необходимые соглашения и наладить связь с лицензиарами. Либо же оформить договор со специализированным аудиосервисом для бизнеса. Это сэкономит не только деньги, но и репутацию, время и нервы.

Виктория Драчева Исполнительный директор аудиосервиса Звук Бизнес
Михаил Закиматов Юрист в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности
Актуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Обложка: Mooping Indy · 
Shutterstock · Fotodom
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий