Алексей Баландин — франчайзи сети магазинов белья и колготок «Стильпарк» в подмосковном Раменском. Его магазин работает уже 1,5 года, но за это время успел пережить пандемию и связанные с ней ограничительные меры. Это вторая попытка предпринимателя развивать собственный бизнес. Первая оказалсь не столь успешной.
Франшиза или собственный бизнес
В течение долгого времени Алексей работал в качестве наемного сотрудника, но постепенно пришел к пониманию, что хочет работать на себя. Именно тогда появились первые мысли о франшизе, эта бизнес-модель показалась более выгодной по ряду причин:
1. Собственный бизнес требует больших вложений. Здесь существует два варианта развития событий — выполнять множество функций самостоятельно (заниматься рекламой, вести бухгалтерию, устанавливать программное обеспечение и т.д.), либо нанимать специалистов. В обоих случаях — это денежные или временные затраты. В случае с франшизой эти задачи решает компания — партнер.
2. Собственный бизнес — это метод проб и ошибок. Здесь нет готовой инструкции «как правильно», поэтому все приходится исследовать опытным путем, и каждый эксперимент будет так или иначе отражаться на бизнесе в целом. Франшиза — это готовая бизнес-модель, проверенная на практике управляющей компанией, поэтому она позволяет избежать большинства самых типичных и серьезных ошибок.
Эти доводы склонили чашу весов в пользу франшизы. Изучив представленные предложения, Алексей принял решение в пользу франшизы магазина нижнего белья и колготок «Стильпарк». Ему подошли предлагаемые компанией условия:
- отсутствие паушального взноса;
- минимальное роялти (1 % от оборота);
- объем инвестиций в реализацию проекта (франчайзер декларирует сумму до 3 млн руб.)
- перечень поддержки;
- выгодный сегмент.
Первая попытка запуска франшизы
Первый магазин предприниматель открыл осенью 2018 года в Одинцово. В выбранном торговом центре работал только один магазин белья, в ассортименте которого был представлен хороший выбор продукции только больших размеров, но при этом отсутствовало пересечение по торговым маркам.
В запуск было вложено примерно 2,5 млн руб. Первый месяц ожидаемо прошел без прибыли — все заработанное ушло на зарплату сотрудникам и собственные расходы магазина. Потом наступил декабрь, где достигнутые показатели были в рамках прогнозируемых, а вот после Нового года продажи начали стремительно падать. У магазина оказалась очень низкая проходимость — в день порядка 20 человек, из которых 6-8 совершали покупку.
Низкий трафик объяснялся тем, что в торговом центре по итогу так и не был заполнен второй этаж, администрация постоянно анонсировала, что там вот-вот откроется крупный фудкорт, начнет работать большой сетевой магазин одежды. Однако за полгода работы «Стильпарка» в торговом центре не изменилось ровным счетом ничего.
К маю люди практически исчезли из торгового центра. Чтобы дальше не генерировать убытки, Алексей совместно с франчайзером принял решение закрыть магазин. При этом его мнение об условиях франшизы осталось тем же.
Мы знаем, как непросто начать свое дело. Поэтому помогаем предпринимателям на старте. Переходите в телеграм-бота и получайте поддержку на каждом шагу с бесплатным Контур.Консультантом.
Почему для франшизы важна локация
Если магазин «живет» за счет трафика торгового центра, то одной из самых важных составляющих успеха будет правильный выбор локации. В истории сети «Стильпарк» есть еще один пример, когда месторасположение магазина было выбрано неудачно: франчайзи спешил запустить бизнес как можно быстрее и выбрал площадку самостоятельно — с высоким трафиком и низкой конверсией.
Хотите открыть бизнес? Присмотритесь к франшизе. А Эльба поможет сдавать отчетность через интернет. Для начинающих ИП — год обслуживания бесплатно!
Позже было принято решение перенести точку в другой торговый центр, который выбирался уже исходя из рекомендаций франчайзера. В результате средний чек магазина стал выше, а выручка больше.
Вторая попытка запуска франшизы
Ранее Алексей договорился с франчайзером о том, что при закрытии собственного фирменного магазина (который к тому времени проработал уже 1,5 года) компания передаст его предпринимателю практически в готовом виде. В результате Алексею не пришлось покупать новое оборудование (он отреставрировал мебель из магазина), сумма постановочного заказа тоже осталась без изменений (площадь нового магазина была даже чуть меньше одинцовского).
При принятии решения в пользу этого магазина франчайзи обращал пристальное внимание на трафик в магазине, его популярность у местных жителей, расположение самого торгового центра (находится в шаговой доступности от ж/д и автовокзала), а также наличие конкурентов. В новый магазин предприниматель вложил порядка 2,2 млн руб.
Компания декларирует экономическую модель, созданную на примере магазина площадью 60 кв. м с затратами на реализацию проекта 3 млн руб. (с учетом аренды, ремонта, оборудования, постановочного заказа, ФОТ). При среднем обороте в 1 млн руб. в месяц возврат инвестиций должен произойти в среднем через 1,5-2 года.

Второй магазин Алексея в Раменском практически сразу показал другие результаты. Огромную роль сыграла и локация — в этом торговом центре гораздо выше проходимость, а трафик магазина в 6 раз больше, чем в предыдущем. Площадь практически одинаковая, ассортимент тоже, однако и спрос вырос, и средний чек стал больше.
Конечно, определенные коррективы внес вынужденный локдаун, который стал полной неожиданностью для всех владельцев бизнеса. Однако его удалось пережить, и сейчас показатели, хоть и медленно, возвращаются к докризисному уровню.

Что происходит с рынком белья
Осенью спрос на белье падает, а на фоне пандемии это стало более заметно: клиенты стараются купить товары как можно быстрее, не тратят время на изучение магазинов поблизости. Белье не относится к товарам первой необходимости, но при этом довольно хорошо оборачивается во всех категориях, включая носки и чулки, отмечает Алексей Баландин. Хотя из-за пандемии в этом сегменте тоже снижается оборот и падает трафик.
Прошлый год оказал негативное влияние практически на все рынки. Проблемы со спросом возникли и на рынке белья. Аналитики консалтинговой компании McKinsey считают, что продажи здесь вернутся на уровень 2019 года не раньше конца 2022-го или даже начала 2023-го. А по прогнозам Euromonitor, в 2020 году продажи женского нижнего белья продемонстрируют сокращение на 13 % по сравнению с 2019-м. Этот рынок оценивается в $ 73 млрд, но пострадал он от пандемии COVID-19 немного меньше, чем рынок одежды в целом.
Если говорить о бельевом сегменте, то здесь рынок еще очень далек от насыщения. Продолжительный локдаун, безусловно, сыграл свою роль — многие несетевые магазины были вынуждены закрыться. Среди представителей крупных сетей есть и монобредовые, и ориентированные на определенную целевую аудиторию (возраст, размерная сетка).
Елена Попова, директор по развитию франчайзинга сети магазинов «Стильпарк»
Рядом с точкой «Стильпарка» в Раменском, которую открыл Алексей Баландин, есть только небольшие торговые точки и крупный несетевой магазин с широким ассортиментом. Один из магазинов уже закрылся.
Преимущества франшизы
Алексею оказывается всесторонняя поддержка: в подготовке дизайн-макетов, подборе сотрудников, менеджменте закупок, мерчендайзинге и т.д. Сейчас это обходится предпринимателю в 1 % от оборота. По словам Алексея, если вести бизнес самостоятельно, дополнительные издержки на найм дизайнеров и IT-специалистов будут довольно серьезными.
Управляющая компания сопровождает франчайзи на всех этапах — от поиска помещения до текущих рабочих вопросов, например, оказывает помощь в подборе и обучении персонала, в формировании постановочного заказа и подсортировке товарных остатков, продвижении, маркетинге. Также предоставляет техническую поддержку и систему управления продажами на базе 1С.
Среди ограничений — 80 % товара должны быть предоставлены франчайзером, еще 20 % франчайзи может заказать отдельно. Независимый выбор дает больше свободы при выборе поставщиков при условии нормального оборота.
Нижнее белье и колготки — товар, который всегда востребован, вне зависимости от времени года и экономического положения. Эта продукция не подлежит обмену и возврату, а в рознице процент возврата довольно высокий. Здесь нет ярко выраженной сезонности, поэтому не возникает необходимость обновлять ассортимент каждый сезон и делать скидки на прошлогодние коллекции.
Еще один важный момент: нижнего белья никогда не бывает достаточно. Его покупают в подарок, под определенный наряд, просто, чтобы поднять себе настроение. Благодаря своей доступности, белье не требует серьезных вложений, как, например, шуба, туфли или дорогие аксессуары, и часто выступает в роли спонтанной покупки.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что этот рынок перспективный, а продукция будет пользоваться регулярным спросом, несмотря на обстоятельства.
Елена Попова, директор по развитию франчайзинга сети магазинов «Стильпарк»
При выборе франчайзи компания обращает внимание на наличие инвестиций, настрой партнера и готовность работать в рамках определенных стандартов и правил.
Как выбирать франшизу
Алексей дает несколько рекомендаций для выбора подходящей франшизы:
- Тщательно изучите предложения, представленные на выставках франшиз, чтобы выбрать проект с наиболее подходящими вам условиями. Я противник паушального взноса и готов платить его только в том случае, если франчайзер пропишет свою ответственность при бизнес-провале франчайзи, и мы будем делить все риски пополам. Если франчайзер сможет возместить мне половину убытков, паушальный взнос будет оправдан, но пока что таких предложений я не встречал.
- Не вкладывайте последние деньги. Если бы у меня не было финансовой подушки, после того, как первый магазин не сработал, мне бы пришлось намного тяжелее. Подушка безопасности должна обеспечивать вас в течение полугода, а лучше — дольше. 2020 год показал, что все может случиться. Сначала никто не верил, что торговлю закроют хотя бы на неделю, но теперь мы вынуждены привыкать к новым условиям и новым рискам.
- Прописывайте любые устные и письменные договоренности с франчайзером и арендодателем. Если они на это не соглашаются, значит, не могут дать никаких гарантий.
- Очевидный стоп-сигнал, если франчайзер не дает контактов действующих и закрывшихся франчайзи.
- Обратите внимание на динамику открытия и закрытия франшиз. Любой франчайзинг — это сетевой бизнес. Некоторые франчайзеры говорят, что они развиваются, но при этом оказывается, что в последние два года у них закрылось несколько десятков магазинов. Это плохой признак.
- Оцените масштабы франчайзера. Если это мелкий оптовый магазин, который закупает товар, перепродает его и требует паушальный взнос в 400 000 руб., то, скорее всего, он просто пытается быстро заработать на нескольких франчайзи. Нужно обращать внимание на размер сети. Если она маленькая, задумайтесь о причинах и о том, как это повлияет на ваш проект.
Оформите ИП бесплатно без визита в налоговую через сервис регистрации бизнеса в Контуре и получите год обслуживания в онлайн-бухгалтерии Эльба в качестве бонуса
Поможем на всех этапах: от регистрации до сдачи отчетности
Поможем на всех этапах: от регистрации до сдачи отчетности