Зачем магазину ревизия и чем она отличается от инвентаризации — Контур.Маркет — СКБ Контур

Зачем магазину ревизия и чем она отличается от инвентаризации

17 июня 2022

И ревизия, и инвентаризация связаны с подсчетом товаров и имущества предприятия, а потому их часто используют как слова-синонимы. Мы уже рассказали об инвентаризации, в этой статье раскроем, что такое ревизия и зачем она магазину.

В чем разница между ревизией и инвентаризацией

Инвентаризацию в магазине проводят по инициативе его руководства или ответственных сотрудников. Цель — сверить остатки с данными в учетной системе и проверить состояние товара.

Например, в магазин поступило пять пачек сливочного масла 82%. Три из них продали, но одну забыли списать, или система учета дала сбой. Четвертая пачка испортилась, а пятую провели в системе как масло 75%. В учетных данных числится ещё три пачки масла, а по факту только одна — и та испорченная. А у масла 75% наоборот — на одну пачку больше. 

Чтобы выявить все эти расхождения и добраться до причин, в магазинах проводят инвентаризации: по плану, при смене сотрудника или каждый день — на усмотрение хозяина бизнеса.

Ревизия — это комплексная проверка предприятия. Её может проводить сам магазин: например, в качестве подготовки к проверке ФНС. Но всё-таки чаще всего ревизия — удел государственных органов. Как пример — когда налоговая служба решает проверить полноту уплаты юридическим лицом налогов, сборов, страховых взносов. 

Для магазинов и мелкого бизнеса больше характерны выборочные проверки: выездные (когда представитель проверяющего органа приезжает на предприятие) и документарные (когда у бизнеса запрашивают документы для проверки удаленно). 

Проверки могут проводить государственные органы или акционеры и совладельцы бизнеса. Например, франчайзер проверяет, как у франчайзи идет учет, нет ли воровства. Цель — убедиться, что предприятие ведет финансово-хозяйственную деятельность с учетом всех требований и норм.

Внешние проверки регулирует Федеральный закон 26.12.2008 № 294 и часть 1 Налогового кодекса РФ.

Какие контролирующие органы могут затеять проверку и зачем:

  • ФНС интересует, насколько исправно налогоплательщик платит налоги и ведет учет;
  • Ростехнадзор проверяет, не вредит ли деятельность предприятия сотрудникам, обществу или экологии;
  • МВД, руководствуясь Приказом от 30.06.2009 МВД РФ № 495 и ФНС РФ № ММ-7-2-347, направляет материалы в ФНС для решения о назначении выездной или камеральной налоговой проверки;
  • Трудовая инспекция проверяет, соблюдает ли компания права сотрудников;
  • Роспотребнадзор контролирует соблюдение прав конечного потребителя, то есть покупателей, гостей и клиентов;
  • Пожарнадзор отвечает за исполнение норм пожарной безопасности.

Правила проведения проверки в магазине

Проверки бывают плановые и внеплановые. 

Расписание плановых проверок размещено на сайте Генеральной прокуратуры. Их назначают каждые три года, так было до пандемии. Сначала из-за ковида, а теперь из-за международных санкций плановые проверки отменены, но не все. Такую меру поддержки объявило государство, чтобы дополнительно не усложнять жизнь бизнесу.

«Мораторий» на проверки касается только проверок по Федеральным законам от 31.07.2020 № 248-ФЗ и от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Другими словами, не проводят свои проверки МЧС, Роспотребнадзор, Трудовая инспекция. «Мораторий» действует до конца 2022 года на основании Постановления Правительства от 10.03.2022 № 336.

Среди исключений — организации, которые связаны с безопасностью детей (школы, лагеря, роддома). Их по-прежнему планово проверяют на соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и противопожарных мер. По части промышленной безопасности «Мораторий» не действует на производственные объекты II класса опасности (среди них предприятия, которые работают с большими объемами газа, угля и пр.).

Внеплановые проверки организуют, как правило, по обращению в контролирующий орган. Например, клиент не получил на кассе чек, сообщил об этом в ФНС, и регулирующий орган проводит внеплановую проверку. Если выявлено нарушение, сотрудник ФНС может вернуться через время, чтобы убедиться, что ситуация не повторяется.

Сигналом для проведения проверки может быть любая деятельность, вызывающая вопросы или подозрения. Например, если налоговые отчисления компании ниже, чем у аналогичных предприятий в районе. Другие причины: организация показывает убыточность на протяжении нескольких лет, сменила несколько мест регистрации или игнорирует запросы от ФНС.

Вот как происходит проверка.

  1. Организация получает предупреждение о проведении проверки. При плановой — за три дня, при внеплановой — за сутки.
  2. Сотрудник, который узнал о проверке, должен передать эту информацию руководителю. Как правило, за коммуникацию с проверяющими органами в организации отвечает бухгалтерия или юридический отдел, в зависимости от вида проверки.
  3. Форма проверки может быть документарной или выездной. При документарной предприятие должно направить запрашиваемые документы в проверяющий орган в течение 10 рабочих дней. Сами проверки не должны занимать более 20 дней.
  4. Должностное лицо, которое будет проводить проверку, предъявляет предпринимателю служебное удостоверение и знакомит его с документами, которые послужили причиной проверки. Среди таких документов-оснований для плановой проверки — распоряжение или приказ руководителя проверяющего органа (или заместителя руководителя). Для внеплановой — заявление о нарушении от гражданина, юридического лица или предпринимателя. 
  5. Сотрудники контролирующих органов могут беспрепятственно посещать и обследовать все помещения, запрашивать и изучать документы, но только те, которые относятся к их полномочиям. Например, Ростехнадзор не вправе требовать у бизнеса налоговую декларацию, а ФНС — план пожарной безопасности.
  6. По итогам проверки составляют акт в двух экземплярах. К нему прикладывают протоколы и заключения проведенных исследований, объяснения работников, предписания об устранении выявленных нарушений.
Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи