«Меркурий» и маркировка для молока: как общепиту соблюдать все требования — Контур.Маркет — СКБ Контур

«Меркурий» и маркировка для молока: как общепиту соблюдать все требования

18 мая 2022

Производители, оптовики и точки общепита должны работать в двух системах: «Меркурий» и Честный ЗНАК. В первой, если производят или продают товары животного происхождения, во второй — если участвуют в обороте товаров, которые нужно маркировать. Рассказываем, для чего вводились системы контроля, как учитывать пересекающиеся товарные группы, и освобождает ли «Меркурий» от работы с маркировкой в Честном ЗНАКе.

ФГИС «Меркурий» и молочная продукция

ФГИС «Меркурий» — это система для надзора за сельхозпродукцией. Каждый участник оборота фиксирует в ней перемещения товара с помощью ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) и передает их в Россельхознадзор. За счет этого появляется прослеживаемость партий: от коровы, которая дает молоко, до бутылки молока, которую принимает розничная точка. Цель внедрения «Меркурия» — обеспечить качество поставляемой продукции, которая соответствует всем нормам Россельхознадзора. 

ВСД оформляют на продукты животного происхождения: от мяса с рыбой до комбикорма и удобрений. Ознакомиться с полным списком подконтрольной продукции можно в Приказе Минсельхоза от 18.12.2015 № 648

«Меркурий» полезен не только потребителю и контролирующим органам, но и общепиту. Раньше, до создания системы, ответственность за некачественный товар чаще всего ложилась на общепит. С появлением прозрачного контроля расследовать нарушения стало проще, что защищает общепит от ложных обвинений. 

Пример работы с «Меркурием»

Ферма оформляет электронный ВСД на партию молока и отправляет на молокозавод. Завод гасит ВСД от поставщика при получении, перерабатывает молоко и упаковывает, затем отправляет получателю — кофейне. Кофейня гасит ВСД при получении.

Маркировка и молочка

Система маркировки обеспечивает прослеживаемость конкретного товара с момента его создания до продажи конечному потребителю. Цель внедрения системы маркировки — снизить уровень контрафакта на рынке и повысить качество продуктов. Благодаря системе маркировки каждый покупатель может узнать, где и когда был произведен товар. Контроль за оборотом происходит по кодам маркировки, которые все участники рынка указывают в универсальных передаточных документах (УПД).

Десяток товарных групп уже подлежит обязательной маркировке, скоро к ним добавится еще несколько. Ознакомиться с полным списком можно в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р

Благодаря системе маркировки потребитель может быть уверен, что ему не продали подделку, производитель повышает доход за счет ухода с рынка недобросовестных компаний, а государство выводит в легальное поле производителей, которые ранее уклонялись от налогов. 

Как происходит работа с маркировкой. Производитель заказывает коды маркировки для каждой упаковки молока, печатает этикетки и наносит их на упаковку. Когда производитель продает партию молока оптовику, он вводит товар в оборот в системе мониторинга Честный ЗНАК с помощью УПД. Оптовик принимает УПД и тем самым подтверждает в Честном ЗНАКе переход права собственности на товар. Оптовик продает ресторану молоко и сопровождает поставку УПД. 

Тонкости при работе с маркировкой

С 1 декабря 2023 года общепит обязан принимать УПД на молочку. А продажу отражать в Честном ЗНАКе одним из двух способов: если продает молочку в упаковке, то надо сканировать на кассе код маркировки; если использует молочку для приготовления, то выводить такую продукцию из оборота нужно с помощью списания в системе Честный ЗНАК.

При обороте молока общепиту нужно работать с обеими системами

Работа с «Меркурием» не освобождает участников оборота молока от работы в системе Честный ЗНАК для маркировки, так как это два разных инструмента госконтроля. В «Меркурии» продукция учитывается партиями, а маркировка в Честном ЗНАКе — поштучно. 

Кроме того, надзор за сельхозпродукцией обеспечивает Россельхознадзор, за маркированной — Роспотребнадзор. За нарушения правил работы с «Меркурием» компании грозит штраф, а за нарушение в работе с системой маркировки может последовать не только административная, но и уголовная ответственность.  

Так как обязательства учета разные, то работать общепиту необходимо в двух системах одновременно: при приходе партии молока нужно принимать и ВСД из «Меркурия», и УПД из Честного ЗНАКа. Аналогично и с формированием расхождений, возвратов, отказов и других операций. 

Есть и связь между системами: конкретный код маркировки должен быть привязан к конкретному ВСД, иначе продукцию нельзя ввести в оборот, а значит, продавать.

market

Попробуйте Контур.Маркет для общепита бесплатно

В течение 14 дней пользуйтесь учетом ингредиентов и блюд, работой с «Меркурием» и маркировкой.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи