Надежда на одежду: российский fashion‑рынок замещает зарубежные бренды — СКБ Контур

Надежда на одежду: российский fashion‑рынок замещает зарубежные бренды

25 мая 2023

Уход зарубежных брендов дал толчок развитию российского рынка одежды. В последний год он показывает стабильный рост. Больше всего организаций такого профиля открывается в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Что касается выручки от реализации одежды, то всплеск спроса пришелся на март-апрель 2022 года, сейчас рынок стабилизировался. Аналитики API Контур.Фокуса и Контур.Маркета изучили ситуацию.

Производство одежды в России

Аналитики API Контур.Фокуса, сервиса для автоматизированной проверки контрагентов, изучили состояние российских компаний, которые занимаются производством одежды. Эксперты посчитали количество таких организаций на 1 января 2021 года и сравнили их с данными на май 2023 года.

Тренд на российский бренд

За последние три года рынок российской одежды прирос на 7, 6 %. Если на начало 2020 года в этом секторе насчитывалось 30, 98 тыс компаний, то сейчас их стало 33, 33 тыс.

Российский fashion-рынок замещает зарубежные бренды

На протяжении 2021 года и до середины 2022 года рынок пережил небольшое падение, но затем показал рост, который продолжается до сих пор.

Количество компаний отечественного fashion-рынка(ед.)

Месяц 2021 2022 2023

1

30 985

30 362

32 247

2

29 882

30 453

32 377

3

29 601

30 610

32 690

4

29 572

30 678

32 998

5

29 547

30 933

33 325

6

29 722

31 175

 

7

29 719

31 283

 

8

29 739

31 496

 

9

29 886

31 787

 

10

29 993

31 953

 

11

30 209

32 079

 

12

30 398

32 331

 

Регистрации и ликвидации

За последние 2,5 года количество регистраций в этом секторе превысило количество ликвидаций: 13 тыс. против 11,2 тыс. Больше всего организаций закрылись в начале 2021 года, вероятнее всего, под влиянием пандемии.

Динамика ликвидаций (ед.)

Месяц 2021 2022 2023

1

1 381

322

371

2

768

309

253

3

617

424

263

4

590

343

235

5

243

298

 

6

430

401

 

7

398

341

 

8

310

278

 

9

351

309

 

10

270

291

 

11

271

271

 

12

469

472

 

Пик регистраций пришелся на март 2022 года, когда некоторые иностранные бренды закрыли свои магазины и объявили об уходе из России.

Динамика регистраций (ед.)

Месяц 2021 2022 2023

1

352

374

445

2

415

438

531

3

546

490

593

4

556

576

536

5

396

503

 

6

432

504

 

7

390

516

 

8

438

571

 

9

431

451

 

10

470

376

 

11

425

501

 

12

436

356

 

Где лидеры российской моды

Аналитики изучили, в каких регионах производство одежды развивается активнее всего, а в каких наблюдается отставание. Больше всего компаний в Москве —- 4970 и Московской области —-2686. Меньше всего производится одежды в Ненецком автономном округе и Байконуре: 4 и 1 соответственно.

Регионы-лидеры по количеству производителей одежды (ед.)

Регион янв 2021 май 2023

77 Москва

4420

4970

50 Московская область

2286

2686

78 Санкт-Петербург

1975

2042

37 Ивановская область

1471

1880

54 Новосибирская область

1008

1155

Аналитики API Контур.Фокуса констатируют, что с января 2021 года по май 2021 года наблюдается снижение количества организаций — производителей одежды. Причина — последствия пандемии.

Затем рынок плавно восстанавливался, к маю 2022 достиг прежних показателей, после чего начался стабильный рост. Вероятно, влияние на тренд оказал уход зарубежных брендов, которые освободили место в этой нише для российских производителей. Сектор по-прежнему показывает рост, хотя и не такой активный. Возможно, это связано с тем, что рынок постепенно перестраивается на китайский и турецкий импорт, развиваются сервисы параллельного импорта из Европы.

Реализация одежды

Аналитики Контур.Маркета, системы сервисов для автоматизации розницы, проверили ситуацию на рынке одежды за периоды с марта по май 2021, 2022, 2023 годов. Данные собрали с 30 тысяч торговых точек по всей Российской Федерации.

В 2023 году самыми популярными товарами из категории стали жилеты и джинсы. Количество продаж жилетов выросло на 8%, сумма продаж на 5%. Спрос на джинсы стабилен — рост чеков составил 1%, сумма в рублях — плюс 15%.

Динамика выручки от реализации одежды (руб.) в 2021–2023 гг.,%

Категория 2022 к 2021 2023 к 2022

Юбки

-27%

18%

Джинсы

5%

15%

Жакеты

3%

8%

Жилеты

23%

5%

Рубашки

-14%

4%

Брюки

-3%

0%

Блузы

-16%

-1%

Термобелье

25%

-3%

Спортивная одежда

-25%

-4%

Футболки и топы

-12%

-5%

Одежда для детей

-9%

-5%

Костюмы

-5%

-8%

Свитеры, джемперы и кардиганы

8%

-10%

Нижнее белье

42%

-13%

Леггинсы

4%

-15%

Пляжная одежда

-23%

-21%

Комбинезоны

48%

-21%

Шорты

-26%

-22%

Платья

-30%

-25%

Одежда для дома и сна

17%

-31%

Толстовки и олимпийки

3%

-41%

Общая динамика показывает, что резкий спрос на товары из категории одежда пришелся на март — апрель 2022 года — именно тогда многие бренды стали заявлять об уходе с российского рынка. Сейчас рынок стабилизировался, тем более, что многие бренды вернулись обратно, хотя и под другими названиями. Продажи одежды в мае 2023 года несколько снизились — на 19% по количеству чеков и на 5% по выручке. Одновременно аналитики Контур.Маркета отмечают, что цены выросли практически на все виды товаров.

Динамика средних цен, май 2021 — май 2023 гг., %

Категория май 2022 к маю 2021 май 2023 к маю 2022

Блузы

48%

27%

Брюки

34%

14%

Джинсы

30%

9%

Жакеты

9%

18%

Жилеты

23%

-6%

Комбинезоны

52%

-5%

Костюмы

41%

-1%

Леггинсы

49%

1%

Нижнее белье

32%

8%

Одежда (другое)

-2%

34%

Одежда для детей

5%

-2%

Одежда для дома и сна

16%

5%

Платья

-2%

52%

Пляжная одежда

32%

4%

Рубашки

45%

16%

Свитеры, джемперы и кардиганы

13%

8%

Спортивная одежда

49%

45%

Термобелье

9%

37%

Толстовки и олимпийки

22%

45%

Футболки и топы

34%

17%

Шорты

41%

16%

Юбки

29%

41%


Другие новости

Все новости