Уход зарубежных брендов дал толчок развитию российского рынка одежды. В последний год он показывает стабильный рост. Больше всего организаций такого профиля открывается в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. Что касается выручки от реализации одежды, то всплеск спроса пришелся на март-апрель 2022 года, сейчас рынок стабилизировался. Аналитики API Контур.Фокуса и Контур.Маркета изучили ситуацию.
Производство одежды в России
Аналитики API Контур.Фокуса, сервиса для автоматизированной проверки контрагентов, изучили состояние российских компаний, которые занимаются производством одежды. Эксперты посчитали количество таких организаций на 1 января 2021 года и сравнили их с данными на май 2023 года.
Тренд на российский бренд
За последние три года рынок российской одежды прирос на 7, 6 %. Если на начало 2020 года в этом секторе насчитывалось 30, 98 тыс компаний, то сейчас их стало 33, 33 тыс.
На протяжении 2021 года и до середины 2022 года рынок пережил небольшое падение, но затем показал рост, который продолжается до сих пор.
Количество компаний отечественного fashion-рынка(ед.)
Месяц | 2021 | 2022 | 2023 |
---|---|---|---|
1 |
30 985 |
30 362 |
32 247 |
2 |
29 882 |
30 453 |
32 377 |
3 |
29 601 |
30 610 |
32 690 |
4 |
29 572 |
30 678 |
32 998 |
5 |
29 547 |
30 933 |
33 325 |
6 |
29 722 |
31 175 |
|
7 |
29 719 |
31 283 |
|
8 |
29 739 |
31 496 |
|
9 |
29 886 |
31 787 |
|
10 |
29 993 |
31 953 |
|
11 |
30 209 |
32 079 |
|
12 |
30 398 |
32 331 |
Регистрации и ликвидации
За последние 2,5 года количество регистраций в этом секторе превысило количество ликвидаций: 13 тыс. против 11,2 тыс. Больше всего организаций закрылись в начале 2021 года, вероятнее всего, под влиянием пандемии.
Динамика ликвидаций (ед.)
Месяц | 2021 | 2022 | 2023 |
---|---|---|---|
1 |
1 381 |
322 |
371 |
2 |
768 |
309 |
253 |
3 |
617 |
424 |
263 |
4 |
590 |
343 |
235 |
5 |
243 |
298 |
|
6 |
430 |
401 |
|
7 |
398 |
341 |
|
8 |
310 |
278 |
|
9 |
351 |
309 |
|
10 |
270 |
291 |
|
11 |
271 |
271 |
|
12 |
469 |
472 |
Пик регистраций пришелся на март 2022 года, когда некоторые иностранные бренды закрыли свои магазины и объявили об уходе из России.
Динамика регистраций (ед.)
Месяц | 2021 | 2022 | 2023 |
---|---|---|---|
1 |
352 |
374 |
445 |
2 |
415 |
438 |
531 |
3 |
546 |
490 |
593 |
4 |
556 |
576 |
536 |
5 |
396 |
503 |
|
6 |
432 |
504 |
|
7 |
390 |
516 |
|
8 |
438 |
571 |
|
9 |
431 |
451 |
|
10 |
470 |
376 |
|
11 |
425 |
501 |
|
12 |
436 |
356 |
Где лидеры российской моды
Аналитики изучили, в каких регионах производство одежды развивается активнее всего, а в каких наблюдается отставание. Больше всего компаний в Москве —- 4970 и Московской области —-2686. Меньше всего производится одежды в Ненецком автономном округе и Байконуре: 4 и 1 соответственно.
Регионы-лидеры по количеству производителей одежды (ед.)
Регион | янв 2021 | май 2023 |
---|---|---|
77 Москва |
4420 |
4970 |
50 Московская область |
2286 |
2686 |
78 Санкт-Петербург |
1975 |
2042 |
37 Ивановская область |
1471 |
1880 |
54 Новосибирская область |
1008 |
1155 |
Аналитики API Контур.Фокуса констатируют, что с января 2021 года по май 2021 года наблюдается снижение количества организаций — производителей одежды. Причина — последствия пандемии.
Затем рынок плавно восстанавливался, к маю 2022 достиг прежних показателей, после чего начался стабильный рост. Вероятно, влияние на тренд оказал уход зарубежных брендов, которые освободили место в этой нише для российских производителей. Сектор по-прежнему показывает рост, хотя и не такой активный. Возможно, это связано с тем, что рынок постепенно перестраивается на китайский и турецкий импорт, развиваются сервисы параллельного импорта из Европы.
Реализация одежды
Аналитики Контур.Маркета, системы сервисов для автоматизации розницы, проверили ситуацию на рынке одежды за периоды с марта по май 2021, 2022, 2023 годов. Данные собрали с 30 тысяч торговых точек по всей Российской Федерации.
В 2023 году самыми популярными товарами из категории стали жилеты и джинсы. Количество продаж жилетов выросло на 8%, сумма продаж на 5%. Спрос на джинсы стабилен — рост чеков составил 1%, сумма в рублях — плюс 15%.
Динамика выручки от реализации одежды (руб.) в 2021–2023 гг.,%
Категория | 2022 к 2021 | 2023 к 2022 |
---|---|---|
Юбки |
-27% |
18% |
Джинсы |
5% |
15% |
Жакеты |
3% |
8% |
Жилеты |
23% |
5% |
Рубашки |
-14% |
4% |
Брюки |
-3% |
0% |
Блузы |
-16% |
-1% |
Термобелье |
25% |
-3% |
Спортивная одежда |
-25% |
-4% |
Футболки и топы |
-12% |
-5% |
Одежда для детей |
-9% |
-5% |
Костюмы |
-5% |
-8% |
Свитеры, джемперы и кардиганы |
8% |
-10% |
Нижнее белье |
42% |
-13% |
Леггинсы |
4% |
-15% |
Пляжная одежда |
-23% |
-21% |
Комбинезоны |
48% |
-21% |
Шорты |
-26% |
-22% |
Платья |
-30% |
-25% |
Одежда для дома и сна |
17% |
-31% |
Толстовки и олимпийки |
3% |
-41% |
Общая динамика показывает, что резкий спрос на товары из категории одежда пришелся на март — апрель 2022 года — именно тогда многие бренды стали заявлять об уходе с российского рынка. Сейчас рынок стабилизировался, тем более, что многие бренды вернулись обратно, хотя и под другими названиями. Продажи одежды в мае 2023 года несколько снизились — на 19% по количеству чеков и на 5% по выручке. Одновременно аналитики Контур.Маркета отмечают, что цены выросли практически на все виды товаров.
Динамика средних цен, май 2021 — май 2023 гг., %
Категория | май 2022 к маю 2021 | май 2023 к маю 2022 |
---|---|---|
Блузы |
48% |
27% |
Брюки |
34% |
14% |
Джинсы |
30% |
9% |
Жакеты |
9% |
18% |
Жилеты |
23% |
-6% |
Комбинезоны |
52% |
-5% |
Костюмы |
41% |
-1% |
Леггинсы |
49% |
1% |
Нижнее белье |
32% |
8% |
Одежда (другое) |
-2% |
34% |
Одежда для детей |
5% |
-2% |
Одежда для дома и сна |
16% |
5% |
Платья |
-2% |
52% |
Пляжная одежда |
32% |
4% |
Рубашки |
45% |
16% |
Свитеры, джемперы и кардиганы |
13% |
8% |
Спортивная одежда |
49% |
45% |
Термобелье |
9% |
37% |
Толстовки и олимпийки |
22% |
45% |
Футболки и топы |
34% |
17% |
Шорты |
41% |
16% |
Юбки |
29% |
41% |