В России растет количество интернет-провайдеров: за три года их количество увеличилось 15%. Больше всего таких компаний работает в Москве и Дагестане. Другие подробности — в исследовании проекта Контур.Фокус.
Аналитики проекта Контур.Фокус изучили, как изменилась отрасль интернет-провайдеров за три года. Рассматривали период с 1 августа 2022 года по 1 августа 2025 года. В исследование вошли компании, зарегистрированные под ОКВЭД “Деятельность по предоставлению услуг по передаче данных и услуг доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет”, “Деятельность по предоставлению услуг подвижной связи для доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет”, “Деятельность по предоставлению услуг доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет оператором спутниковой связи”.
Как менялась динамика отрасли
Как показало исследование, с августа 2022 года до августа 2024 года, количество интернет-провайдеров выросло с 400 компаний до 461.
Таблица 1. Количество организаций в период с 01.08.2022 по 01.08.2025
Количество на начало, ед. | Количество на конец, ед. | Изменение, ед. | Изменение, %. |
---|---|---|---|
400 |
461 |
61 |
15,25% |
Как менялась динамика регистраций и ликвидаций
Больше всего новых компаний в отрасли появилось в 2023 и 2024 годах: 62 и 64 соответственно. Для сравнения, в 2022 году их было 18, в неполном 2025 — 34. Всего за три года сфера интернет-провайдеров приросла на 178 игроков.
Ликвидаций в том же периоде было меньше — 158. Больше всего компаний закрылось в 2024 году — 60. Для сравнения, в 2022 году — 26, в 2023 — 48.
Таблица 2. Количество регистраций и ликвидаций в период с 01.08.2022 по 31.07.2025
Период | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | Всего |
---|---|---|---|---|---|
Регистрации |
18 |
62 |
64 |
34 |
178 |
Ликвидации |
26 |
48 |
60 |
24 |
158 |
В каких регионах активнее всего регистрируются интернет-провайдеры
Лидером по количеству регистраций интернет-провайдеров стала Москва, где за три года появилось 21 новая компания.
На втором месте с 15 компаниями — Красноярский край.
Третье место поделили Кемеровская и Московская области, где появилось по 13 новых игроков.
На четвертом месте с 12 регистрациями — Республика Дагестан.
И на пятом с 10 регистрациями Краснодарский край.
Таблица 3. Количество регистраций по регионам в период с 01.08.2022 по 31.07.2025
Регион | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | Всего |
---|---|---|---|---|---|
Москва |
3 |
7 |
7 |
4 |
21 |
Красноярский край |
0 |
5 |
10 |
0 |
15 |
Кемеровская область |
0 |
2 |
10 |
1 |
13 |
Московская область |
1 |
5 |
4 |
3 |
13 |
Республика Дагестан |
0 |
5 |
3 |
4 |
12 |
По количеству ликвидаций за три года также лидирует Москва — там закрылось 13 компаний.
На втором месте с 10 ликвидациями — Краснодарский край.
На третьем — Республика Дагестан, Кемеровская область и Санкт-Петербург, где закрылись по 8 компаний.
Таблица 4. Количество ликвидаций по регионам в период с 01.08.2022 по 31.07.2025, ед.
Регион | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | Всего |
---|---|---|---|---|---|
Москва |
3 |
6 |
3 |
1 |
13 |
Краснодарский край |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
Республика Дагестан |
2 |
2 |
4 |
0 |
8 |
Кемеровская область |
1 |
2 |
4 |
1 |
8 |
Санкт-Петербург |
2 |
2 |
1 |
3 |
8 |
В каких регионах больше всего интернет-провайдеров
По данным на август 2025 года, наибольшее количество компаний из отрасли интернет-провайдеров работает в Москве — 55 (+17,02% за три года или +8 компаний).
На втором месте — Дагестан, где из 38 (+15,15% за три года или +5 компаний).
На третьем месте с 30 участниками — Московская область (+30,43% за три года или +7 компаний).
На четвертом — Красноярский край, где работает 24 таких компании (+84,62% за три год или + 11 компаний).
На пятом — Краснодарский край. Там, по данным на август 2025 года, действует 21 участник. Интересно, что Краснодарский край — единственный в пятерке регионом-лидеров, где количество интернет-провайдеров за три года не изменилось.
Таблица 5. Количество организаций в период с 01.08.2022 по 01.08.2025
Регион | Количество на начало периода | Количество на конец периода | Изменение, ед | Изменение,% |
---|---|---|---|---|
Москва |
47 |
55 |
8 |
17,02% |
Республика Дагестан |
33 |
38 |
5 |
15,15% |
Московская область |
23 |
30 |
7 |
30,43% |
Красноярский край |
13 |
24 |
11 |
84,62% |
Краснодарский край |
21 |
21 |
0 |
0,00% |
Кого больше в отрасли интернет-провайдеров: предпринимателей или юрлиц
Количество юрлиц в отрасли превышает количество предпринимателей: 240 против 221. Однако, этот разрыв постепенно сокращается. За три года доля предпринимателей в отрасли выросла с 41,50% до 47,94% (+6,44%). А доля юрлиц уменьшилась с 58,50% до 52,06% (- 6,44%).
Таблица 6. Доля ИП в период с 01.08.2022 по 01.08.2025
Доля ИП на начало | Доля ИП на конец, % | Изменение доли юрлиц, % |
---|---|---|
41,50% |
47,94% |
6,44% |
Таблица 7. Доля юрлиц в период с 01.08.2022 по 01.08.2025
Доля юрлиц на начало, % | Доля юрлиц на конец, % | Изменение доли юрлиц, % |
---|---|---|
58,50% |
52,06% |
-6,44% |
За три года в отрасли появилось 55 новых предпринимателей: было 166, а стало 221 (+33,13%). Юрлиц стало больше на 6 участников: было 234, а стало 240 (+2,56%).
Таблица 8. Количество организаций в период с 01.08.2022 по 01.08.2025
ОПФ | Количество на начало, ед | Количество на конец, ед | Изменение, ед | Изменение, % |
---|---|---|---|---|
ИП |
166 |
221 |
55 |
33,13% |
ЮЛ |
234 |
240 |
6 |
2,56% |
Всего |
400 |
461 |
61 |
15,25% |
Вероника Скороходова
Аналитик проекта Контур.ФокусОдной из причин роста сегмента интернет-провайдеров может быть спрос на подключение проводного интернета: мобильный интернет часто работает нестабильно, что затрудняет удаленную работу. Вторая причина — это курс на цифровизацию, который подразумевает в том числе подключение к Интернету удаленных населенных пунктов. Интересно, что одним из регионов, которые лидируют по количеству интернет-провайдеров, является Дагестан. Это можно объяснить сочетанием нескольких факторов. Один из них — рельеф, который требует нестандартных решений подключения. С одной стороны — это сложность для участников рынка, с другой — возможность для развития местных игроков, которые успешно занимают свободную нишу. Другой, более типичный фактор для прочих территорий страны — господдержка отрасли.