Как работать с зумерами — Контур

Как работать с зумерами и не выгореть самому

25 марта 2025 Мнение

Взаимодействие с новым поколением сотрудников — зумерами, которым сейчас 18-27 лет, — требует от бизнеса новых подходов и HR-практик. Предшествовавшие «зетам» поколения были более мотивированы, не требовали так часто «особого отношения» и не нуждались во «вдохновении и ресурсном состоянии», чтобы отлично работать. Поговорим о том, как находить общий язык с поколением зумеров и самому получать от этого заряд энтузиазма.

Александр Долгов Основатель foodtech-стартапа «ЧебурекМи»

Особенности поколения Z

На рынке труда все больше представителей поколения Z. Особенно часто в молодых сотрудниках нуждаются сетевые активно развивающиеся бизнесы. Хотя и для высокотехнологичных компаний прием на работу 23-24-летних кандидатов уже рядовой случай, тем более что зумеры — первое поколение, выросшее в мире интернета и погруженное в мир технологий с первых лет жизни.  

Нельзя записывать всех молодых кандидатов и сотрудников в одну категорию и считать «безответственными», «слабовольными», амбициозными не по возрасту и опыту работы, склонными менять работу каждые полгода. Такие оценки в последнее время все чаще можно встретить в информационном поле. При этом среди зумеров много тех, у кого уже ипотека и семья. Однако в работе с этим поколением все равно есть свои особенности. Например, иногда кажется, что мотивировать их нужно вдвое больше, чем других, из-за чего недолго выгореть и самому предпринимателю. Но если придерживаться определенных правил, то с этим можно справиться.

Обмен идеями и геймификация

Давайте зумерам возможность подавать идеи, участвовать во внутренних конкурсах, разнообразьте для них даже рутинные задачи за счет геймификации. Они заинтересованы в самовыражении, им важна возможность решать нестандартные задачи, участвовать в ярких проектах. Провести конкурс на самый интересный рецепт блюда с фотоотчетом в соцсетях компании — подходящий способ повысить вовлеченность зумера в работу. Или же можно предложить сотрудникам изменить скрипты разговоров с клиентами, придумав более яркие «заходы».

Молодые сотрудники хотят участвовать наравне с более опытными в дискуссиях, подавать самостоятельно идеи и предложения. Поэтому приглашайте их на мозговые штурмы для обсуждения нововведений и стратегий. Большинство их идей окажутся слишком смелыми, но попадутся и ценные, а главное — сотрудники не почувствуют, что в компании инициатива наказуема. Когда зумеров слушают, они проявляют вдохновляющий энтузиазм. Так что для предпринимателя главное — самому принять правила игры зумеров, создать для них демократичную атмосферу и приветствовать их свежий взгляд на бизнес. Тогда ему не будет угрожать выгорание.

Эксперименты с форматами обучения

Обучайте зумеров в понятном и близком им динамичном диджитал-формате. Учиться они должны достаточно легко и не без удовольствия. Подойдут вертикальные видео, например с пошаговым разбором того, как готовить бургеры или вести диалог с раздраженным клиентом. Чем больше коротких эпизодов окажется в ролике, тем лучше: лаконичная информация легче воспринимается и запоминается. 

Зумеры — как раз то поколение сотрудников, которые оценят технологии дополненной и виртуальной реальности и ИИ-модели, помогающие в обучении персонала. Использование таких техник позволит и самому предпринимателю освежить свое восприятие уже известного, кроме того, не придется скучать. Принято считать, что клиповое мышление, когда люди хорошо воспринимают только короткие форматы, это какое-то неполноценное мировосприятие. Однако на деле восприятие визуального контента, в каждую единицу которого «зашито» много информации, позволяет более старшему поколению тренировать мозг, ведь в таком случае на привычные вещи удается посмотреть по-новому. Так что изучать инструкции в виде инфографики полезно всем, независимо от возраста.

Обучение для зумеров — одна из важных ценностей на рабочем месте. Разрабатывайте обучающие программы, давайте сотрудникам возможность использовать новые технологии (ИИ-модели), а также получить ценный опыт от наставников в проекте, ходить на конференции, получая все преимущества нетворкинга в профессиональной среде. Старайтесь оплачивать им курсы и тренинги не только в рабочей области. Английский язык и психология личностного роста, обучение ораторскому искусству и ведению переговоров — те сферы, освоение которых позволит сотрудникам повышать свои софт-скилз и постоянно чувствовать себя «в потоке».

Комфортная рабочая среда

Создавайте для зумеров рабочую атмосферу, где царят положительные эмоции и большинство разделяет установки ментального здоровья. Старшие поколения готовы были мириться с токсичностью и неглектингом со стороны работодателя: откровенным игнорированием потребностей работника в отдыхе или необъяснимыми отказами даже в небольшой прибавке в зарплате. Молодые люди в подобных обстоятельствах скорее сменят работу, тем более что многие из них рассчитывают на поддержку родителей и родственников. Обдумайте возможность нанять корпоративного психолога: консультации могут удержать людей от увольнения из-за стрессов и выгорания, которые нередко объясняются внутренними установками.

Чтобы удержать зумеров надолго, создавайте дружелюбную корпоративную культуру, введите в обиход подарки за небольшие достижения, незначительные премии, словесные поощрения и похвалы в соцсетях компании. Чтобы компания была больше похожа на сообщество, в ней должны быть внутренние традиции. В идеале зумер должен с гордостью в кругу своих друзей рассказывать о том, что работает именно у вас. Для этого необходимо формировать бренд прогрессивного работодателя. Компания должна не только создавать среду для развития сотрудников, но и быть неравнодушной к общественной проблематике — участвовать в экологических, волонтерских акциях и благотворительности.

Для зумеров работа не всегда стоит на первом плане. Как показывают результаты исследования Deloitte, почти половина миллениалов (46%) ставят профессиональную реализацию на первое место. Среди зумеров таких людей только 36%. Кажется странным, но для зумеров чтение книг и посещение театра может в некоторых случаях иметь приоритет перед работой. Их интересует общее развитие и в том числе самообразование и культура. Поэтому многие из них оценят совместные с коллегами и руководством активности: походы на модные выставки, в иммерсивный театр, на лекции об архитектуре и прочие культурные мероприятия.

Обратная связь

Старайтесь уделять больше внимания контролю и механизмам обратной связи с сотрудниками-зумерами. У этого поколения свои представления об ответственности. Неспроста в исследовании облачной CRM-системы для рекрутинга Talantix среди распространенных причин проблем с трудоустройством у зумеров значится гостинг. Здесь видеокамеры не помогут, в отличие от инструментов обратной связи, которые должны работать очень хорошо. Если у сотрудника будет возможность обсуждать свои сложности на работе и в личной жизни, то компания сможет вовремя отреагировать. Иногда необходимо просто морально поддержать человека, иногда — внести небольшие изменения в график и список обязанностей, дать отгул. Чаще всего ситуация поправима, но без обратной связи не обойтись. Для этого есть много способов: короткие опросы, обсуждения в соцсетях компании, личные беседы с вышестоящим сотрудником и HR-специалистом. Учитывая потребности зумеров в общении, без этой штатной единицы не обойтись, иначе выгорание предпринимателю действительно обеспечено.

Перспективы карьерного роста и развития

Говорите с сотрудниками-зумерами о будущем не только в рамках вашей компании. Обозначайте реалистичные перспективы роста как можно быстрее после приема на работу. Молодые люди не останутся надолго там, где не чувствуют возможностей для развития.

Акцент стоит делать не только на том, что зумер может вырасти в вашем проекте до новой должности. Важен именно их рост как профессионалов, которые будут востребованы на рынке труда, построят свой личный бренд или откроют свое дело, изучив предметную область (но это произойдет, конечно, не молниеносно). Для многих зумеров работа становится путем к реализации в творчестве. Приходится учитывать то, что у молодых сотрудников свои представления о карьерном пути.

Раньше многие были готовы на сверхурочную работу и повышенные усилия ради более высокой должности. Сегодня же, например, среди американских работников-зумеров, 57% просто не желают становиться менеджерами среднего звена. Но и в построении индивидуального карьерного пути ваша компания может оказаться для зумеров полезным опытом, ради которого они будут долго держаться за рабочее место, откладывая реализацию личных жизненных стратегий на далекое будущее.

Толк

Видео- и аудиоконференции вашей организации. Возможность записи, планирование встреч, интеграция с телефонией.

Узнать больше
Реклама 16+.
Александр Долгов Основатель foodtech-стартапа «ЧебурекМи»
Толк

Видео- и аудиоконференции вашей организации. Возможность записи, планирование встреч, интеграция с телефонией.

Узнать больше
Реклама 16+.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий