Принятие управленческих решений: психологические аспекты — СКБ Контур

Принятие управленческих решений: психологические аспекты

2 ноября 2022 Мнение

В управленческой деятельности традиционно принято выделять несколько важных функций: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, мотивация и контроль. Успешность деятельности зависит от реализации каждого указанного блока, но, пожалуй, еще более важным элементом менеджмента является принятие решений.

Инна Шияневская психолог

С одной стороны, решения пронизывают управленческие функции, с другой — делегировать принятие решений практически невозможно. Если подобное случается в практике, то это скорее номинальное руководство, и говорить о реальном управлении ситуацией не приходится.

Типы решений, их преимущества и недостатки

По своей сути управленческое решение — это выбор одного из множества способов действий для достижения запланированных целей. Этот выбор руководители осуществляют по-разному, в зависимости от индивидуальных личностных особенностей.

Адаптивные решения

Такие решения широко распространены. Это те решения, которые формируются с учетом прошлого опыта и знаний человека.

Минусом такого подхода к выбору является вероятность несоответствия прошлого опыта текущей ситуации, «неправильная» эмоциональная или когнитивная переработка прошлого, фиксация на сложностях, ошибках. Пословица «обжегшись на молоке, дуешь на воду» отлично иллюстрирует этот момент.

Интуитивные решения

Такие решения предполагают выбор на основании внутреннего ощущения правильности. Об управленческом чутье, как правило, говорят только в положительном ключе, но, как и любое другое явление, оно имеет обратную сторону.

В психологическом консультировании менеджеров и предпринимателей достаточно часто проявляется интересный факт: тревога интерпретируется управленцами как интуиция.

Механизм следующий: в ситуации неопределенности актуализируются опасения, негативные убеждения человека, которые, в свою очередь, сопровождаются соответствующим эмоциональным фоном. Фон этот может быть неярким, перманентным и предметно неопределенным. Человек не в полной мере понимает, что именно вызвало переживание и объясняет себе его как интуицию.

В тревожном состоянии «под маской интуиции» выбор делается в сторону менее выгодных, интересных альтернатив или происходит отказ от реализации задуманного.

Рациональные решения

Это решения с упором на научный анализ проблемы. В идеале подразумевают выбор без учета прошлого опыта и эмоций, совершенный только на основании объективных данных. В чистом виде, наверное, сложно реализованный, поскольку обработка информации совершается людьми, а любая деятельность в большей или меньшей степени носит субъективный характер.

Выбор из двух зол

После принятия того или иного решения на когнитивном уровне происходит переоценка всех параметров выбранного и отвергнутого вариантов.

Плюсы усиливаются, минусы нейтрализуются, и выбранная альтернатива выглядит еще более привлекательной на фоне остальных. Так происходит, если человек совершает выбор между так называемым хорошим сценарием и тем, что похуже.

Если же выбрать необходимо из двух зол, то на практике мы наблюдаем замирание, оттягивание момента принятия решения или невозможность его принять. Почему так происходит? Делая выбор в пользу одного из отрицательных вариантов, человек совершает шаг в сторону отрицательных последствий этого выбора и в тоже время удаляется от отрицательных последствий другого. В этот момент повышается психическое напряжение, возникает сомнение, невыбранный вариант кажется более привлекательным. На практике это проявляется «качелями» — склонениями то к одному, то к другому, избеганием, уходом от принятия решений.

Этапы выработки управленческого решения

Процесс выработки управленческого решения стартует с определения проблемной ситуации, ее характера и особенностей. Затем следует этап выработки критериев решения.

Данная процедура позволяет выработать эталонный вариант решения проблемы, с которым впоследствии происходит сопоставление альтернатив. В результате этого анализа отсекаются внешне привлекательные, но невыгодные сценарии.

Заключительный этап — реализация принятого решения и контроль за его исполнением.

Этапы выработки управленческого решения

Психологические барьеры в процессе принятия управленческих решений

К психологическим барьерам, лежащим на пути выработки управленческого решения, относятся следующие феномены:

  • избирательное восприятие;
  • внимание к деталям в ущерб целому;
  • дисфункциональные установки.

Каждый человек осуществляет деятельность в соответствии со своей системой оценок, установок и ожиданий. Эта система, как фильтр, пропускает информацию, согласующуюся с основными положениями, и отклоняет ту, которая не вписывается в рамки. В результате управленец оперируют лишь частью данных, но этом не осознает этот момент.

Система установок может существенно ограничивать, приводить к ошибочным выводам и включать так называемые «самосбывающиеся пророчества». Человек начинает организовывать свою деятельность так, чтобы ее результаты подтвердили негативные предположения, которые он сформулировал в самом начале.

Все психологические феномены, описанные в статье, и еще множество других подтверждают необходимость психологической гигиены и своевременного обращения к психологам, консультантам и другим специалистам. Уровень тревожности, состояние самооценки, система ценностей, страхи и опасения руководителя значимо влияют на его деятельность и на деятельность компании в целом.

Инна Шияневская, психолог

Инна Шияневская психолог
Актуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий