Тренды потребительского поведения в 2025–2035: цифровизация, рациональность, гиперперсонализация — Контур

Основные тренды потребительского рынка на ближайшие 10 лет

23 июня 2025 Мнение

На потребительское поведение влияют ряд внешних и личных факторов. В первую очередь важно разделять, в каком ценовом сегменте действует та или иная компания, так как в зависимости от этого цена не всегда будет являться основополагающим фактором выбора.

Элина Малагова Маркетолог-стратег,  бизнес-консультант, член Гильдии маркетологов, автор книги «Царство маркетинга: стратегия успешного бизнеса»

Тренд 1. Рациональность

Главный тренд ближайшего десятилетия — это рациональность. Клиент становится избирательнее и требовательнее. Он сравнивает, анализирует, что заметно увеличивает цикл сделки.  Важно понимать, что рациональность не равна экономии, это поиск максимально выгодного соотношения цены и качества.

Ее транслируют в том или ином виде представители всех поколений. Рациональность выражается в сокращении частоты посещений ресторанов, но одновременном росте спроса на готовую продукцию в супермаркетах. Это объясняется тем, что люди высвобождают время, перераспределяя бюджет на более доступные альтернативные варианты. Человек рационализирует даже эмоциональные покупки.

Тренд 2. Спрос на профилактические услуги

Отмечается и будет нарастать спрос на профилактические услуги. Потребители все больше будут платить за предупреждение рисков, нежели за их устранение, что наблюдается в росте спроса на профилактические услуги в медицине, страхование, изучение финансовой грамотности, антикризисное управление, получение средств из разных источников дохода, формирование разных портфелей инвестиций, долгосрочное стратегическое планирование.

Тренд 3. Гиперперсонализация

Тренд персонализации сменяется трендом гиперперсонализации. Клиент желает получать уникальный опыт. Индивидуальные тренировочные программы, туры, схемы лечения — тренд коснется всех сфер деятельности. Все меньше людей будет соответствовать модным тенденциям, все больше стремиться подчеркивать свою уникальность и аутентичность.

Возрастет спрос на нишевые товары, модификацию одежды (выбор цветов, вариантов пошива и покроя). Образование под индивидуальный темп обучения с максимальным соблюдением баланса работы и личной жизни уже введено в некоторые университеты, особенно в областях изучения бизнес-программ.

Тренд 4. Омниканальность

Многоканальность уступает место омниканальности. Клиент хочет, чтобы компания была в курсе его предпочтений, и чтобы он не тратил время на уточнения, а сразу получал лучшее решение. Например, если он предпочитает гастротуры, не стоит делать ему рассылку о всех горящих турах — необходимо дать сразу максимально релевантное для него предложение.

Ряд компаний уже внедрили омниканальные платформы взаимодействия, и далее доля бесшовных интеграций онлайн и офлайн будет только нарастать.

Тренд 5. Запрос на цифровизацию

Высокий темп занятости, неустанно растущая конкуренция обусловливают более глобальную цифровизацию, поскольку сегодня человек конкурирует не только с другими специалистами в своей области, но в том числе и с искусственным интеллектом.

Гибридный формат работы, онлайн-обучение, телемедицина будут увеличивать свою долю, в том числе среди лиц старшего возраста, более половины из которых уже сократили количество походов в офлайн-точки и активно совмещают их с онлайн-покупками.

Потребители все более склонны минимизировать прямые человеческие контакты, в связи с чем порядка 80% из них предпочитают вести коммуникацию посредством мессенджеров, а не личных звонков, и это доля будет нарастать. Это тоже тренд десятилетия, обсуловленный цифровизацией, и компаниям его важно учитывать в своих коммуникационных стратегиях.

Тренд 6. Мобильность и забота о ментальном здоровье

Глобальная цифровизация порождает мобильность и заботу о ментальном здоровье. Молодежь будет все менее привязана к материальным тратам, предпочитая моральный комфорт, проявляя склонность ограничиваться минимально необходимым набором вещей (аскеза в потреблении), что облегчает передвижение. Мы уже наблюдаем, как определенная часть молодежи отказывается копить полжизни на квартиры, а метро и такси предпочитает покупке собственного транспорта.

Тренд 7. Безопасность и снижение рисков

На рынке, перенасыщенном идентичными рекламными предложениями и схожими по характеристикам товарами, все больше доверия среди потребителей вызывает репутация бренда. Люди становятся более ответственными и выбирают компании, разделяющие данный подход.

Новым компаниям станет сложнее завоевывать доверие потребителей, так как эксперименты с покупкой неизвестных брендов несут в себе риски потери времени, денег, срывов сроков поставки, разочарования. Потребители будут платить за безопасность и снижение рисков.

Брендам важно обратить внимание не на рекламу, а на формирование репутационного капитала.

Тренд 8. Желание баловать близких

Важные тренды диктует социально-демографическая ситуация в стране. Старение населения, обусловленное сокращением рождаемости, в перспективе 20-30 лет создаст дополнительный спрос на товары и услуги для пожилых людей. Это фармацевтическая продукция, товары личной гигиены, средства реабилитации для пожилых лиц, санаторно-курортное лечение, оздоровительные и досуговые мероприятия, пансионаты для престарелых. При этом в ближайшие 10 лет сохранится желание баловать и детей, и родителей.

Потребитель трудоспособного возраста более подвержен экономить на себе, нежели на близких, и именно он является покупателем продукции для детей и пенсионеров.

Тренд 9. Небольшие покупки

В зависимости от региона социально-демографическая картина будет меняться, а вместе с ней и поведенческие факторы потребителей. В Москве люди покупают и будут покупать время, отдавая быт на аутсорс. Ввиду того, что большая часть домохозяйств состоит из одного человека, возрастет тренд на небольшие покупки, которые человек совершает частично рядом с офисом, частично около дома, частично онлайн — иными словами, в разных торговых объектах, а это перераспределяет бюджет населения между разными игроками конкурентного рынка.

В ряде других субъектов РФ данный тренд будет отмечен реже. При этом расходы на содержание единоличного домохозяйства, как нам известно по закону экономии масштаба, существенно выше и обусловлены в том числе более высоким уровнем платежеспособности жителей столицы.

Тренд 10. Потребление отечественной продукции

Для жителей регионов с относительно невысокой платежеспособностью решающую роль играет ценовой фактор. Растут в цене товары Гиффена — жизненно необходимые товары, спрос на которые возрастает прямо пропорционально росту цены. Бюджет распределяется в пользу данных товаров за счет сокращения прочих расходов. Люди реже посещают развлекательные мероприятия, меньше покупают электронику и бытовую технику.

Сокращение расходов в эконом-сегменте ориентирует потребителей на потребление отечественной продукции.

Сегодня потребитель все тщательно анализирует, поэтому компаниям, которые хотят оставаться конкурентоспособными на рынке, важно внимательнее следить за поведением потребителей и учитывать тренды.

Маркет

Следите за доходами от скидок и бонусов в учетной системе Контур.Маркет

Узнать больше
Реклама 16+.
Элина Малагова Маркетолог-стратег,  бизнес-консультант, член Гильдии маркетологов, автор книги «Царство маркетинга: стратегия успешного бизнеса»
Маркет

Следите за доходами от скидок и бонусов в учетной системе Контур.Маркет

Узнать больше
Реклама 16+.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий