Масштабирование бизнеса на рынках соседних стран привлекает многих предпринимателей: это проще, чем сразу нацеливаться на дальнее зарубежье. К тому же многие рынки государств СНГ бурно растут, проходя тот путь формирования сферы потребления, который для России уже позади.
- Чем привлекательны для рестораторов страны СНГ
- Несовпадение гастроконцепции с ожиданиями местных потребителей
- Ошибки в выборе айдентики бренда и Tone of voice
- Неверная оценка потребительского рынка
- Сложности с наймом персонала
- Разница в менталитетах
- Трудности с поиском поставщиков
- Долгий поиск локации и высокие риски «встать» в невыгодное место
- Маркетинговая активность в незнакомой среде
- Какие альтернативные варианты существуют
Чем привлекательны для рестораторов страны СНГ
Выход на рынки стран СНГ логичен для российского бизнеса, который решил масштабироваться за рубежом. Во-первых, они расположены близко к границам нашей страны, во-вторых, там невысокий языковой барьер, относительно схожее законодательство для бизнеса и похожие потребительские привычки населения. Это делает рынки Армении, Азербайджана, Белоруссии, Казахстана не только местом расширения бизнеса, здесь можно проверять бизнес-концепции перед экспансией в дальнее зарубежье.
Еще одно преимущество рынков СНГ в том, что туда не так давно переехало много наших соотечественников. Чаще всего там немного международных гастрономических концепций и ресторанный рынок не так хорошо развит, как в России. Но это совсем не значит, что российским рестораторам удастся избежать сложностей при освоении рынков стран СНГ. Рассказываем в этой статье об основных трудностях.
Несовпадение гастроконцепции с ожиданиями местных потребителей
Концепции российских заведений общепита могут не найти отклика у зарубежной аудитории. За счет новизны и экзотичности предложения возможен быстрый успех, однако постепенно устойчивые потребительские привычки могут привести к вытеснению российского проекта с рынка из-за конкуренции с более близкими местной публике вкусами. Поэтому перед открытием точек необходимо изучать местный рынок.
Возможно, придется адаптировать меню, хотя с такими экспериментами нужно быть осторожным, чтобы не размывать общую концепцию. Например, в нашем случае мы можем варьировать составы начинок для чебуреков, оставляя неизменными основные принципы изготовления теста, технологии приготовления и особенности быстрого сервиса. Чебуреки с адыгейским сыром на юге страны и более широкий выбор рыбных начинок в приморских регионах, исключение свинины из меню в странах, где ее не едят, — самые простые варианты.
Ошибки в выборе айдентики бренда и Tone of voice
Коммуникационная подача гастроконцепции не менее важна, чем слаженная подача блюд: в разных странах по-своему воспринимают дизайн, стиль, даже цвета могут вызывать у потребителей нежелательные ассоциации. То же касается коммуникаций не только с потребителем, но и с партнерами: общего Tone of voice. В каких-то странах принято общаться на бизнес-темы строго в деловых рамках, а где-то приветствуются юмор, обсуждение погоды, искусства, даже политики. Важно понимать эти нюансы, чтобы сокращать дистанцию с контрагентами.
Неверная оценка потребительского рынка
В случае со странами СНГ важно оценить объемы их рынка. Часть из них (например, Белоруссия и Армения) меньше по сравнению с одной только Москвой. Население Грузии составляет 3,5 млн человек. В то же время в Узбекистане живет 36,7 млн, и страна представляется заманчивым рынком. Однако стоит помнить о том, что население там распределено неравномерно: густо населены только столица и несколько самых крупных городов, в частности, Самарканд и Ташкент. Это не страшно, если вы планируете открыть пять точек общепита, но для построения масштабной сети такой рынок не очень подходит.
По уровню доходов населения многие страны СНГ пока уступают России, поэтому средний чек в заведениях, возможно, окажется чуть ниже. Зато это развивающиеся рынки, где зарплаты растут вместе с экономикой. Например, в Узбекистане сейчас активно идут реформы, направленные на развитие бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности страны. Заметный экономический рост характерен и для Казахстана.
Сложности с наймом персонала
Уровень зарплат в большинстве стран СНГ уже сопоставим с российским. Значит, затраты на фонд оплаты труда как минимум не снизятся. Если общепиту нужны специализированные высококвалифицированные сотрудники, то тем более. Найти их будет нелегко. Поэтому готовьтесь к расходам на обучение персонала в процессе работы.
Кроме того, высока вероятность того, что вы столкнетесь с дефицитом линейного персонала, сложностями из-за языкового барьера и отсутствием взаимопонимания с кандидатами. Вы можете просто не знать их предпочтения и основные боли.
Разница в менталитетах
Во всех странах свои представления о деловом этикете и принципы ведения дел. Например, в Беларуси на первом плане стоит внимание к документам, которые подвергаются тщательной проверке до начала сближения с контрагентом. А вот в Казахстане на первом этапе отношений лучше сконцентрироваться не на бумагах, а на установлении дружеской доброжелательной атмосферы.
Также во всех странах разное отношение к выполнению договоренностей и уровень оперативности работы. Если вам предстоит сделать ремонт в помещении перед открытием точки общепита, заранее закладывайте в план задержки в реализации проекта по вине исполнителей услуг. Строительных материалов может не оказаться в доступе, сами ремонтники перестанут выходить на связь, получив более выгодный заказ или срочно отправившись к родственникам в отдаленную горную деревню. Это специфика некоторых восточных стран, где люди не привыкли так регламентировать жизнь и работу, как это делают в России.
В другой стране вы не всегда сможете действовать оперативно. Кроме того, важно учитывать, что для приезжих инвесторов подрядчики озвучивают завышенные цены, поэтому потребуется помощь местных специалистов, хорошо знающих рынок.
Важно помнить и о разнице потребительских паттернов. Например, в странах Центральной Азии пока не укоренились привычки к еде и кофе на вынос, зато распространена традиция ходить в рестораны всей семьей. Например, к точкам с суши и чебуреками, которые заточены на доставку, местных жителей придется какое-то время приучать.
Трудности с поиском поставщиков
На рынках стран СНГ возможны сложности с закупками продуктов, необходимых ресторанным концепциям. Там свой пул поставщиков, импортеров, и некоторые позиции могут быть в дефиците. Это касается не только экзотики, например некоторых видов грибов, но и обычных сливок нужной жирности.
Однако в целом на рынках стран СНГ есть плюс: отдельные продуктовые позиции там стоят дешевле, чем в России, при том, что до половины полки может приходиться на товары российского производства.
В некоторых странах относительная дешевизна продуктов объясняется высокой развитостью сельского хозяйства и избытком предложения. Кроме того, не везде действуют такие строгие правила в отношении импорта продукции из стран Европы и США, как на российском рынке.
Но при всех преимуществах на новых рынках вы столкнетесь с отсутствием гарантий качества закупаемого продукта. Он может сильно отличаться от того, какой вы привыкли получать в России. В итоге конечный продукт окажется либо слишком дорогим по сравнению с уровнем жизни населения в стране, либо некачественным, не соответствующим вкусам потребителей.
Долгий поиск локации и высокие риски «встать» в невыгодное место
По опыту российских рестораторов за рубежом, на поиск подходящего помещения может уйти до полугода. Без местных связей будет особенно тяжело, так как самые выгодные локации часто сдаются по знакомству.
Однако рынки стран СНГ активно развиваются, в том числе там растут торговые центры, которые в России уже преодолели период экспансии. Значит, стоит присмотреться к ТЦ, например, в Казахстане и Узбекистане, где их становится все больше. Выбор локации на фудкорте торгового центра обычно хорошая тактика, позволяющая бизнесу пользоваться синергией разных заведений общепита и в то же время ярче видеть свои преимущества и слабые места в конкурентной среде.
При поисках локации также возможны сложности из-за плохого знания местных районов. Например, вы можете открыть заведение в районе с качественной жилой застройкой, но при этом окажется, что большая его часть покупается с инвестиционными целями, местность далеко не оживленная и потоки гостей невысоки. Или решите открыться в центре столицы, чтобы концепция быстрее набрала популярность в стране, но не учтете тот факт, что там вам придется работать в основном с туристами, а не местными жителями.
Маркетинговая активность в незнакомой среде
Во многих странах СНГ разрешены те социальные сети, которые запрещены в России. Благодаря таргетированной рекламе бизнес может получить много недорогих лидов. Кроме того, можно использовать привычные инструменты для продвижения — например, интеграции с блогерами. Тем более, что для ресторанного рынка они становятся не менее важным способом продвижения, чем промоакции в заведениях, наружная реклама, листовки и уличные промоутеры.
Однако в незнакомой среде отдачу от местных инфлюенсеров трудно просчитать, высок риск ошибиться с выбором. Чтобы снизить его, придется нанять инфлюенс-маркетолога или нагрузить этой задачей уже работающих в проекте маркетинговых специалистов.
Какие альтернативные варианты существуют
Учитывая подводные камни при открытии точек общепита в незнакомых странах, возможно, лучше выбрать вариант с продажей франшизы. Если ее приобретут местные предприниматели, шансы на успех высоки: они знают особенности местных рынков и правила ведения бизнеса, легче находят подход к местной аудитории. Кроме того, они окажутся в заведомо выгодной ситуации: например, в Москве у сети общепита уже десять рыбных ресторанов, а в Ереване такое заведение окажется эксклюзивным в своей нише.
В таком случае главной задачей российского франчайзера станет обеспечение юридической безопасности проекта (в первую очередь регистрация торгового знака в соответствии с законодательством страны присутствия) и соблюдение уровня работы франчайзинговыми точками. Иначе бренд потеряет свою репутацию на рынке новой страны, а восстановить ее будет сложно. Это непростой вызов для бизнеса, так как контролировать зарубежного франчайзи придется в основном в удаленном режиме.