«Кофе – это мегатренд, который постепенно завоевывает Россию»

2 декабря 2015
«Кофе – это мегатренд, который постепенно завоевывает Россию»

Аксель Дитер Хартенштайн, генеральный директор Jura Rus, — о преимуществах российского рынка, которые могут использовать кофейные компании, влиянии экономического кризиса и месте малого и среднего бизнеса в кофейной индустрии. 

- Аксель, ваша компания по производству кофемашин Jura выходит на российский рынок. Как сейчас устроена кофейная индустрия в России?

- Российская кофейная индустрия сильно отличается от европейской или американской. Растворимый кофе занимает более 50% рынка страны. Это направление возглавляют такие компании, как Nestle и Kraft Foods. На мой взгляд, рынок кофе входит в тройку самых перспективных отраслей мира.

В настоящий момент кофе — это мегатренд, который постепенно завоевывает и Россию. Я заметил, что здесь очень развита культура потребления горячих напитков, однако исторически россияне больше предпочитают пить чай, в отличие, например, от французов и итальянцев. Но нынешнее поколение постепенно переходит на кофе: активно пьет его по утрам, выбирая кофе высших сортов. Многие сегодня любят наслаждаться процессом заваривания напитка: людям нравится измельчать зерна, наливать воду, добавлять молоко. Объемы кофейного рынка за последнее время выросли на 5%. Конечно, это не такой существенный рост, как раньше (15-20%), но тем не менее даже такие цифры таят в себе серьезные возможности для развития бизнеса.

- Давайте подробнее поговорим об этих бизнес-возможностях. В чем они заключаются?

- Кофейным компаниям важно использовать преимущество внутреннего рынка, а именно любовь россиян к горячим напиткам. Добавьте к этому тренд на потребление более качественного продукта: ведь в России даже в маленьких кофейнях стараются предложить высокий сервис и отборные сорта кофейных зерен. В последнее время на рынке стали востребованы кофейные напитки с добавлением молока и сливок. Это более сложный процесс, который требует наличия в заведении хорошей кофемашины, профессионального бариста, специальных навыков и т д., в то время как для приготовления эспрессо, например, нужно нажать всего одну кнопку. В этом сегменте я ожидаю в ближайшее время появления на рынке качественных продуктов.

Второе направление — это рост домашнего потребления. Люди начинают пить растворимый кофе по утрам, чтобы взбодриться перед началом рабочего дня. Постепенно они понимают, что вкус напитка не такой яркий и насыщенный, как хотелось бы, и, как правило, покупают кофемашины. Есть очень много решений — рожковые, капельные, капсульные кофеварки. Последние — довольно удобное решение, однако кофе в порошке возвращает нас все к той же проблеме насыщенности и яркости вкуса. Поэтому в конечном итоге настоящие любители, желающие получить свежий «живой» кофе и приятный аромат, покупают автоматическую кофемашину, которая дает возможность насладиться настоящим вкусом кофейных зерен.

- Ваша компания работает на рынке с 1931 года. Сейчас вы выходите в Россию: здесь отрасль развивается по западным сценариям или есть особенности?

- На мой взгляд, в России существует несколько особенностей кофейной индустрии, которые мешают рынку развиваться по западным сценариям. Один из таких главных трендов — растворимый кофе. Это значительный момент, так как растворимый кофе требует хорошую качественную воду, которой, к сожалению, в России нет. 99% кофе — это вода. Поэтому предложить рынку только хорошие кофейные зерна недостаточно, необходимо иметь целую систему фильтров для воды, которые смогут обеспечить ее хорошее качество.

Все профессиональные кофемашины связаны с системой водоснабжения. В связи с этим владельцы кофеен вынуждены тратить большие суммы не только на первоклассные кофейные зерна, но и на очищение воды. Только в этом случае они смогут завоевать свою аудиторию ценителей. Это, пожалуй, единственное, чем Россия отличается от других стран.

- Многие предприниматели сейчас остро почувствовали на себе влияние экономического кризиса. Отражается ли он на кофейной отрасли? 

- Для меня кризис — это всегда возможности. Сейчас компания Jura выходит на российский рынок. Конечно, для нас это в первую очередь шанс на развитие бизнеса, но вместе с тем существуют и определенные проблемы.

Во-первых, кризис заставляет как производителей, так и потребителей быть более сфокусированными и принимать четкие решения. В режиме нехватки средств люди чаще приобретают дешевые продукты в надежде сэкономить. Правда, иногда это выливается в еще большие затраты: например, покупка дешевой кофемашины, которая ломается через несколько недель, может закончиться поиском нового решения и дополнительными расходами. Не лучше ли изначально выбрать качество и потратить деньги с умом?

Во-вторых, происходит перетекание клиентского спроса между разными сегментами рынка. Например, премиум-ниша страдает в меньшей степени. Если клиент планирует купить определенную модель автомобиля или смартфона, он сделает это вне зависимости от наличия скидок или специальных предложений.

У среднего бизнеса, наоборот, есть проблемы: в кризис потребители из этой категории активно уходят к дискаунтерам.

В-третьих, экономический спад сильно влияет на рынок общепита. Наряду с кафе и ресторанами страдают и кофейни. Завтракать или ужинать вне дома становится слишком дорого, поэтому все больше потребителей готовят дома. Если вы включите телевизор, то увидите, что примерно 40% телеэфира посвящено гастрономии, вопросам приготовления еды и рецептам. Людям хочется угощать гостей вкусными блюдами, сервированными на красивой посуде. Все эти особенности вынуждают компании использовать все новые и новые бизнес-модели для удержания клиентов и успешного существования на рынке.

- Какие игроки уже есть в вашей нише в России и как сейчас меняются их бизнес-модели?

- По нашим исследованиям, российский рынок сильно насыщен различными автоматическими кофемашинами, вот почему все компании стремятся быть здесь представленными. Наиболее уважаемые игроки в нише: DeLonghi, SAECO, Philips, Miele, Bosch. Вышеперечисленные компании сегодня стараются постоянно совершенствовать свою продукцию — в дизайне, функциях, качестве. Наша компания Jura — узкоспециализирована, мы производим исключительно кофемашины.

Изменения бизнес-моделей в основном связаны с выбором каналов распространения продукции. Все большее количество компаний стараются позиционировать себя как премиум-бренды, поэтому начинают сужать количество вариантов распространения, а также отказываться от скидок и специальных предложений, боясь, что это может навредить репутации. В этой связи представляет интерес бизнес-подход компании Miele, которая ведет грамотную политику и поставляет свои продукты в кухонные студии. Вы приходите в салон, выбираете гарнитур и часто приобретаете еще и кофемашину, видя, как она гармонично сочетается со шкафами. Несмотря на то, что сама машина стоит недешево, в сравнении со стоимостью кухни эта цена кажется для покупателя вполне приемлемой.

- Давайте более подробно остановимся на принципах работы с клиентами: какие особенности коммуникации есть в вашей отрасли?

- Универсальных правил работы с покупателями не существует. Инструменты напрямую зависят от целевой аудитории, характера бренда, миссии и т д. В последнее время стало модно привлекать бренд-амбассадоров. Мы, например, работаем с Роджером Федерером, известным швейцарским теннисистом. Это формирует не только симпатию к компании, но и доверие, ведь ее рекомендует уважаемая для них персона.

Многие компании премиум-сегмента используют коллаборации с топовыми брендами (кросс-промоушн), например, с ювелирными или автомобильными. В этом случае у бренда появляются большие возможности по расширению целевой аудитории. Главное — правильно выбрать бренды для заключения таких альянсов.

- А есть ли в отрасли место для малого и среднего бизнеса?

- Конечно. Например, сейчас стало модно открывать маленькие удобные кафе-бары в шаговой доступности. Сегодня я бы даже сказал, что эта ниша уже пересыщена, и владельцам подобных заведений приходится бороться за сердца и лояльность аудитории. Например, создавать для клиентов приятную атмосферу и предлагать вкусный качественный продукт. Это понятная истина. Заходишь в кофейню, видишь улыбающийся персонал, чувствуешь запах кофе. Что еще нужно для успеха?

Малому и среднему бизнесу всегда приходится приспосабливаться к условиям рынка. Поэтому владельцам придется подумать и об оборудовании, и о профессиональных бариста, ведь конкуренция сейчас высока.

К примеру, в Швейцарии даже в небольших деревенских кофейнях стоят профессиональные кофемашины. Надеюсь, что и в России скоро придут к пониманию важности качества обслуживания.

 - Можете подробнее рассказать, как малый и средний бизнес встраивается в цепочки создания ценности в кофейной индустрии?

- Как правило, большинство малых и средних компаний интегрируются в цепочки создания ценности по следующей схеме: приходят в офисы, предлагают купить кофе, предоставляя кофемашину во временное пользование. Многие, конечно, считают, что кофемашина достается бесплатно, однако, посчитав стоимость кофе, получается, что это не совсем так. Это хорошее интегрированное решение, которое многие потребители часто используют, особенно офисы и бизнес-центры. Тем более что малый и средний бизнес устанавливает приемлемые цены, использует различные модели, активно изучает западные кейсы.     

Читайте также:

EspressoBike: как построить бизнес на премиальном кофе

Как открыть кофейню в кризис и не прогореть. Советы Аяза Шабутдинова

Мобильная кофейня: оформление документов и первые впечатления. Сюжет — 2  

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
609 просмотров
В избранное
Эльба
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для предпринимателей на УСН и ЕНВД без участия бухгалтера

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.