В 2016 году в экономике России сохранятся все текущие проблемы: падение доходов и, как следствие, спроса со стороны населения, давление внешних санкций, отсутствие дешевых и длинных денег, низкая цена на нефть, сокращение расходов госбюджета, дисбаланс в развитии различных отраслей, снижение потока инвестиций и отток капитала из страны.
Разразившийся экономический кризис в 2016 году в той или иной степени коснется абсолютно всех: если для крупного бизнеса и финансовой сферы наиболее чувствительным окажется отсутствие доступа к рынку международного капитала, то высокие кредитные ставки внутри страны тяжелым бременем лягут на плечи малых и средних предпринимателей и конечных потребителей. На фоне общемирового развития 2016 год в России, похоже, пройдет под флагом кризиса.
Нефть
Стоимость нефти по-прежнему остается главным фактором, который на 80-90% определяет состояние отечественной экономики. После очередного отказа ОПЕК снизить действующие квоты, цена марки Brent впервые с 2009 года опустилась ниже $40 за баррель. И текущая цена в $37 уже на 45% ниже прошлогодних показателей. И перспектив для корректировки стоимости нефти пока не наблюдается. Более того, учитывая что мировой спрос на нее растет довольно скромными темпами, нефтехранилища США заполнены на 80-85%, а текущее предложение превышает потребление на 1,5 млн баррелей в сутки, даже без учета снятия санкций с Ирана (еще около 1,5 млн баррелей) среднегодовая цена в районе $30 кажется вполне реальной перспективой. Министерство финансов России, обычно выдающее в массы довольно оптимистичные прогнозы, на днях допустило, что в отдельные периоды стоимость барреля нефти будет падать до $30 за баррель, а «может быть и меньше», цитирует главу Минфина Антона Силуанова ТАСС.
Нынешний уровень цен — критический для российских нефтяных компаний, при действующей системе налогообложения с такими ценами у них не остается средств и стимулов вкладываться в разработку новых месторождений. Крупные компании уже приняли решение о заморозке проектов с суммарной добычей на пике около 26 млн тонн в год. «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть» придерживаются консервативного подхода и закладывают цену $45 за баррель сразу на три года вперед, говорил в ноябре финансовый директор «Газпром нефти» Алексей Янкевич. Российским нефтяникам помогает курс рубля, падающий вслед за нефтью, и гибкие ставки налогообложения: в среднем компании отрасли остаются безубыточными при цене нефти около $30 за баррель.
Бюджет
Значительное число субъектов экономики и обычных граждан РФ живут за счет различных вариантов бюджетного финансирования: пенсии, пособия, стипендии, зарплаты в госкомпаниях, государственные контракты проходят множество этапов распределения и перераспределения. Сам федеральный бюджет РФ на 2016 год, принятый Госдумой, вызывает вопросы. Бюджетные расходы сокращены всего на 173,1 млрд руб. по сравнению с докризисными планами. Но доходы бюджета прогнозируются, исходя из средней стоимости нефти в $50, что в современной ситуации выглядит крайне оптимистичным сценарием. Второй спорный момент — декларативное сокращение годовой инфляции вдвое — до 6,4%, тогда как специалисты МВФ прогнозируют для России цену нефти в районе $40, падение ВВП на 1,1% и индекс инфляции в 9,8%. Все это напоминает повторение 2014 года, когда бюджет верстался при прогнозной цене в $95 долларов за баррель, что впоследствии потребовало внесения в документ многократных корректив.
Сами же правительственные эксперты признают, что, если на энергетическом рынке не случится чуда, для компенсации бюджетного дефицита придется задействовать крайние меры, то есть использовать средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ). По оценке ЦБ РФ, из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита предполагается потратить в 2016 году 2,4 трлн руб., и остаток средств в фонде на конец года составит около 1 трлн руб. Прогноз по ФНБ: 4,9 трлн на начало и 4,66 трлн руб. на конец года.
Этого хватает на первое полугодие практически при любом негативном сценарии. К первому традиционному весеннему пересмотру бюджета у правительства будет понимание по новому прогнозу доходов, по цене на нефть и валютному курсу.
Экономический аналитик Эдуард Семенов считает, что в настоящее время в России есть только два очевидных экономических центра, обладающих реальным финансовым могуществом. Это Минфин и Центробанк.
При этом Минфин склонен менять свои прогнозы практически ежемесячно, а авторитет Банка России стремительно падает: представители руководства ЦБ крайне туманны в своих комментариях и буквально прячутся от критики.
Экономика
Официальные прогнозы на 2016 год предсказывают рост ВВП от −0,5% до +1%, а при негативных сценариях допускают даже продолжение экономического спада, причем в критических сценариях, до −2,7% ВВП. Основная проблема — отсутствие у правительства России собственных рецептов по улучшению экономической ситуации. Казалось бы, у государства уже есть опыт по созданию масштабной антикризисной программы в 2009 году. Да, ее эффективность вызвала тогда много спорных оценок, но тем не менее она дала общественности понять: правительство осознает проблемы экономики и старается внести свой вклад в их преодоление. Сейчас же Кремль всеми способами избегает даже обсуждения экономического кризиса, не говоря уже о конкретных шагах по стимулированию экономики. По сути, происходит не борьба за возвращение экономического роста, а кампания по обучению граждан РФ к жизни в новых условиях. Хотя очевидно, что при дальнейшем падении нефти экономику ждет новый шок. Финансовый НИИ Минфина сделал осторожное замечание, что при нефти в коридоре $20-30 курс доллара может установиться на уровне 100 руб., с кратковременными пиками до 110-120 руб. Это приведет к очередному (и значительному!) росту цен.
Реальные доходы населения в 2015 году сократились на 11-12%, в следующем, по прогнозам Korn Ferry-Hay Group, это падение будет меньше, «всего» на 7%.
По факту пока бизнес не испытал на себе полного снижения потребительской активности, ведь граждане активно использовали резервы. Но так не может продолжаться дальше. И снижение доходов, рост доли безнадежных долгов в портфелях российских банков, высокая стоимость кредитов неизбежно приведут к резкому сокращению трат и падению спроса со стороны как бизнеса, так и конечных потребителей. В таких условиях ЦБ в декабре сохранил ключевую ставку на уровне 11%. Решение обосновано высокими инфляционными рисками. На деле же это никак не отразится ни на ставках по депозитам, ни на стоимости кредитов, то есть никак не стимулирует экономику. Глава Сбербанка Герман Греф предупредил, что в следующем году, скорее всего, продолжат терять лицензии банки. По его прогнозу, речь идет примерно о 10% финансовых учреждений или как минимум о 70 субъектах.
Заместитель руководителя Центра экспертизы ОПОРЫ РОССИИ Олеся Сапа так комментирует ситуацию: «Надо учитывать, что всегда есть несколько вариантов развития событий в спектре от оптимистичного до негативного. По базовому сценарию мы достигли дна в 2015-м, и в будущем году начнется постепенное восстановление. По негативному — российская экономика достигнет дна в первой половине 2016-го. Сейчас же очевидно, что самыми сложными будут первые два-три месяца наступающего года. Российский бизнес оказался значительно крепче, чем можно было предсказать: множество компаний, особенно малых и средних, продолжают существовать, даже терпя постоянные убытки. И им можно порекомендовать только одно: дотяните до весны, потом должно стать проще».
Текущие процессы показывают, что бизнес успешно приспосабливается к новым правилам игры, и многим компаниям удается оставаться на плаву. В 2013 году повышение налогов привело к потере полумиллиона предпринимателей, в 2015-м ситуация оказалась значительно лучше: предприниматели перестроились на существование в новых реалиях. «К сожалению, накопленный бизнесом опыт практически не учитывается правительством, — сетует Эдуард Семенов. – Мнения и оценки профессиональных предпринимателей, которые они дают на многочисленных отраслевых форумах, часто бывают очень интересными и компетентными, но при этом совершенно невостребованными официальными властями».
Геополитика
Улучшения отношений с европейскими странами и США ожидать не приходится, так же как и снятия санкций и контрсанкций. Судя по риторике российских политиков, Кремль готов продолжить и даже расширить войну на новые регионы, обсуждается увеличение присутствия в Сирии вплоть до начала наземной операции (что с учетом снабжения войск через проливы Босфор и Дарданеллы выглядит крайне рискованной операцией). Турция уже показала серьезность своего настроя, сбив Су-24, а ответные эпизоды с ПЗРК, направленным в сторону Стамбула и обстрелом турецкого сейнера российским кораблем, ситуацию нисколько не сглаживают, а только накаляют. Одержать окончательную победу в Сирии Россия вряд ли сможет, ведь неясно, каких конкретно целей в регионе добивается наша страна. Сохраняется и проблема Донбасса, который хотя и исчез из информационной повестки, но по-прежнему остается горячей точкой. А в СМИ тем временем уже начинают упоминаться Приднестровье и Нагорный Карабах, как объекты потенциального военного вмешательства России.
Очевидно, что эскалация любого конфликта приведет только к расширению действующих экономических санкций.
Увы, в пользу сохранения международной напряженности работают не только экономические, но и внутриполитические цели.
Практически единственный растущий сектор российской экономики — оборонный. У Кремля очевиден посыл, что именно госзаказом в области ВПК можно как-то стимулировать экономику в целом и вынуть ее из трясины. Но военная промышленность в современной России экономику вытянуть не может. Она создает очень мало мультипликативного эффекта, не стимулирует инновации, а инвестиции в нее практически никак не отражаются на остальных отраслях. А главное — произведенную продукцию можно применять в сугубо специфических условиях.
Внутренние факторы
Потенциально позитивным фактором для российской экономики могут стать грядущие осенью 2016 года выборы в Госдуму РФ, а также многочисленные региональные избирательные кампании. Все это заставит правительство предложить электорату какие-то положительные новости не только на внешней арене, но и во внутренней политике. Сохранение или усиление текущих экономических проблем — мощный источник критики власти и оппозиционной активности.
Политолог Павел Данилин выделяет несколько социально-политических рисков следующего года: «Во-первых, рост цен. Об этом говорят все. Зарплаты остаются прежними, цены в магазинах и плата за пользование инфраструктурой все возрастают и возрастают. Во-вторых, непопулярная пенсионная реформа, которая заставляет государство выполнять все взятые на себя социальные обязательства. Нельзя забывать и о работающих людях — среднем классе. Болевые точки этой группы населения — здравоохранение и нестабильность пенсионной системы. Третья угроза — возможный рост безработицы».
Социологические опросы «Левада-Центра» показывают, что 81% населения отрицательно относится к идее повышения пенсионного возраста, так что вероятнее всего этот проект будет отложен на 2017 год. Но даже текущее ухудшение экономической ситуации может привести к росту протестной активности различных социальных групп. Например, неожиданно резонансные выступления дальнобойщиков или многочисленные митинги против расширения платных парковок. Поэтому внутри правительства складывается консенсус: необходимо любыми способами выполнять все взятые на себя социальные обязательства, проводить индексацию пенсий, не инициировать новые изменения в налоговом законодательстве и минимизировать вероятность недовольства бизнеса очередными нововведениями в области налоговой или экономической политики.