Как призвать к ответственности недобросовестного контрагента

Кристина Шперлик
12 января
Как призвать к ответственности недобросовестного контрагента

Руководители компаний и юристы рассказывают о том, как обезопасить компанию от сотрудничества с недобросовестными контрагентами и технических рисков и как можно попытаться взыскать убытки, которые вы понесли по вине партнера. 

Ли Фэн, коммерческий директор МТВК «Гринвуд»

Обезопасить компанию от сотрудничества с недобросовестными контрагентами можно несколькими способами.

Во-первых, нужно обязательно указывать в договоре сроки доставки, тогда в случае задержки можно будет легко расторгнуть сделку. Не лишним будет также указать день, от которого рассчитывается срок доставки. График поставок уже будет предусмотрен договором, а условия сделки должны выполняться надлежащим образом, согласно ст. 309 и 310 ГК РФ. В случае если контрагент, получив предоплату, не укладывается в заявленные сроки, он обязан вернуть покупателю деньги на основании п. 3 ст. 487 ГК РФ.

Во-вторых, необходимо письменно уведомлять партнера о намерении разорвать контракт со ссылкой на причину. Кроме того, нужно предусмотреть сроки извещения, а в случае общения по электронной почте, зафиксировать в договоре, что электронная переписка является официальной (с указанными почтовыми адресами), даже если не стоит электронная подпись. Это облегчит судопроизводство, если дойдет до суда.

Третье, и самое главное, — необходимо указывать в договоре действующий фактический адрес компаний. Также ГК РФ предусматривает возмещение возврат предоплаты за некачественный товар (п. 2 ст. 475 ГК), но только в случае зафиксированного экспертами наличия брака. Кроме того, если из-за срыва одной сделки по вине контрагента пришлось заключать более дорогую сделку с другим, то на основании ст. 524 ГК РФ недобросовестный контрагент обязан возместить затраты.

Андрей Медведев, руководитель компании «Промышленные силовые машины»

Наша производственная необходимость — это 16 000 позиций, по которым мы ведем закупки. Структура импортных и отечественных закупок в денежном эквиваленте выстраивается примерно так: 45 % комплектующих закупаем за рубежом и 55 % – в России. Если это новый контрагент, с которым ранее мы не работали, то мы изучаем базу отзывов, рейтинги компании, экономические показатели (объем производства, наличие собственного производства). Мы нередко посещаем производство поставщика, прежде чем заключить с ним контракт.

В договоре мы максимально подробно прописываем возможные санкции при неисполнении его условий: условия возврата (заключаем дополнительное соглашение по браку), обмена, штрафные санкции. В случае недобросовестного поведения (срыв сроков, поставка некачественного товара) мы берем ситуацию под пристальный контроль и проверяем, закономерны ли такие сбои в работе партнера или это единичный случай. Вся номенклатура проходит входной и промежуточный контроль при поступлении на склад.

Все возникающие проблемные ситуации мы сначала пытаемся решить путем переговоров. Обычно поставщик идет на встречу: если это брак, он меняет продукт, если срыв сроков, то предоставляет скидку на следующую партию товара. В любом случае мы всегда стараемся иметь под рукой запасной вариант поставщика на 80% позиций.

Валентина Талимончик, директор департамента судебной практики и юридического сопровождения «Лигал Студио»

С проблемой недобросовестных контрагентов мы часто сталкиваемся в процессе представительства по налоговым спорам. Очень часто у налоговых органов возникают вопросы по налоговым вычетам по НДС в отношении товаров, полученных от поставщика, чьи учредитель и директор не подписывали товарные накладные и счета-фактуры и не вели предпринимательскую деятельность, только согласились «подписать какие-то бумаги» за определенную сумму. Как правило, ключевой момент по таким спорам — доказать, что товар действительно был поставлен. В последние три года решения часто принимаются не в пользу налогоплательщика.

Вопросы предпринимательской безопасности довольно остро стоят на этапе совершения сделки. Как правило, на этом этапе от контрагента просят выписку из ЕГРЮЛ, копию Устава и решение о назначении руководителя. Существует картотека арбитражных дел, база данных исполнительных производств. Из открытых источников можно узнать, не банкрот ли ваш контрагент и какую сумму должны взыскать с него кредиторы.

Узнай о своем контрагенте

Совершенно очевидно, что, если сделка выходит за пределы текущей деятельности, требуется Due Diligence. Традиционное понимание Due Diligence заключается в процедуре составления объективного представления об объекте инвестирования, включающей в себя оценку инвестиционных рисков, независимую оценку объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку ее финансового состояния и положения на рынке. Проводится обычно перед началом покупки бизнеса, осуществлением сделки по слиянию, подписанием контракта или сотрудничеством с этой компанией.  

Алексей Гордейчик, адвокат, управляющий ГК «Гордейчик и партнеры»

Даже при доказанности недобросовестного поведения контрагента отнести на него все понесенные предприятием убытки — задача трудновыполнимая. Так, буквально недавно Верховный Суд РФ признал незаконной практику взыскания с заказчика (покупателя), допустившего просрочку платежа, расходов подрядчика (продавца) по выплате своему контрагенту-субподрядчику (изготовителю) неустойки за нарушение сроков расчетов. 

В целях минимизации рисков столкновения с недобросовестными контрагентами, наряду с обычными организационно-правовыми мерами необходимо обеспечить их тщательное предварительное изучение и мониторинг текущего состояния в течение всего срока исполнения контракта. При этом в нынешних экономических реалиях идеальным вариантом является полный отказ от работы «в кредит». 

Артем Денисов, управляющий партнер юридической компании «Генезис»

Чтобы свести к минимуму встречи в судебных органах из-за проблем с контрагентами, необходимо выполнять следующие рекомендации:

1. Внимательно проверить контрагента, его деловую репутацию.

2. Тщательно вести договорную работу и сбор необходимых, подтверждающих хозяйственную деятельность документов.

3. В случае поставки товара по отсрочке платежа применять способы обеспечения обязательства по договору (неустойка, залог, банковская гарантия, поручительство).

4. Постоянно отслеживать изменения в статусе контрагента (мониторинг судебной базы, общих информационных ресурсов, запрос рекомендаций от иных партнеров контрагента).

Недавно стали применять практику предъявления всех процентов, предусмотренных за ненадлежащее исполнение обязательств по различным договорам. Имеется в виду ст. 317.1 ГК РФ, согласно которой, если иное не предусмотрено законом или договором, кредитор по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации, имеет право на получение с должника процента на сумму долга за период пользования денежными средствами. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

Также была вновь обкатана ст. 395 ГК РФ, согласно которой за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства или нахождения кредитора средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Таким образом, по недавнему делу нам удалось взыскать все законные проценты, предусмотренные гражданским законодательством. Длительность судебного разбирательства при этом не превысила срок в два месяца.

Читайте также:

Нечестная игра: 15 признаков того, что контрагент вас обманывает

Должная осмотрительность при выборе контрагента: основные принципы

Проверка контрагента за 5 минут  

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1126 просмотров
В избранное
Фокус
Фокус

Проверка контрагентов на банкротство, арбитражные дела и долги и др.

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.