Нечестная игра: 15 признаков того, что контрагент вас обманывает

Игорь Бедеров 9 сентября 2014

В отличие от госорганов предприниматели располагают ограниченным набором источников для анализа контрагентов. Но в большинстве случаев их достаточно для того, чтобы предотвратить риски. 

Практика показывает, что деловую репутацию партнера следует проверять не только до заключения сделки, но и уже в процессе работы с ним. В бизнесе постоянно возникают ситуации, в которых раскрывается поведение контрагента. И не всегда это поведение имеет признаки добросовестности. Основная задача предпринимателей — вовремя заметить их и адекватно отреагировать.

Самыми распространенными сценариями поведения недобросовестного контрагента, которые позволяют выявить его мотивы, являются:

1. Заведомая регистрация фирм для целей мошенничества (недействительный адрес, фиктивный директор и т п.). 

Такой признак встречается довольно часто. Как правило, его можно выявить еще на этапе первичной проверки, но иногда уже в процессе работы вроде бы добросовестный контрагент пытается подсунуть фирму, например, для проведения разовой оплаты. Ошибка большинства предпринимателей заключается в том, что они, руководствуясь доверием к человеку, с которым  работают уже не один день, могут поддаться на эту уловку и перевести деньги.  

Как выявляется этот риск? У компании будет фиктивный директор, на которого может быть номинально оформлено много юридических лиц. Можно в Фокусе посмотреть его связи с другими юридическими лицами, ведется ли какая-то деятельность по ним, есть ли связь с действительными адресами. Если нет, то это может быть фирма-однодневка, фиктивная компания.

Необходимо также проверить полномочия самого директора. Если он действует по доверенности, то следует ее проверить. Лучше лишний раз позвонить в фирму, с которой вы будете заключать договор, чем узнать уже постфактум о том, что доверенность была липовой. Но лучше напрямую общаться с директором, который по уставу имеет право действовать без доверенности.  

2. Неожиданное исчезновение фирмы (фирма оставляется без денег на счету, офиса и имущества).

Фирма может резко исчезнуть за выходные либо выезжать из офиса постепенно. На счету, как правило, у нее денег нет, нет даже уставного капитала, поэтому взыскивать не с чего.

Что следует контролировать в этом случае?

  • оплату;
  • внос/вынос имущества. Если фирма арендует помещение в бизнес-центре, то контрагента-арендатора можно поставить на мониторинг и предупредить охрану о том, что он относится к категории риска и может выезжать только с согласования финансового директора.

3. «Завтраки» (задабривание контрагента при явном нежелании платить).

Этот признак недобросовестности тоже встречается достаточно часто. Вполне возможно, что контрагент хочет вам заплатить деньги, но не имеет возможности сделать это. Он уверяет вас в том, что от него ничего не зависит, так как он номинальный директор, а все решает учредитель, и якобы он ждет от него деньги. Но очевидно, что учредитель потому и назначил номинального директора, что изначально не собирался давать деньги.  

Отсюда следует, что надо идентифицировать номинальных директоров и  проводить с ними жесткие переговоры с целью погашения или  реструктуризации долга.

4. Заключение сделок лицом, которое не имеет права действовать от организации (это может быть учредитель или лицо, действующее на основании подложной доверенности).

Допустим, к вам приезжает менеджер с доверенностью, заключает договор, вы направляете деньги. А позже выясняется, что компания, от лица которой он выступает, никогда о нем не слышала. Такие случаи, когда мошенники выступают от лица крупной компании, довольно распространены. И многие компании попадают в ловушку, так как доверяют бренду. Они заключают сделку, в результате теряя деньги.

Необходимо общаться напрямую с руководителем контрагента, проверять все документы и полномочия лиц, которые подписывают бумаги. Таким образом можно отсечь половину рисков мошенничеств. Можно также попробовать привлечь лицо, выступавшее от известной компании, за лжепредпринимательство или мошенничество.  

5. Использование фирмы-однодневки или обнальной конторы для получения денег. В данном случае также велики риски привлечения к ответственности со стороны ФНС.

Такую схему контрагенты могут использовать с целью облегчения своей работы: чтобы самим не заниматься обналиванием денег, они просто подсовывают  для оплаты обнальную контору. С точки зрения налоговой это серьезное нарушение закона, и за совершение сделок с обнальной конторой компания может быть привлечена к ответственности. Поэтому важно такие  конторы проверять, и сделать это достаточно просто с помощью Фокуса.

6. Перекладывание ответственности на номинального директора, от лица которого заключаются все сделки.

Такие категории риска нужно четко контролировать: своевременно выявлять номинального директора, потому что велика вероятность того, что он обманет и скроется. Можно также заявить на мошенничество.  

7. Отсутствие фактов, подтверждающих ведение хозяйственной деятельности (склады, реклама, активность клиентов).

Допустим, с вами ведет переговоры компания, которая занимается поставками изделий из железобетона. У компании с таким направлением деятельности должны быть огромные склады и мощное производство. Но на самом деле ничего этого у нее нет, а при регистрации она вообще указала  несуществующий адрес.

Совет: не ленитесь проверять, существует ли в природе заявленный в документах  адрес.

8. Участие директора или учредителей в составе фирмы, занимающейся аналогичной деятельностью, зарегистрированной недавно.

Имея одинаковое название, юрлица могут заниматься аналогичной деятельностью в разных регионах, например, одно — в Москве, другое — в Тверской области. Такая схема используется для перекачивания денег из разных регионов. Распознать этот риск можно с помощью оценки аффилированности лица, используя, например, сервис Фокус.

9. Отсутствие у руководства фирмы возможности или желания выполнять условия сделки.

Этот риск распознается в ходе переговоров. Надо смотреть, как ведет себя  руководство, на что оно нацелено.

Вас должна насторожить активная позиция контрагента в совершении сделки, агитирующего быстрее заключить ее и перевести деньги. При этом он может обещать фантастические условия: более низкие цены, очень выгодные условия по тендеру и т п. Скорее всего, получив деньги, он сведет всю свою активность на нет. И подключать службу безопасности для решения этой проблемы будет уже поздно.

10. Негативные отзывы клиентов фирмы-контрагента, появление негативных сведений в арбитражной практике.

На сайте контрагента может быть размещена информация о деловых партнерах, клиентах. Рекомендую периодически связываться с ними, интересоваться, ведется ли у них какая-то деятельность с контрагентом. Особенно следует обратить внимание на негативные отзывы. Получив информацию из первых рук, делайте соответствующие выводы.

Многие компании с целью повышения своего статуса могут просто пользоваться именами крупных игроков. Поэтому общение с клиентами поможет расставить все точки над «i».

 11. Количество и квалификация сотрудников контрагента, уровень их профессионализма, активность в работе, сплетни.

Необходимо общаться с персоналом, оценивать, насколько активно он работает.

Допустим, компания берет под производство помещение в несколько тысяч квадратных метров. С помощью анализа информации из интернета можно оценить, насколько целесообразно это в ее случае, получит ли она кредиты в банке, чтобы окупить затраты на аренду и продолжить свою деятельность. 

12. Наличие посреднических контор, через которые работает контрагент (для откатов или мошенничества).

В пункте №8 уже приводился в качестве примера случай, когда юрлица, имея одно название, занимаются аналогичной деятельностью в разных регионах. Но есть еще посреднические конторы, которые изначально контрагент регистрирует на себя.

Поскольку схема работы с посредниками сегодня очень распространена и ни одна сделка практически без них не обходится, то компаниям нужно быть особенно осторожными и проверять, не являются ли посредники одним и тем же лицом для осуществления откатов.

Недавний случай из практики: в тендерах одной известной крупной компании принимают участие несколько фирм, две из которых — номиналы, две — родственные. Одна, соответственно, должна победить.  

 13. Наличие и покупка долгосрочных займов или векселей.  

Последние полгода с векселями развивается отдельный вид мошенничества на рынке. Появляются микрофинансовые организации, предлагающие через свою посредническую сеть реструктуризовать долг физлицам, которые не могут выплатить кредит. Должнику выдается вексель на сумму его задолженности, и микрофинансовая фирма якобы обязуется обеспечивать выплаты по его кредиту. Для человека выгода очевидна: теперь ему нужно платить, например, не 100 000 руб. в месяц, а всего 10 000 руб. Пока человек платит, компания развивается, но через три года срок выплаты по векселю истечет, фирма лопнет. В результате банк, выдавший кредит, останется без денег, а на должника повиснет та же задолженность.

Зачастую векселя ничем не обеспечены. Любое ООО и любой банк могут выдать вексель. Но Сбербанк, например, принимает только те векселя, которые выдает сам. Не имея какого-либо имущества для ареста, пристав арестует вексель должника, но это ничего не даст.

Что касается долгосрочного займа (от 3-х лет), то контрагент, берущий такой  кредит, подпадает под категорию риска. Долгосрочные займы могут свидетельствовать о нестабильности бизнеса.

 14. Частые проверки государственными органами или сомнительными личностями офиса организации.

Находясь рядом с контрагентом, вы можете стать свидетелями частых проверок. И это должно стать для вас сигналом. Впрочем, о проверках можно узнать и в плане ежегодных проверок.

Любое внимание к фирме со стороны органов (особенно налоговой, ОБЭП и приставов) должно фиксироваться для дальнейшего выяснения дел.

 15. Включение компании в черный список ФНС, включение в план ежегодных проверок.

Черный список ФНС действительно существует. Причин, по которым компании попадают в него, много: несколько лет подряд не сдается бухгалтерская отчетность, не подаются сведения о счетах или сведения о налогах по имуществу и т д. У ФНС есть свой огромный список, включающий до 500 пунктов, согласно которому проверяются контрагенты. Следует анализировать этот список на предмет появления там контрагента.

Пользоваться сервисом нетрудно: достаточно ввести хотя бы один известный реквизит — ОГРН, ИНН или полное наименование фирмы, а также вписать контрольные цифры для защиты от спама. В результате вы получаете доступ к списку подозрительных лиц.

Если организация числится в нем, то в результатах поиска будут отображены следующие данные:

  • ОГРН юридического лица,
  • его ИНН,
  • полное наименование фирмы,
  • адрес (место нахождения) юридического лица.

Также вы сможете увидеть дату формирования сведений.

Если же у налоговой пока нет претензий к юридическому адресу искомой компании, то внизу окошка появится надпись «Информация по указанному юридическому лицу не найдена».

3 признака недобросовестности контрагента, на которые стоит обратить внимание перед заключением контракта

1. Отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика и покупателя при обсуждении условий поставок и при подписании договоров.

Отсутствие контактов может вызывать подозрения. Допустим, к вам приезжает представитель фирмы из Самары. Как вы можете быть уверены в том, что он  действительно представитель? Чтобы убедиться в этом, нужно звонить в Самару, проверять фирму, общаться непосредственно с директором, узнавать, выдавалась ли доверенность.  

2. Отсутствие подтверждения полномочий представителя контрагента, документов, удостоверяющих его личность.

Руководитель фирмы-контрагента имеет право заключать сделки. Но его статус в компании должен быть указан в документах (приказе). Если лицо не является гендиректором, то оно действует по доверенности от генерального директора. Для проверки его полномочий потребуются копии документов, удостоверяющих личность. По паспорту можно через налоговую узнать действительное место работы. Можно также с помощью сервиса ФМС проверить действительность паспорта.  

3. Отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о его складских, производственных, торговых площадях.

Если контрагент заявляет свое местоположение и ведет какую-то деятельность, это еще не значит, что с ним все в порядке. Загляните в «Карты Google» и посмотрите, есть ли на них вообще здание контрагента с вывеской, и в зависимости от увиденного делайте соответствующие выводы.

Если контрагент указывает здание, которого нет, то он автоматически вызывает недоверие к себе. Но чтобы полностью подтвердить свои сомнения, позвоните арендодателю и спросите, знает ли он о существовании фирмы, не обращались ли к нему за юридическим адресом.

Иногда в практике сталкиваешься  с парадоксальными ситуациями, когда фирма регистрируется на частной квартире и при этом, согласно отчетности, принимает участие в крупных госконтрактах. Нетрудно догадаться, что в подавляющем большинстве таких случаев работает откатная схема.

При работе с контрагентами нужно держать в голове некоторые нюансы. Например, помнить о том, что на момент регистрации фирма в принципе не поверяется налоговой и что есть «окна» в году, когда фирма может не сдать финансовую отчетность и спокойно работать некоторое время — до тех пор, пока на нее не обратят внимание. Однако самый простой способ проверить недобросовестность контрагента — убедиться в том, что юридический адрес соответствует действительности, а лицо, которое заключает сделку,  имеет на это все полномочия.

Игорь Бедеров, руководитель RiskInform.ru и агентства деловой разведки CABIS


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
5162 просмотра
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.