В 2023 году вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ (далее — Закон о такси), который кардинально изменил регулирование деятельности такси. Он затронул не только вопросы допуска водителей к деятельности, но и работу агрегаторов, самозанятых и систему контроля за перевозками. В 2025 году обсуждаются очередные поправки в закон.
Основные изменения в Законе о такси
Правила работы такси, которые определены в законе, расширили его применение и отчасти упростили некоторые процессы. Эти правила минимизируют административные границы, связанные с возможностью осуществления деятельности такси, а также повышают уровень безопасности перевозок. Есть несколько ключевых принципов, которые стоит отметить.
Правовой статус агрегаторов такси
Агрегаторы, такие как «Яндекс Такси», «Максим», «Ситимобил» и другие, официально признаны участниками рынка таксомоторных перевозок. Они несут ответственность за корректность передаваемых заказов и обязаны проверять наличие у водителей разрешений на работу.
Агрегатор может быть заблокирован за систематическую передачу заказов нелегальным перевозчикам.
В 2023 году был в первом чтении принят законопроект, вводящий штрафы до 500 000 руб. за сотрудничество служб заказа такси с водителями, которые не имеют разрешения на перевозку пассажиров. Однако введение штрафов решили отложить — из-за того, что в большинстве регионов не успели создать специальные реестры перевозчиков, где должна храниться информация о водителях и авто.
В марте 2025 года депутаты Госдумы представили на рассмотрение законопроект № 853934-8, ужесточающий ответственность агрегаторов такси.
Нарушение | Штраф для ИП | Штраф для юрлиц | Основание |
---|---|---|---|
Передача заказа водителю без действующего разрешения | 30 000–50 000 | 300 000–500 000 | Законопроект № 853934-8 |
Повторное нарушение передачи заказа водителю без разрешения | 70 000–100 000 | 500 000–700 000 | Законопроект № 853934-8 |
Неразмещение обязательной информации на сайте агрегатора | — | 10 000–20 000 | Законопроект № 864868-7 |
Неподача или подача недостоверного извещения о начале деятельности | 20 000–50 000 | 50 000–100 000 | Законопроект № 864868-7 |
Введение потребителей в заблуждение относительно качества и безопасности услуг такси | — | 300 000–700 000 | Законопроект № 853934-8 |
Ограничения для самозанятых водителей
Самозанятые получили право работать в такси без регистрации ИП, но при условии заключения договора со службой заказа такси. При этом действует запрет на передачу транспортного средства третьим лицам. За нарушение — аннулирование разрешения.
Требования к водителям
На водителей такси распространяются определенные требования. Запрещено допускать к управлению такси тех, кто соответствует хотя бы одному из них:
- на день до перевозки имеется более трех неуплаченных штрафов;
- водителя повторно лишили прав и (или) арестовали за административные нарушения, и это произошло до того, как истек год со дня окончания предыдущего срока такого наказания;
- есть неснятая или непогашенная судимость по ст. 328.1 ТК РФ;
- водитель не прошел аттестацию на знание местонахождения объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинских и образовательных организаций;
- стаж вождения по категории «В» менее трех лет и т.д.
С 2024 года ряд регионов внедрил онлайн-аттестации, чтобы снизить нагрузку на экзаменационные комиссии. Например, в Московской области принято соответствующее Постановление Правительства Московской области от 12.09.2024 № 993-ПП.
Выдача разрешений
Разрешения на работу в такси в 2025 году по-прежнему выдаются бесплатно и в течение 5 рабочих дней. С конца 2024 года введена электронная система предварительной проверки транспортных средств, а подать заявление теперь можно через Госуслуги.
Электронные реестры и контроль
В регионах функционируют три обязательных реестра:
Реестр перевозчиков — содержит данные о разрешениях и статусе водителей: данные по юрлицам, ИП и самозанятым, осуществляющим перевозки; контакты и реквизиты перевозчиков; номера и даты выдачи водительских удостоверений; номера и сроки действия полисов ОСАГО; даты внесения перевозчиков в реестр; номера и даты договоров со службой такси, сроки окончания действия таких договоров.
Реестр такси — сведения об автомобилях, их владельцах, водителях, допущенных к управлению.
Реестр служб заказа такси — информация о технических средствах агрегаторов: адреса, по которым расположены технические средства для получения, хранения, обработки и передачи заказов.
Без включения в эти реестры работать в такси невозможно. Служба заказа такси должна проверять сведения о разрешениях в реестре перевозчиков и данные в реестре такси. Заказ попадет перевозчику или водителю в том случае, если:
- информация о разрешении содержится в реестре перевозчиков, документ не аннулирован;
- сведения о транспортном средстве есть в реестре такси.
Номер записи в реестре перевозчиков нужно размещается в салоне такси.
В рамках реформы также создана федеральная информационная система «Такси» — три реестра, указанные выше, должны передавать в нее данные.
Ответственность служб заказа
Для служб заказа такси ответственность регламентирована следующим образом:
- служба несет солидарную ответственность с тем, у кого не было разрешения на перевозку или его аннулировали, приостановили;
- служба полностью отвечает перед пассажиром, например, если его надлежаще не уведомили о наименовании перевозчика;
- служба несет субсидиарную ответственность с перевозчиком — физлицом в части возмещения реального ущерба, который не покрыла страховка по ОСАГО или по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика.
Какие проблемы решает Закон о такси
Основная цель закона — создание всех условий для выхода перевозчиков из тени. Кроме того, он исключает схемы с передачей разрешений, повышает безопасность пассажиров, возможность регулировать тарифы перевозчиками самостоятельно.
На практике сложились незаконные схемы, когда, например, перевозчики передают с разрешением автомобиль другим перевозчикам. Сегодня появляются компании, которые вносят автомобиль в реестр автомобильного транспорта такси и имеют право передать его другим перевозчикам, которые включены в реестр перевозчиков, — в этом случае расписываются все уровни ответственности.
Теперь тот, кто передал автомобиль по закону (исполнитель) обязан обеспечить возможность прохождения предрейсового медицинского контроля, а также следить за техническим состоянием авто в порядке, который определит субъект РФ.
Появляется правовая ответственность агрегатора за передачу заказа нелегальному перевозчику.
Сегодня у служб заказа такси есть техническая возможность в режиме онлайн проверить, находятся ли автомобиль такси и перевозчик в реестрах. Если все соответствует закону, заказ передается.
Законом сформулированы исчерпывающие требования к автомобилю такси: он должен иметь фотографическую композицию в виде «шашечек», фонарь оранжевого цвета на крыше.
Перевозчики нередко жаловались на невыгодность тарифов, они говорили о том, что не могут перевозить по тем тарифам, которые им устанавливает служба заказа такси, потому что эти тарифы не покрывают расходы. Благодаря закону перевозчик получил право разрабатывать тарифы и устанавливать их на перевозку автомобильным транспортом.
По новым правилам за трое суток до определения тарифа он должен быть размещен на сайте службы заказа такси и на сайте перевозчика. Если у них нет сайтов, то на сайте уполномоченного органа.
С 29 марта 2023 года путевой лист можно оформлять в электронном виде (Приказ ФНС РФ от 17.02.2023 N ЕД-7-26/116@). Теперь уже в режиме цифровой платформы будут сохраняться сведения о наличии путевого листа: кто выдал, как прошел водитель предрейсовый медицинский контроль.
Предусмотрена возможность применения телемедицины при прохождении предрейсового контроля водителей. Это особенно востребовано в удаленных и малых населенных пунктах.
Блокировка службы заказа: в каких случаях возможна
Блокировка возможна, если служба заказа в течение 30 дней передала не менее 10 заказов нелегальным перевозчикам и не устранила нарушения после предупреждения.
Заблокированная служба может повторно подать заявление через год, при условии устранения всех нарушений.
Такси как подработка
Тем, кто подрабатывает в такси, теперь надо регистрироваться как перевозчикам легковым такси и получать дорогой полис ОСАГО. Для обычного автомобилиста он стоит в разы дешевле. Также появилась необходимость прохождения предрейсового контроля даже для самозанятых.
Как отмечают эксперты, именно эти водители — до 80% самозанятых — обеспечивали так называемое «пиковое покрытие» спроса в городах. Их уход с рынка вызвал локальные дефициты машин в период наиболее массового передвижения.
Ограничения по времени работы водителя
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.06.2023 № 908, суммарное время работы в неделю не должно превышать 40 часов. При пятидневном графике смена таксистов должна составлять не более 8 часов в день. Допускается продление работы на 2 часа для завершения заказа. По 12 часов в день допускается работать не больше 3 дней в неделю.
Правила позволяют водителю такси разделить рабочее время на части. Но перерыв между ними допускается не позднее чем через 5 часов после начала смены. Агрегаторы обязаны отслеживать рабочее время и автоматически приостанавливать подачу заказов. Это решение направлено на борьбу с переутомлением и ДТП.
Локализация такси в 2025 году
В настоящее время активно обсуждается инициатива по локализации такси. Ко второму чтению законопроекта № 481272-8, содержащего поправки к Федеральному закону от 29.12.2022 № 580-ФЗ, подготовлены обновленные предложения, направленные на ужесточение требований к используемому автотранспорту. Инициатива была внесена в Госдуму в январе 2024 года, однако после обсуждения ее отправили на доработку. Изменения могут существенно повлиять на функционирование отрасли.
Изначально законопроект предусматривал, что региональные власти могут вводить требования к уровню локализации автомобилей такси, используя систему баллов за производственные операции (~3200 баллов). Однако инициатива вызвала обеспокоенность — из-за сжатых сроков и риска дефицита соответствующей техники.
Доработанная версия поправок дополнила текст механизмом специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и предусмотрела более низкий стартовый порог локализации.
Что предусматривает обновленный законопроект:
- С октября 2025 года к перевозке пассажиров будут допускаться только те автомобили, которые либо достигают утвержденного уровня локализации, либо произведены в рамках СПИК. Это означает, что транспортное средство должно быть либо частично собрано в России с использованием отечественных компонентов, либо выпущено по условиям соответствующего инвестиционного соглашения.
- Новые правила будут внедряться постепенно, до 2033 года. В частности, автомобили, произведенные по СПИК, заключенным в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года, смогут быть включены в реестр такси. Для моделей, выпущенных в рамках соглашений, подписанных после этой даты, потребуется одобрение со стороны Правительства РФ.
- С начала 2028 года использование импортных автомобилей без необходимого уровня локализации станет возможным лишь по специальному разрешению.
- С 1 января 2033 года, к работе в такси будут допущены исключительно автомобили, соответствующие утвержденному уровню локализации.
- После 2033 года контроль за соблюдением требований будет осуществляться через реестр такси, где для каждого автомобиля будут фиксироваться марка, модель, VIN и год выпуска. Только автомобили, прошедшие проверку на соответствие установленным нормам, смогут использоваться в качестве такси.
Сводная таблица изменений в регулировании такси
Федеральный закон от 29.12.2022 № 580-ФЗ стал фундаментальной реформой отрасли. В 2025 году он показал как положительные, так и спорные эффекты: безопасность повысилась, но малым городам и подработчикам стало сложнее адаптироваться.
Эта таблица поможет быстро сориентироваться в хронологии реформ и их влиянии на рынок такси.
Год | События | Содержание |
---|---|---|
29.12.2022 | Принятие Федерального закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ | Введены новые правила для агрегаторов, самозанятых, водителей. Начало регистрации в реестрах. |
01.09.2023 | Вступление закона в силу | Начало действия новых требований, включая обязательность разрешений и проверки через реестры. |
01.09.2023 | Ограничение по времени работы | Водителям такси запрещено работать более 12 часов в сутки; обязательный перерыв после 5 часов работы. |
Сентябрь 2023 | Приказ Минтранса России от 28.04.2023 № 152 | Уточнены требования к содержанию и верификации данных в региональных реестрах такси и перевозчиков. |
17.02.2023 | Электронный путевой лист | Разрешено оформление путевого листа в электронном виде (Приказ ФНС РФ от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@). |
2024 | Расширение прав самозанятых | В ряде регионов начали пилотные программы упрощения медосмотров, внедрение телемедицины. |
2024 | Онлайн-аттестация водителей | Введена дистанционная проверка знаний городских объектов и правил перевозки. |
01.10.2025 | Локализация такси | К перевозке пассажиров допустят автомобили, которые частично собраны в России с использованием отечественных компонентов или выпущены по условиям соответствующего инвестиционного соглашения. |