Как получить максимальную прибыль от закрытия бизнеса?

Денис Запиркин 24 июня

Закрытие компании — непростой процесс, но все более актуальный в современных непростых экономических условиях. В первую очередь предпринимателю нужно выработать правильное отношение к происходящему: это не горе, а очередной пункт из плана вашей жизни, событие, через которое надо пройти, чтобы двигаться дальше. 

Бизнесы рождаются и умирают. Это нормальный процесс. Печально, конечно, если ваша идея не стала успешной, если ваша компания не пошла в рост, и вы (по разным причинам) не смогли обеспечить выживание и развитие. Но не теряйте самообладание и трезвый взгляд на вещи! Будьте конструктивны: возьмите отпуск, отгул, составьте план. Если возможностей спасения нет (или вы их не нашли), выдохните, смиритесь и приступайте. Существует масса алгоритмов и процедур по правильному с юридической точки зрения закрытию бизнеса. Данная статья не об этом, я хочу поговорить о том, что важно не забыть каждому предпринимателю при закрытии компании.

Перспективы и финансы

При завершении бизнеса нужно помнить о двух важных вещах — финансовой стороне вопроса (как закрыть с максимальной выгодой, на чем сэкономить и на чем заработать?) и перспективах. Процедуры закрытия существенно различаются в зависимости от способа оформления вашей деятельности: ИП, ООО и прочее. Посоветуйтесь с юристами и правильно используйте соответствующие процессы.

Так или иначе вариантов всего четыре:

  1. банкротство, 
  2. закрытие под ноль, 
  3. передача, 
  4. продажа.

Даже если ваш бизнес постигла полная финансовая неудача, на момент закрытия у вас остается ряд активов и пассивов, которыми важно правильно распорядиться. О чем речь? О людях, сотрудниках компании, действующих клиентах и клиентской базе, связях, брендах, патентах и прочей интеллектуальной собственности, авторских правах, контрактах, обязательствах, отношениях. Список можно продолжать до бесконечности, при том что я намеренно оставляю за скобками все материальные активы (здания, сооружения, техника, мебель и прочее). С этим все более-менее ясно, и доступных способов реализации этого имущества достаточно. Сконцентрируемся на том, о чем многие забывают.

Все на выход

Если у вас большие долги и вы не в состоянии решить эту проблему, один из вариантов — банкротство. Процедура довольно хорошо проработанная в современных реалиях. Как правило, вы или ваши кредиторы обращаются с соответствующим заявлением в суд, где назначают арбитражного управляющего, который и отвечает за вопросы закрытия и разрешения обязательств. Ваша задача — стараться работать с ним достаточно плотно, но максимум, что вы можете сделать, — координировать и помогать, поскольку все ключевые решения по вашему бизнесу перейдут в руки арбитражного управляющего.

Второй вариант решения проблемы — самостоятельное закрытие компании в попытке минимизировать долги и обязательства, выйдя в ноль. Здесь необходимо сфокусироваться на минимизации возможных расходов, долгов и прочих пассивов. В первую очередь сосредоточиться стоит на закрытии существующих контрактов и на актировании ведущихся работ или оказываемых услуг. 

Третий путь — передача своего бизнеса другим игрокам рынка. Возможно, не только вашим партнерам или конкурентам. Тут цель — максимизировать доходы от продажи имеющихся активов. Ищите выгодные предложения, торгуйтесь, не снижайте планку, пока есть время.

И, наконец, последний вариант — продажа бизнеса. Да, в ситуации, когда не все идет как надо, покупатели вряд ли выстроятся в очередь за вашей компанией. Тем не менее проведите независимую оценку и начните переговоры. Самый очевидный путь для всех — предложить собственный бизнес лидерам отрасли. Это не всегда работает. Ведь они, зная вашу ситуацию, наверняка захотят снизить цену предложения ниже оценочной стоимости, и это может показаться вам невыгодным. Я советую искать игроков второго эшелона, у которых, с одной стороны, есть деньги на покупку (или они их могут найти), с другой стороны, для них приобретение вашей компании может стать существенным фактором роста, поможет им приблизиться к лидеру и усилить собственные конкурентные преимущества. 

Многие думают, что от банкротства бизнес могут спасти мифические инвесторы, привлечение денег которых позволит выбраться из проблемной зоны. Иногда этот способ может работать, но зачастую это выливается в лишнюю трату времени и усилий, не дающую искомого результата. Разумные и опытные инвесторы не готовы вкладывать в умирающие компании, они обязательно проверят вас, проведут аудиты, наведут справки по различным каналам и задачу инвестирования ради спасения утопающего решат не в вашу пользу. Наивно всерьез рассчитывать на этот способ спасения компании.

Полезный балласт

Давайте теперь подробнее рассмотрим неочевидные активы, о которых я писал выше. Как минимизировать расходы и максимизировать доходы на фазе закрытия?

Первое — люди. Персонал вашей компании в некотором смысле ваш актив. Оставив в стороне процедуры увольнения и сокращения, обратите внимание на возможности их перевода и трудоустройства с максимальной для них выгодой. Помогите им: предложите их будущим работодателям по профилю либо заключите договор о сотрудничестве по поиску и найму с рекрутинговыми компаниями. Возможно, в конечном итоге это окажется для вас экономически оправданным: например, позволит сохранить полезные связи и отношения с коллегами. Как показывает практика, неизвестно, кто кому через пару лет еще будет начальником. 

Второе — бренд. Не всегда у предпринимателей есть возможность оформить свой бренд (или бренды) как элемент продажи. Не исключайте варианта, что ваша компания может выручить с продажи этого определенную сумму. Бренд может быть интересен как сам по себе, так и в совокупности с вашими продуктами, услугами, технологиями, процессами и решениями. За оценкой бренда обратитесь к компетентным специалистам.

Третье — интеллектуальная собственность. В продолжение темы с нематериальными активами проанализируйте имеющиеся у вас патенты и авторские права. Дизайнерские решения, изобретения, различные авторские продукты и патенты — важная составляющая ценности вашей компании. Не теряйте их! С формальной точки зрения это может ничего не стоить, но со стороны заинтересованных лиц (партнеры, контрагенты, конкуренты) – это сильный ресурс. Проведите переговоры о передаче исключительных прав с клиентами или другими заинтересованными игроками рынка. Кроме продажи есть вариант переоформить этот вид активов на вас или на связанные с вами организации, чтобы в будущем созданная вашей организацией ценность не пропала впустую. Привлеките юристов: их услуги требуют денег, но порой это стоит того.

Четвертое — контракты. В худшем случае их нужно просто закрыть — полностью или частично. Но бывает возможность передать их для продолжения третьей стороне, и это выгодный вариант, позволяющий минимизировать риски и обязательства, что в ситуации закрытия бизнеса немаловажно.

Пятое — клиентская база и список контактов. Уверен, вы тоже сталкивались с недобросовестным поведением многих компаний, продающих базы налево и направо. Это не только некомфортно для клиентов, неэтично, но и не совсем законно, однако в правильно организованной схеме вы можете выручить за это (без рисков и претензий) хорошие деньги. К тому же наличие хорошей базы существенно увеличивает оценочную стоимость компании, даже если у нее не очень идут дела.

Шестое — ваши отношения с рынком, с клиентами, ваша репутация. Ее сложно монетизировать в явном выражении, но это крайне важный актив, о котором нельзя забывать. Отношения — это то, что останется у вас даже после закрытия компании. И если отношения нельзя продать, их можно сохранить, а позже ими воспользоваться. Пусть этот бизнес не взлетел, но это не значит, что вы уходите с рынка навсегда. Обязательно будут новые инициативы, проекты, компании — либо ваши, либо те, куда вы пойдете работать. Не теряйте связи, сделайте финальный тур по нужным людям и правильным клиентам, партнерам и контрагентам, пообщайтесь с ними, объясните ситуацию правильно, сохраните конструктивные, деловые, позитивные отношения, и позднее это сыграет вам на руку.

Помните: закрытие бизнеса — это не конец, а очередной этап вашей жизни, вашего движения к новым целям и горизонтам. Отнеситесь к ситуации правильно: рынки приходят и уходят, кризисы приходят и уходят, нужно уметь извлекать из всего этого выгоду, даже если что-то пошло не так. Посмотрите на статистику: второй, следующий, какой угодно новый бизнес — это только вопрос вашего отношения и усилий по движению к собственным целям. Я знаю множество людей, столкнувшихся с закрытиями компаний, но настоящие герои те, кто пережил кризис и смог двигаться дальше. 

В качестве P.S.: чего не стоит делать?

  • Увольнять людей принудительно и жестко, нарушая их права и законы. 
  • Продавать налево и направо клиентскую базу и список контактов. Это не только неэтично, не только доставляет дискомфорт людям, неожиданно получающим звонки и письма от непонятных компаний со странными предложениями, но и в большой степени незаконно, а также ухудшает ваши перспективы, потому что отношение к продающим базы на рынке не самое лучшее.
  • Бегать и скрываться от долгов и обязательств. Ведите переговоры, старайтесь договориться и найти возможные компромиссы.
  • Считать, что это крах, конец, смерть вашему будущему и вашей репутации. Бывает, пройдет, работайте дальше. У вас есть другие возможности принести ценность людям и прибыль себе.

Денис Запиркин, независимый эксперт и консультант по развитию бизнеса и оптимизации процессов


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
332 просмотра
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.