Рязань, 2015

Город и год запуска

Здоровье и отдых

Отрасль

1 000 000

Стартовый капитал

3 года

Окупаемость

На высоте: как открыть батутный комплекс в регионе?

29 сентября

В 2015 году по совету знакомого предпринимателя Вячеслав Зенин открыл в Рязани батутный комплекс Cosmica. Момент был подходящий: растущий рынок, мода на ЗОЖ, отсутствие конкурентов. За год в его комплексе попрыгали уже 3 000 человек. Сегодня в клубе открыты шесть батутов и поролоновая яма.

О поиске помещения, обучении тренеров и организации собственного производства Вячеслав Зенин рассказывает в интервью Контур.Журналу.

О родном городе

Вся моя жизнь, в том числе и предпринимательская, связана с родным городом Рязань. Здесь, в 2015 году, я окончил бакалавриат в Рязанском государственном университете по специальности «математическое обеспечение и администрирование информационных систем». Поначалу ИТ-сфера меня сильно интересовала, но моя дальнейшая карьера с базовым образованием разошлась. И даже несмотря на то, что я еще доучиваюсь в магистратуре РГУ по направлению «фундаментальная информатика», глубоко в ИТ я не погружен. Гораздо интереснее и полезнее оказалась магистратура в Московском университете государственного управления, где я учусь на факультете гражданского и предпринимательского права и специализируюсь на защите прав предпринимателей.

О пробе пера

Первые бизнес-проекты у меня были еще в университете. Я всегда был активным человеком, занимал пост председателя студсовета факультета, это и помогло мне открыть свое дело. В 2013-2014 годах я занимался продажей букетов из мягких игрушек. Тогда на них началась мода в Москве, и я привез их в Рязань. Ставили продукцию в торговых центрах перед праздниками 8 Марта и Днем всех влюбленных. Люди обращали внимание, поскольку решение было необычным, нам удалось продать достаточно много букетов. Но примерно через год этот бизнес сошел на нет, рынок насытился (ведь мягкий букет можно дарить девушке всего один раз, потом это уже как-то неоригинально), да и конкуренты подтянулись — сейчас почти в каждом цветочном такие букеты есть. Примерно в то же время я занимался тирами, держал несколько точек по городу. Но эта тема также оказалась временной: какие-то точки потеряли, какие-то продали.

В 2014 году я решил организовать небольшой фитнес-клуб. Первое время бизнес шел хорошо, но потом в город стали выходить большие игроки, некоторые активно демпинговали, предлагали абонементы за 3 000 руб. в год, они открывались рядом, и клиенты переходили туда. В 2015 году я решил этот бизнес продать.

После закрытия этого проекта у меня был единственный в жизни, однодневный опыт работы по найму. Устроился работать официантом, но терпения хватило ровно на одну ночь. Когда пришел домой со смены, сразу накидал несколько идей, которые можно было развивать. Одна из них — тур по городским барам, которые мы организовывали летом 2015 года. Это был барный квест, который мы подсмотрели в столице: пять баров и ведущий, водили людей по пабам и развлекали. Эту практику вообще хотим возобновить, правда, пока не хватает на это время.

О прыгающем рынке

В том же 2015 году знакомый рязанский предприниматель подсказал мне идею открытия батутного комплекса. Оказалось, что этот вид спорта активно развивает и в Москве, и по всей России. За последние два года только в столице открылось порядка 20-30 клубов. Я съездил на разведку: посмотрел, попрыгал, людей вокруг много, все понравилось.

Приехал домой и сразу прикинул экономику: рынок растет очень быстро, по всей России батутные комплексы открываются с неимоверной скоростью, даже в городах с населением в 100 000 жителей. Момент был подходящий, ведь через год-два рынок будет полностью сформирован, и места для новых игроков уже не будет.

Поэтому действовать надо было быстро. Первым делом я нашел партнера, который вложился в этот проект. Он отвечал за финансовую часть, я координировал все вопросы по постройке и управлению батутным клубом. На открытие потратили примерно миллион, но эти деньги пока полностью не вернулись: постоянно приходится реинвестировать в развитие. Например, буквально несколько недель назад потратили порядка 300 000 руб. на дополнительный подиум и батуты.

О первых сложностях

Сегодня в нашем комплексе Cosmica шесть батутов и поролоновая яма. Но к современному виду мы пришли не сразу, открывались мы в «сыром» виде. Я специально торопился с запуском бизнеса, мне хотелось сначала прощупать спрос, сформировать пул первых клиентов, а затем расти в основном за счет оборотных средств, постепенно закупая новое оборудование.

Нашей самой большой проблемой на старте стал поиск помещения, на это мы потратили полтора месяца. Сложность была в соблюдении специфических требований, ведь у батутного комплекса высота потолков должна быть минимум шесть метров, к тому же требовалось наличие коммуникаций: свет, вода, отопление.

В итоге нашли подходящий вариант в торговом центре «М5МОЛЛ», и там уже переделывали все под себя, ударными темпами мы успели закончить ремонт всего за месяц.

С персоналом особых проблем у нас не возникло: традиционным образом привлекли и отобрали администраторов. Сейчас много желающих пойти работать, а вакантных мест мало. Для поиска активно используем социальные сети, в частности, группу во «ВКонтакте» «Работа в Рязани».

Сложнее было сформировать команду тренеров, ведь мы были первопроходцами в батутном направлении, опытных специалистов по прыжкам в городе мало. Сейчас, когда рынок расширился, хорошие ребята начинают появляться. Обычно находят нас самостоятельно. Кроме того, мы сами создаем батутную инфраструктуру: обучаем тренеров и стимулируем их передавать свои знания новичкам, проводим среди них соревнования и фестивали.

Для тренера и администратора мы разработали специальные инструкции по проведению тренировок, внешнему виду, общению с клиентами и продажам. Раз в месяц мы проводим аттестацию, которая состоит из двух этапов. Первый, внутренний этап: я лично в роли клиента захожу в клуб, и администратор с тренером должны мне все рассказать и показать. Второй этап — тайный покупатель: отправляем человека, он приходит попрыгать и потом в листе выставляет баллы. За успешное прохождение аттестации персонал получает дополнительное вознаграждение. Также у нас есть групповая премия: если клуб выполняем план на месяц, то все сотрудники получают денежную премию и могут брать напитки из фитобара.

О конкурентных преимуществах

Наш клуб Cosmica – самый большой в городе. Конкуренты есть, но они пока очень слабы. Клиентам мы стараемся предложить максимально высокий уровень услуг: все тренировки проходят с инструктором, который обучает человека, стимулирует его прийти во второй раз. Тренер на арене подсказывает, объясняет, как выполнять элементы. В отличие от многих других клубов, у нас в одно время на батуте занимается один человек: мы делаем ставку на индивидуальные тренировки, а не просто запускаем группу людей, которые самостоятельно возятся на батуте. Кроме батутов в нашем клубе доступны групповые занятия капоэйра, акробатикой, паркуром.

Ежемесячно нас посещает порядка тысячи человек, стоимость одного занятия колеблется от 300 до 600 руб.

Кроме непосредственно спортивных услуг мы зарабатываем на разных сопутствующих элементах: у нас есть автомат с прохладительными напитками и фитобар, где можно купить молочные и протеиновые коктейли, мы завозим из Китая кепки и спортивные аксессуары с космической символикой, сдаем в аренду теннисный стол и часть площади под сторонний вендинговый бизнес.

Самым сложным было сломать стереотип, якобы батут — исключительно детская забава. Мы хотели донести до клиентов, что на наших батутах могут прыгать взрослые, делать разные трюки и получать порцию адреналина. Второй момент — дать клиенту гарантию безопасности. Конечно, взрослые батуты — травмоопасная забава, поэтому мы каждому нашему посетителю оформляем клубную карту и страхуем его на сумму до трех миллионов в случае травм. За год мы оформили 3 000 карт, и большинство наших посетителей приходят к нам снова.

Основа нашего продвижения — партизанский маркетинг, в который не надо вливать гигантские маркетинговые бюджеты. Эффективнее всего работают социальные сети, особенно «ВКонтакте». Там «обитает» наша целевая аудитория, для нее мы делаем конкурсы репостов, каждый день размещаем в группе минимум два поста, видео, публикуем фотографии посетителей. Сейчас мы придумали специальную систему рейтинга: пришел человек, сделал переднее сальто, набрал 5 баллов, ему нужно набрать 50 баллов, и он получает сертификат по начальному уровню акробатики. Особенно хорошо это работает с детьми. Когда родители видят, что у их чад есть какие-то успехи, появляется заинтересованность ходить дальше.

Кроме соцсетей мы давали видеорекламу в маршрутках и автобусах, которые идут до торгового центра, вешали рекламные плакаты. Наши баннеры висят на фасаде торгового центра. Через три месяца после открытия мы запустили сайт, который сначала продвигали через «Яндекс.Директ». Сейчас наш сайт и так вышел в топ, поэтому денег на контекст больше не тратим.

Активно продвигаемся мы и в офлайне: проводим всевозможные фестивали, выступаем спонсорами мероприятий, которых в Рязани проходит очень много. Еще мы активно выстраиваем партнерскую сеть. У меня есть убеждение: чтобы активно развиваться, надо сотрудничать минимум с 10 организациями. В числе наших партнеров фитнес-клуб, вейк-парк — все, что близко нам по духу (экстремальное и спортивное). У них лежат наши скидки — у нас висят их плакаты, скидки и бесплатные купоны. Совместно мы организуем соревнования, собираем народ, нанимаем ведущего. Посетители торгового центра обращают на это внимание, узнают о нашем комплексе и тоже приходят попрыгать сами или с детьми.

О кризисе и ошибках

В 2017 году мы планируем открыть еще один клуб — в Рязани или в близлежащих городах, например, в Коломне. Кризис нам не помеха. Мы открывались в кризис, и я уверен, что предприниматели, которые выживут в это сложное время, станут самыми сильными. Сейчас мы, наоборот, активно растем, увеличиваем нашу проходимость, ставим дополнительные батуты.

Мы могли бы заработанные деньги забрать себе, купить автомобиль, но решили все-таки инвестировать в развитие — запустили франшизу и собственное производство батутов «Батут комплект». В рамках этой компании мы изготовляем и поставляем батуты в другие города, а также оказываем полный комплекс услуг по запуску батутных арен под ключ.

Большая ошибка начинающих предпринимателей — переоценка собственных сил.

Новичок думает, что со всеми задачами может справиться сам, многие ведь даже работают без бухгалтера, а ведь есть много тонкостей, которые можно не учесть и получить за это штраф. Многие строят слишком оптимистичные планы: закладывают в расходы миллион, а в реальности платят полтора, прибыли хотят получить 2 млн, а выручают в итоге в два раза меньше.

Но все это вещи поправимые. Самое главное — набраться храбрости и начать делать, а не искать оправдания. Сегодня есть масса возможностей открыть бизнес вообще без вложений: есть различные программы грантов и субсидий, которые можно использовать как начальный капитал. Посмотрите, как много людей посещает бизнес-тренинги, ходит на них годами, но в итоге так и не открывает собственное дело. Все потому, что к этому невозможно полностью подготовиться, пока в это не погрузишься. Даже если первые проекты провальные, останавливаться нельзя, это лишь повышает вероятность успеха вашего следующего начинания. 


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
727 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Похожие идеи

  • Здоровье и отдых
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • Любой стартовый капитал
    100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
  • Любой размер города
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.