Электронные трудовые книжки и новая отчетность в ПФР — темы, которые еще долго будут в списке актуальных у кадровиков и руководителей организаций. Проект Контур.Персонал провел вебинар, который был посвящен последним изменениям в учете сведений о трудовом пути сотрудников. Мы подготовили ответы на самые популярные и сложные вопросы слушателей.
Какие сроки установлены для сдачи отчета СЗВ-ТД? Каким образом работодателям сдавать первый отчет?
Новый отчет в ПФР с 2020 года сдают не позднее 15-го числа месяца, который следует за отчетным. За январь 2020 года сведения надо сдать не позднее 17 февраля.
Отчет составляют на всех сотрудников, у которых были кадровые изменения за отчетный период: устройство на работу, увольнение, перевод на другую должность и пр. В отчет также вносятся данные о заявлении, которое напишет сотрудник, когда определится с выбором: хочет ли он продолжать вести трудовую книжку в бумажном формате (ст. 66 ТК РФ) или согласен на учет сведений о трудовой деятельности в электронном виде (ст. 66.1 ТК РФ).
С 2021 года сроки будут жестче: 15-е число как отчетную дату оставляют только для перевода на другую должность и подачи сведений о заявлении, которое напишет работник. При приеме на работу и увольнении сотрудника срок подготовки и подачи отчета — не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего документа. В крупных организациях это может стать ежедневной обязанностью отдела кадров.
Если в штате организации 25 и более сотрудников, то в ПФР форма СЗВ-ТД представляется в электронном виде в формате xml. Если меньше 25 сотрудников, форму можно сдать в бумажном виде.
В новой отчетной форме нужно подавать сведения только о периоде работы в нашей компании или о всех, что указаны в трудовой книжке?
В СЗВ-ТД нужно отражать только сведения о периодах работы человека в вашей организации.
Нужно ли покупать дополнительную программу для представления отчетов в ПФР?
Работодатели смогут бесплатно скачать специальную программу с сайта ПФР и пользоваться ей. Туда нужно будет вручную внести сведения по всем кадровым мероприятиям.
Пользователи Контур.Персонала смогут формировать отчет непосредственно из программы, а подписать и отправить в электронном виде в ПФР — через Контур.Экстерн.
Организация трудоустраивает сотрудников на год — с 1 января по 31 декабря. Нужно ли в 2020 году подавать в ПФР данные на тех, кто уволен 31 декабря 2019 года? А как отчитываться по тем, кто будет принят 1 января 2020 года?
Сотрудников, которые будут уволены 31.12.2019, в отчет СЗВ-ТД включать не надо. Сведения о сотрудниках, принятых на работу в течение января 2020 года, должны отразиться в отчете СЗВ-ТД, который необходимо сдать в ПФР до 17 февраля 2020.
В материалах ПФР и в законопроектах появлялась информация, что с января 2020 года работодатель должен будет представлять в ПФР две дополнительные формы — СЗИ-ТД и СЗВ-ТД?
Отчет СЗВ-ТД действительно необходимо будет представлять в ПФР до 15-го числа каждого месяца.
Что касается формы СЗИ-ТД: в проектных материалах она значилась как форма, которую работодатель выдает сотруднику по запросу или в случае увольнения. Сейчас вместо нее Минтруд подготовил и представил для общественного обсуждения проект формы СТД-Р. Она также должна содержать сведения лишь о работе в конкретной организации и во многом будет совпадать с предложенной формой СЗВ-ТД.
Какую запись внести в трудовую книжку при выдаче ее работнику?
Если сотрудник подал заявление об отказе от бумажной трудовой книжки и согласен на учет сведений о трудовой деятельности в электронном виде, перед тем как выдать ему трудовую книжку на руки, внесите в нее запись о подаче заявления с указанием даты и основания — ст. 66.1 ТК РФ.
Если работник уволится в начале 2020 года, а устроится работать в 2021-м, он уже не сможет выбирать тип трудовой книжки?
Если человек, будучи еще трудоустроенным, напишет заявление о согласии на учет сведений о трудовой деятельности только в электронном виде, в его бумажной трудовой появится соответствующая запись и новый работодатель ее попросту не примет. Если сотрудник не сделал выбор в 2020-м или предпочел сохранить бумажную трудовую книжку, на новом месте работы отдел кадров будет вынужден вести учет сведений о трудовой деятельности в двух форматах.
Как сдавать отчет до 17 февраля 2020 года, если работники еще не определились с выбором?
В форму СЗВ-ТД вносите информацию лишь по тем сотрудникам, кто уже определился с выбором. То есть до 17 февраля вам в отчет нужно внести только тех, кто успел подать заявление до 31 января. В следующий отчет, который надо будет сдать не позднее 16 марта, попадут сотрудники, написавшие заявление о выборе бумажного или электронного формата в феврале 2020 года, и т.д.
Если у этих сотрудников не происходило каких-либо изменений в работе за отчетный период, в форму СЗВ-ТД внесите только данные о поданном заявлении. Таблица о сведениях о трудовой деятельности останется пустой.
Если сотрудник не определился с выбором и не подал заявление, но у него были кадровые изменения в январе, работодатель заполняет на такого сотрудника форму СЗВ-ТД, оставляя графы про заявление пустыми. При этом продолжает вести трудовую книжку в бумажном виде.
Тем, кто первые устраивается на работу с 1 января 2021 года, учет сведений о работе ведется только в электронном виде. А что делать с работниками, которые также трудоустраиваются после 1 января 2021 года, но уже имеют стаж и трудовую? Можно ли им отказать в ведении бумажной трудовой книжки?
Нет, если сотрудник написал заявление на продолжение ведения бумажной трудовой, то при следующем трудоустройстве работодатель обязан принять трудовую книжку и продолжить ее вести.
Читайте также: Электронная трудовая книжка и новая отчетность в ПФР
1. Если в январе по сотруднику не было не мероприятий, ни заявлений, в отчёт его включать не надо.
2. Начисление/неначисление зарплаты никак не влияет на заполнение СЗВ-ТД. Если были мероприятия или заявления в январе, таких сотрудников нужно включить в отчёт
2.5. Указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения представляются:
""1) с 1 января 2020 года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя.
При отсутствии у зарегистрированного лица случаев, указанных в пункте 2.4 настоящей статьи, сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя на такое зарегистрированное лицо представляются не позднее 15 февраля 2021 года;
Вот в чем вопрос: сведения о трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя.
То есть: не было, например, ни приемов, ни увольнений, ни заявлений - но получается, я все равно должна подать сведения по состоянию на 1 января по последней записи в трудовой книжке?
Отчёт СЗВ-ТД нужно сдавать по всем сотрудникам, вне зависимости от того, решили они сохранить бумажную трудовую книжку или отказаться от неё. Причём не "нулёвки", а полноценный отчёт с данными
В компании нет сотрудников,СЗВ-М сдаются нулевки.
Надо сдавать отчет СЗВ-ТД?
Заранее спасибо.
1. Приём в этой ситуации отправлять не нужно.
2. В СЗВ-ТД включается всё, что вы писали в обычную трудовую книжку. Перевод между отделами - обычный перевод, его стоит включить.
Вопросы:
1. при приеме работников в районы крайнего севера и приравненные к ним местности, где в форме СЗВ-ТД отразить данные условия?
2. как работодатель при приеме в 2021 году узнает, стаж работника в РКС и приравненной к ним местности?
Спасибо.
В СЗВ - Стаж, в столбце 8 проставляется "территориальное условие (код), т.е. РКС или МКС, тем самым нигде не проставляется информация о стаже в РКС или МКС т.е. %.
Ранее по трудовой книжке можно было посчитать стаж в РКС, т.к. там была отметка о работе в РКС или МКС.
Как по СЗВ-Стаж работодатель поймет, какой % наработал кандидат поступающий на работу?
Спасибо.
Какие данные мне нужно вносить:
- Последнюю? Например присвоение категории в должности
- Или все начиная с приема в нашей организации?
1. СЗВ-ТД. В него нужно включать стартовые мероприятия - последняя запись перед 1.01.2020 и все мероприятия, начиная с 1.01.2020.
2. СТД-Р. Пенсионный фонд пока не даёт официальных комментариев о том, какие мероприятия нужно в неё включать. Аналогичная форма СТД-ПФР, которую формирует Пенсионный фонд, содержит только сведения о мероприятиях, которые были переданы в Пенсионный фонд отчётами СЗВ-ТД. Советуем обратиться за разъяснениями по заполнению СТД-Р в Пенсионный фонд.
Подскажите, пожалуйста, как правильно подать отчет. Сотрудник принят на работу 09.01.2020 - в февральском отчете отразили "Прием". В марте он же написал заявление о сохранении трудовой книжки в бумажном виде. Мне в апрельском отчете, нужно указать только поданное заявление без "Приема" в январе (т.е. пустая таблица) или все-таки "Прием" нужно будет еще раз показать? Заранее спасибо за ответ!
09.01.2020 г. принят сотрудник. Сотрудник выбрал эл. книжку, но при этом имеет бумажную. Ни каких отметок от предыдущего работодателя о ведении книжки нет. Нужно ли внести запись в его бумажную книжку о том что он предпочел эл. книжку. и как это делается?
Ни закон, ни иные нормативные документы, регулирующие порядок ведения трудовой книжки, не содержат информации о том, какую именно формулировку должен использовать работодатель для внесения указанной записи. Связанные с этим затруднения кадровиков постарался разрешить Минтруд России. В своем письме специалисты ведомства предложили такую формулировку: "Подано письменное заявление (фамилия, имя, отчество) о предоставлении ему (ей) работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со ст. 66.1 Трудового кодекса (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ)".
В книге учета движения трудовых книжек чиновники предложили делать запись "Выдана на руки на основании письменного заявления (фамилия, имя, отчество) о предоставлении ему (ей) работодателем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 439-ФЗ)".