С 1 сентября 2022 года продавцы могут быть оштрафованы за отказ продавать товары или услуги клиенту, если тот отказывается представить свои персональные данные. Речь идет о случаях, когда принуждение к передаче данных не предусмотрено законом. Поправки внесены в ст. 14.8 КоАП. И это еще один шаг на пути ужесточения требований к работе с личной информацией.
На сегодняшний день ни один интернет-магазин не обходится без сбора и хранения персональных данных (далее — ПД) покупателей. И это вполне объяснимо: чтобы оплатить товар на сайте и заказать доставку, покупатель должен оставить свои контакты: телефон или адрес электронной почты, адрес проживания. Кроме того, большинство магазинов в целях удержания клиентов делают информационные рассылки, внедряют программы лояльности и таким образом формируют базы клиентов.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — Закон о персональных данных) интернет-магазин в данном случае является оператором ПД, а покупатель — их субъектом. И это накладывают на продавцов жесткие требования.
В этой статье остановимся на нескольких ошибках, которые могут привести к штрафам.
- Отсутствие на сайте политики в отношении обработки персональных данных
- Обработка персональных данных покупателей без их согласия
- Передача персональных данных третьим лицам без согласия на это
- Отсутствие предупреждения об использовании куки-файлов
- Неуведомление Роскомнадзора об обработке персональных данных
- Запрет на принудительный сбор персональных данных клиентов
Отсутствие на сайте политики в отношении обработки персональных данных
Если интернет-магазин занимается обработкой персональных данных покупателей, то он обязан опубликовать на своем сайте этот документ. Обычно политика состоит из шести разделов:
- общие цели политики;
- цели сбора ПД;
- правовые основания обработки ПД;
- объем и категории обрабатываемых данных, категории субъектов ПД;
- порядок и условия обработки ПД;
- актуализация, исправление, удаление и уничтожение данных, ответы на запросы субъектов на доступ к ПД.
О том, какую информацию включает каждый раздел, мы писали в статье «Политика в отношении обработки персональных данных: как составить документ».
Под обработку данных попадают различные операции: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передача, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
Политика размещается на сайте, чтобы посетитель сайта смог ознакомиться с ней, кликнув по ссылке.
Посмотрите пример оформления Политики в отношении обработки персональных данных в интернет-магазине Vprok.ru.
Некоторые продавцы включают политику в Пользовательское соглашение. Например, так делает магазин O'stin.
Обработка персональных данных покупателей без их согласия
Недостаточно просто предупредить покупателей о том, что онлайн-магазин обрабатывает ПД. Нужно еще заручиться их согласием на это (ст. 9 Закона о персональных данных).
На сайте Роскомнадзора приводится шаблон согласия. Можно также посмотреть, как оформляют согласие конкретные интернет-магазины.

Роскомнадзор рекомендует интернет-магазинам получать согласие, если правоотношения с пользователем не оформлены в виде акцепта публичной оферты или в виде иных форм договорных отношений.
Как видно на примере выше, получить согласие на обработку ПД можно посредством проставления «галочки» в соответствующей веб-форме. Обратите внимание, что использовать предустановленную «галочку» нельзя. Важно, чтобы посетитель самостоятельно совершил действие.
Роскомнадзор обращает внимание на то, что в случае обработки биометрических и специальных категорий ПД (указаны в ст. 10 Закона о персональных данных) согласие должно быть оформлено в письменной форме.
Передача персональных данных третьим лицам без согласия на это
С 1 марта 2021 года согласие на обработку ПД, разрешенных для распространения, оформляется отдельно от иных согласий (Федеральный закон от 30.12.2020 № 519-ФЗ). Субъект вправе установить запреты на передачу ПД неограниченному кругу лиц, а также запреты на обработку или условия обработки данных неограниченным кругом лиц. Оператор не вправе отказать в этом случае.
Приказ Роскомнадзора от 24.02.2021 № 18 установил требования к содержанию согласия на обработку ПД, разрешенных для распространения.
Отсутствие предупреждения об использовании куки-файлов
Куки — это файлы с информацией, полученной при посещении веб-ресурса. Интернет-магазины используют их для отслеживания и запоминания определенной информации о посетителе, чтобы адаптировать сайт в соответствии с его интересами и потребностями.
Такие файлы применяются для анализа работы пользователя с сайтом: позволяют изучить посещение страниц, используемых ссылок и время пребывания пользователя на странице.

Стоит отметить, что Закон о персональных данных конкретно не уточняет, входят ли куки в понятие ПД. Но подавляющее большинство интернет-магазинов учитывают потенциальные риски и предупреждают пользователей.
Неуведомление Роскомнадзора об обработке персональных данных
В ст. 22 Закона о персональных данных указана такая обязанность оператора ПД, как направление уведомления Роскомнадзору. Оператор должен исполнить это требование еще до начала обработки.
Уведомление не требуется в том случае, если объем собираемых ПД ограничивается только фамилией, именем и отчеством. Но магазин обычно запрашивает либо номер телефона, либо адрес электронной почты, либо и то и другое. Следовательно, направить уведомление придется.
Также уведомление не потребуется, если персональные данные не распространяются, не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения договора.
Форма уведомления представлена на сайте Роскомнадзора. В течение 30 дней после его отправки регулятор внесет сведения в Реестр операторов персональных данных.
Запрет на принудительный сбор персональных данных клиентов
Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 28.05.2022 № 145-ФЗ, который вводит штрафы за отказ продавцов заключать, исполнять, изменять или расторгать договор с потребителем из-за его нежелания предоставить персональные данные. Изменения вступят в силу с 1 сентября 2022 года.
За совершение этих действий предусмотрены штрафы:
- на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.;
- на юрлиц — от 30 000 до 50 000 руб.
В каких случаях штраф может сработать? Иногда при совершении покупки через интернет от клиента требуют чуть ли не паспортные данные. Чтобы пресечь такие избыточные требования к покупателю, было решено законодательно ограничить действия продавца.