8 условий для развития креативности в команде

29 мая 2014

Креативность как способность создавать новые идеи является одним из важнейших аспектов эффективной работы компании. Благодаря творческому подходу генерируются нестандартные решения для различных проблем. Но время от времени креативность в командах надо «подпитывать». Как лучше это делать?

Офисная жизнь нередко превращается в пытку для сотрудников и поле боя для руководителей. Отчасти это объясняется тем, что ежедневная  работа большинства сотрудников становится слишком однообразной и рутинной. Люди привыкают делать одно и то же и относятся к выполнению своих профессиональных задач как к механическому труду, в то время как практически любая работа может стать интересной, если относиться к ней с точки зрения принципа outside the box (то есть не мыслить стереотипами, выходить за рамки привычного).

Несколько лет назад компания IPA Databank провела исследование, пытаясь определить связь между креативностью и эффективностью. Оказалось, что эффективность компаний, в которых поощрялась креативность, за 7 лет (с 2003 до 2010 гг.) увеличилась в 12 раз!

Под эффективностью эксперты IPA Databank подразумевали конкретные бизнес-показатели, в частности, увеличение прибыли и показатели продаж. Выходит, что, стимулируя креативность в командах, можно получить конкретные денежные выгоды. Какие еще нужны доводы «за»?    

Чтобы стимулировать креативность в команде …     

1. Скажите диктатуре — нет!

Лидерство в некоторых компаниях иногда приобретает маниакальные черты. Персонал, находясь под постоянным прессом руководства, оказывается «парализованным» и живет в страхе потерять рабочие места. У таких компаний нет будущего, так как, по сути, они статичны, а потому слабы перед конкурентами. Конечно, без контроля в бизнесе не обойтись, но во всем должна быть мера.

Сооснователь корпоративной мотивационной социальной сети «Пряники» Евгения Любко считает, что для развития креативности необходима правильная атмосфера: «Нельзя устанавливать слишком строгие рамки, сотрудники должны иметь возможность себя проявить. Необходимо проводить творческие конкурсы, ежемесячно выбирать авторов лучших идей. Главное — пиарить идеи внутри компании! Люди должны знать истории успеха своих коллег, например, кто придумал лучший сценарий для корпоратива. Перед глазами всегда должен быть положительный пример, на который нужно равняться. Ведь многие просто боятся предлагать идеи».

Важно, чтобы сотрудники чувствовали, что любая их попытка улучшить работу компании будет восприниматься позитивно. Но такой настрой формируется только в рамках соответствующей корпоративной культуры.

2. Предоставьте время на собственные проекты

Помогайте сотрудникам правильно распределять рабочее время. Конечно, большая его часть будет посвящена основной работе, но пусть останется еще время на собственные проекты сотрудников. Уделяя всего несколько часов в неделю своим идеям, сотрудники в итоге помогут сделать компании сильный рывок вперед.

Такой метод развития креативности используется в компании 3М и выражается в «правиле пятнадцати процентов». Часть своего рабочего времени персонал может посвящать своим разработкам, которые впоследствии дорабатываются до инновационных продуктов. Благодаря внедрению такого правила появились всем известные продукты Scotch и Post-in. 

3. Награждайте отличившихся

Того, чья идея окажется лучшей, надо поощрять — материальными или нематериальными способами. Придумайте церемонию награждения лучшего специалиста. Например, каждый месяц можно передавать сотруднику, чей проект был самым креативным, что-то, символизирующее победу. Главное, чтобы другие подчиненные видели успехи своего коллеги и тоже захотели участвовать в процессе генерации идей.

Несколько лет назад в компании «ВымпелКом» была введена система награждения персонала в зависимости от степени влияния идеи сотрудника на бизнес. Так, самая высокая награда «Бриллиантовая пчела» доставалась «звездам» — за заслуги перед компанией. А сами сотрудники удостаивались звания «Почетных пчеловодов».

4. Проводите полезные корпоративы

Корпоративные вечеринки тоже стимулируют креативность. В непринужденной обстановке сотрудники легче делятся идеями, общаются, вдохновляют друг друга. Один расскажет другому про свой проект, второй загорится, они вместе позовут третьего, и вот без вашего участия уже три человека работают над развитием компании. Хороший праздник всегда сплачивает команду.

5. Стремитесь к разнообразию, соблюдая баланс

Западные специалисты по управлению персоналом, говоря об эффективных командах, часто употребляют термин diversity («разнообразие персонала»). И хотя этот термин родился в условиях борьбы за равноправие в США в 60-х годах прошлого века, со временем его значение стало гораздо глубже. Современная diversity-команда — это, прежде всего, сообщество талантов разных типов, которые вместе генерируют больше идей, чем каждый по отдельности. Одна из задач специалистов по персоналу — находить, привлекать и удерживать таланты. 

Команда, включающая только звезд, может увязнуть в борьбе за власть, а команде из интровертов придется нелегко в коммуникациях. Принцип разнообразия команд гласит, что важно соблюдать гармонию: пусть у вас работают интроверты и экстраверты, холерики и меланхолики, флегматики и сангвиники, люди, внимательные к деталям, и взбалмошные гении. Они будут идеально дополнять друг друга — и работа закипит.

6. Предлагайте разные роли

Достаточно рискованный способ, но очень продуктивный. Можно менять сотрудников местами, например, на день — чтобы они пробовали себя в других ролях, осваивали новое для них направление. СТО компании Aviasales Борис Каплуновский уверен, что такой подход работает: «Мы даем возможность сотрудникам поработать в разных сферах. Например, back-end программисты пробуют себя во front-end и наоборот. Помимо этого мы стараемся не застаиваться на старых добрых технологиях и применять новые и дерзкие, даже если это немного снизит производительность разработчиков. Поощрение изучения новинок индустрии стимулирует появление новых креативных решений в наших продуктах». Выберите не самый ответственный день для такой рокировки — и откроете новые таланты в сотрудниках!

7. Обустройте комнату отдыха

Это тоже очень важно. Совсем необязательно «накачивать» комнату дорогой современной электроникой, пусть она просто будет комфортной и уютной: с мягкими диванами, приглушенным светом и, может быть, хорошей музыкой. Сотрудники ненадолго смогут оказаться в домашних условиях, собраться с мыслями и отдохнуть, чтобы потом со свежими силами приступить к работе.

8. Сами не забывайте о креативности

Около семи лет назад генеральный директор NAYADA Дмитрий Черепков, увлекшись японской системой управления кайдзен,  решил внедрить ее у себя в компании. «Кайдзен в бизнесе — это концепция менеджмента, основанная на постоянном совершенствовании всех членов компании — от руководителя до простого рабочего, посредством определенной программы взаимодействия сотрудников, — объясняет специалист по связям с общественностью NAYADA Валерия Волкова. – Для этого и в офисе компании, и на производстве созданы специальные переговорные зоны, где регулярно отрабатывается такая практика «непрерывного совершенствования».

Знаете, каких результатов добилась компания благодаря кайдзен? «Мы на 20% сократили по времени нормативы по производству дверей, в результате чего снизили цены на определенную продукцию», — говорит Валерия Волкова. И это только одно из достижений компании.

Так что не бойтесь экспериментировать и пробовать новые методы.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
899 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.