Антикризисные советы: повышение квалификации и улучшение репутации

Александр Ермаков 4 марта

Во время экономического кризиса даже незначительное улучшение в компании может стать спасательным кругом, который поможет вашему бизнесу остаться на плаву и пережить своих конкурентов. 

Одно из наиболее бюджетных и простых решений в кризис — улучшение сервиса, укрепление репутации компании и повышение требований к работникам. Ведь сотрудники, особенно в кризис, крепче держатся за работу, поэтому постепенные внутренние изменения встретят меньше сопротивления с их стороны.

Развитие персонала

Квалифицированный персонал — главная ценность организации, но находить уже готовых специалистов непросто, а расти за счет привлечения только уже обученных сотрудников — нереально.  Российские руководители признают, что сегодня стало проще обновить оборудование, скачать нужные программы, скопировать нормы отчетности или управления, но в конечном итоге рост эффективности бизнеса упрется в компетенции сотрудников. А российские работники зачастую не только не обладают нужными навыками, но и консервативны в своем отношении к службе.

Кто-то пытается решить проблему кадров внутрикорпоративным воспитанием, нанимая на работу совсем зеленых студентов или обучая существующих работников в корпоративных университетах или аутсорсинговых учебных центрах. Но все эти инструменты затратны, а значит, доступны больше корпорациям.

Что делать небольшим компаниям?

На Западе эту проблему решают с помощью так называемой идеологической прививки. Высокий уровень отдачи от сотрудников невозможен без внутренней системы доверия и прозрачности процессов, деловой этики и культуры. Основа крепкого коллектива универсальна: на какой бы должности или позиции ни работал сотрудник, именно он должен почувствовать себя хозяином своего времени, рабочего места, доверенной техники и общения с клиентами. Это позволяет мотивировать работников повышать собственный уровень компетенций, добросовестно исполнять обязанности, продвигаться по карьерной лестнице.

В качестве недорогих образовательных инструментов можно использовать разнообразные дистанционные и онлайн-тренинги, календарные курсы повышения квалификации, рассчитанные на уже работающих сотрудников, которые в течение недели при 1-2-часовых вечерних занятиях могут серьезно повысить собственный уровень, дать общее понимание задач и привить серьезное, ответственное отношение к работе.

Достаточно эффективный способ — система наставничества, которая действует во многих современных компаниях. Более опытный сотрудник выступает в качестве сэнсэя для молодежи, делится своими навыками и опытом. Образцом может служить английская схема подготовки работников Shadowing. Ее суть состоит в том, что обучаемый сопровождает опытного специалиста в реальной обстановке в течение всего рабочего времени, буквально следует за ним как тень. Преимущества системы: простота, экономичность, эффективное погружение новых сотрудников в обстановку трудовой реальности и ускорение их адаптации. Минусы — отсутствие в России системы подготовки наставников, сложность подбора менторов, отвечающих всем требованиям профессии.

Однако главный фактор успеха любой программы повышения квалификации — личная мотивация сотрудника и его нацеленность на саморазвитие. Да, в текущих условиях разразившегося кризиса предприниматели могут использовать страх сотрудников потерять работу как один из мотиваторов повышения эффективности персонала, однако ключевой способ роста общей производительности бизнеса — это раскрытие потенциала человека и его устройство в правильном и комфортном для него месте. Важно привить ему чувство достоинства и показать, что добросовестное исполнение обязанностей — это почетно и приятно, а уважение клиентов — значимый фактор в его жизни не только в рамках текущей компании, но и во всей его трудовой биографии.

Характер сотрудника и его соответствие занимаемой позиции не менее важно, чем его текущий профессиональный уровень. Обучающие программы могут в течение полугода повысить уровень компетенций любого сотрудника, но чтобы обученные сотрудники оправдали вложенные в них инвестиции, нужна стратегия управления талантами, помогающая устраивать персонал на оптимальные позиции.

Личный пример главы компании

Любой бизнес — это не столько «товар-деньги-товар», сколько сложная паутина связей между клиентами, персоналом, партнерами, конкурентами, госорганами и т д. Как и любые связи между людьми они не могут регулироваться только финансовыми интересами. На Западе деловая порядочность стала непреходящей ценностью уже давно, начиная с легендарных семи принципов Matsushita Electric или Credo от Johnson&Johnson.

Речь идет не о принятии формальных «этических кодексов», а о регламенте, описывающем правильное отношение к своей работе, поведение в тех или иных ситуациях, особенности внутреннего взаимодействия, работы с клиентами, способе принятия решений. Главный образец для подражания — обязательно сам руководитель. Сегодня существует множество курсов, посвященных этикету руководителя. Вкратце, эти рекомендации можно сформулировать так:

  1. Будьте честными во всех своих действиях.
  2. Слова и действия не должны расходиться друг с другом.
  3. Всегда выполняйте взятые обязательства.
  4. Будьте лояльными по отношению к команде.  
  5. Будьте справедливыми со всеми, не злоупотребляйте своим положением.
  6. Будьте доброжелательными ко всем сотрудникам и клиентам.
  7. Демонстрируйте равное уважение ко всем людям.
  8. Всегда подчиняйтесь закону и никогда не нарушайте правила.
  9. Стремитесь к совершенству в своем деле.
  10. В качестве лидера станьте образцом для подражания
  11. Дайте сотрудникам чувство гордости за выполняемую ими работу.
  12. Принимайте личную ответственность за любые свои решения.

Бизнес по законам этики

Клиенты и партнеры предпочитают вести дела с теми, кто продемонстрировал свою ответственность и соблюдает определенные этические нормы. Квалифицированный работник предпочтет устроиться в фирму, где есть корпоративный этический кодекс, а руководство придерживается определенных, близких сотруднику убеждений. Как показывают исследования, наличие свода внутренних правил благоприятно сказывается на моральном духе сотрудников и их уверенности в будущем, а наличие общих ценностей не только сплачивает коллектив, но и сокращает число рабочих стрессов и конфликтов.

Для начала многие тренеры рекомендуют главе компании сформулировать для себя образ «идеального работника», смоделировать его поведение в рядовых ситуациях, а затем уже превращать теории в практику, постепенно выстраивая в компании внутреннюю корпоративную культуру. За рамками допустимого должны остаться: проявление безалаберного или неуважительного отношения к клиенту, нарушение обязательств, предвзятость или дискриминация, разглашение внутренней информации, конфликты с коллегами, старт посторонних проектов, получение подарков или скрытых взяток.

Важно не забыть о программах мотивации, чтобы и работники, и руководители сами видели сложные моменты в своей работе и рассказывали о возможных нарушениях. При заключении новых контрактов и запуске новых направлений в бизнесе менеджеры могут быть призваны оценить ситуацию с точки зрения этических соображений. Это поможет вам создать репутацию компании, преследующей в своей работе не только финансовую выгоду, но и руководствующуюся этическими принципами.

По такому образцу уже работают десятки тысяч современных компаний во всем мире. В странах ЕС и США такое отношение к ведению бизнеса стимулируется, в том числе на законодательном уровне. В России до этого еще далеко, но продвинутые игроки уже оценили преимущества внедрение этической составляющей в свою работу и создания здорового, ответственного и мотивированного коллектива.

Но репутация компании складывается не только из действий работников. Немаловажную роль тут играют действия главы и владельца компании. Институт деловой этики Великобритании предполагает простой тест для принятия этических решений в бизнесе:

1. Прозрачность: «Я с удовольствием расскажу о своем решении коллегам и клиентам».

2. Последствия: «Я в полной мере учитываю все возможные результаты принятого мной решения и готов рассказать о них интересующимся». 

3. Интересы: «Я учел позиции всех участников, которых могут затронуть последствия моих действий и принял самое справедливое решение».

Если вы можете честно ответить ДА на каждый из этих вопросов, то ваше решение, скорее всего, является правильным.

Совершенствование управленческих практик, наличие декларируемых ценностей, новый уровень взаимоотношений с клиентами — все это совершенно очевидные и не такие уж сложные шаги, которые повысят вашу репутацию на рынке и позволят получить постоянную и лояльную аудиторию, в том числе переманив ее у ваших непосредственных конкурентов. Так почему бы не начать делать это прямо сейчас?

Александр Ермаков, консультирующий эксперт по маркетингу и PR

Читайте также:

На чем предприниматели могут подзаработать в кризис? 6 вариантов


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
459 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.