Как удерживать специалистов без повышения заработной платы

Олег Бусыгин 29 июля 2015
Как удерживать специалистов без повышения заработной платы

В последнее время в результате процедуры сокращения, которая проводится в компаниях, освобождается много специалистов. Но вот парадокс: люди выходят на открытый рынок труда, однако найти грамотного специалиста по-прежнему непросто. В связи с этим проблема поиска и удержания людей в компании не теряет своей актуальности. 

В подавляющем большинстве российских компаний под мотивацией сотрудников подразумевается исключительно материальная сторона вопроса. Однако деньги главным мотивирующим фактором выступают только для 20% сотрудников.

Почему люди увольняются? Типы мотивации

Я бы выделил шесть основных причин, которые движут людьми при увольнении:

  • невысокая заработная плата;
  • отсутствие перспектив карьерного роста;
  • плохие отношения с руководством или в коллективе;
  • отсутствие возможностей профессионального роста;
  • отсутствие общественного признания;
  • неудовлетворительные условия труда.

Для того чтобы мотивировать сотрудников, необходимо понимать, какими базовыми типами мотивации руководствуется каждый конкретный специалист.

Отталкиваясь от модели мотивации российского социолога В.И. Герчикова, можно провести следующую типологию:

1. Инструментальный тип.

К нему относятся люди, которые ориентированы на деньги, превалируют в малом и среднем бизнесе. Мотивацией служит возможность зарабатывать, получать деньги в соответствии со своим вкладом в работу.

2. Профессиональный тип.

Это люди, для которых главную роль будут играть профессиональный рост и карьера, их можно встретить в различных государственных структурах. Если возможности карьерного роста в компании нет, тогда предлагается вариант «внедолжностной карьеры», когда человек без изменения своей позиции получает расширенные полномочия и возможность реализовывать себя.

3. Патриотический тип.

Для сотрудников этого типа имеет большое значение общественное признание, чаще всего встречается в промышленной сфере. Механизмом удержания является вовлечение в какие-то общественно значимые события: организация праздников, субботников, корпоративов.

4. Хозяйский тип.

Предпочитают автономию, то есть возможность самим распоряжаться своим временем и другими ресурсами. Чаще всего они работают как индивидуальные предприниматели или фрилансеры. В данном случае надо дать человеку автономию, делегировать ресурсы, поставить задачи и оставить в покое.

5. Избегательный тип.

Людей с таким типом мотивации стоит выделить отдельно. Они не хотят ни денег, ни почета, ни карьеры, главное — низкая ответственность и малые трудовые усилия.

Сотрудник увольняется — кто виноват?  

Следует помнить, что каждый из методов и способов мотивации может быть и способом демотивации, если он использован не по адресу. Например, если человеку, который хочет зарабатывать, дать грамоту вместо премии, он будет разочарован, и это не вызовет никакого положительного эффекта.

Важно отметить, что в чистом виде людей с определенным типом мотивации не существует, как правило, встречается смешанный тип. Более того, помимо базовых мотивов у человека есть огромное количество индивидуальных личностных качеств, которые определяют поведение и исход работы человека в организации.

Если сотрудник принял решение об увольнении, он рано или поздно все равно уйдет. Начав с ним торговаться, вы рискуете столкнуться с ситуацией шантажа.

Умение выявлять типы потребностей сотрудника, его базовые психологические характеристики — это компетенции, которые необходимо развивать руководителю и использовать с первых этапов управленческого цикла, а не исключительно в ситуациях увольнения.

Если человек уходит — это проблема не человека, а руководителя. В первую очередь он должен спросить себя: «Почему это происходит? В чем моя ошибка?» И только ответив на эти вопросы, задуматься о том, что не так с подчиненным.

Олег Бусыгин, генеральный директор консалтинговой компании Intake Consult, бизнес-тренер

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
1091 просмотр
В избранное
Персонал
Персонал

Сделать кадровый учет простым и эффективным. Версии: Медицина, Госслужба, Производство

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку публикаций

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.