В последнее время в результате процедуры сокращения, которая проводится в компаниях, освобождается много специалистов. Но вот парадокс: люди выходят на открытый рынок труда, однако найти грамотного специалиста по-прежнему непросто. В связи с этим проблема поиска и удержания людей в компании не теряет своей актуальности.
В подавляющем большинстве российских компаний под мотивацией сотрудников подразумевается исключительно материальная сторона вопроса. Однако деньги главным мотивирующим фактором выступают только для 20% сотрудников.
Почему люди увольняются? Типы мотивации
Я бы выделил шесть основных причин, которые движут людьми при увольнении:
- невысокая заработная плата;
- отсутствие перспектив карьерного роста;
- плохие отношения с руководством или в коллективе;
- отсутствие возможностей профессионального роста;
- отсутствие общественного признания;
- неудовлетворительные условия труда.
Для того чтобы мотивировать сотрудников, необходимо понимать, какими базовыми типами мотивации руководствуется каждый конкретный специалист.
Отталкиваясь от модели мотивации российского социолога В.И. Герчикова, можно провести следующую типологию:
1. Инструментальный тип.
К нему относятся люди, которые ориентированы на деньги, превалируют в малом и среднем бизнесе. Мотивацией служит возможность зарабатывать, получать деньги в соответствии со своим вкладом в работу.
2. Профессиональный тип.
Это люди, для которых главную роль будут играть профессиональный рост и карьера, их можно встретить в различных государственных структурах. Если возможности карьерного роста в компании нет, тогда предлагается вариант «внедолжностной карьеры», когда человек без изменения своей позиции получает расширенные полномочия и возможность реализовывать себя.
3. Патриотический тип.
Для сотрудников этого типа имеет большое значение общественное признание, чаще всего встречается в промышленной сфере. Механизмом удержания является вовлечение в какие-то общественно значимые события: организация праздников, субботников, корпоративов.
4. Хозяйский тип.
Предпочитают автономию, то есть возможность самим распоряжаться своим временем и другими ресурсами. Чаще всего они работают как индивидуальные предприниматели или фрилансеры. В данном случае надо дать человеку автономию, делегировать ресурсы, поставить задачи и оставить в покое.
5. Избегательный тип.
Людей с таким типом мотивации стоит выделить отдельно. Они не хотят ни денег, ни почета, ни карьеры, главное — низкая ответственность и малые трудовые усилия.
Сотрудник увольняется — кто виноват?
Следует помнить, что каждый из методов и способов мотивации может быть и способом демотивации, если он использован не по адресу. Например, если человеку, который хочет зарабатывать, дать грамоту вместо премии, он будет разочарован, и это не вызовет никакого положительного эффекта.
Важно отметить, что в чистом виде людей с определенным типом мотивации не существует, как правило, встречается смешанный тип. Более того, помимо базовых мотивов у человека есть огромное количество индивидуальных личностных качеств, которые определяют поведение и исход работы человека в организации.
Если сотрудник принял решение об увольнении, он рано или поздно все равно уйдет. Начав с ним торговаться, вы рискуете столкнуться с ситуацией шантажа.
Умение выявлять типы потребностей сотрудника, его базовые психологические характеристики — это компетенции, которые необходимо развивать руководителю и использовать с первых этапов управленческого цикла, а не исключительно в ситуациях увольнения.
Если человек уходит — это проблема не человека, а руководителя. В первую очередь он должен спросить себя: «Почему это происходит? В чем моя ошибка?» И только ответив на эти вопросы, задуматься о том, что не так с подчиненным.
Олег Бусыгин, генеральный директор консалтинговой компании Intake Consult, бизнес-тренер