Разберемся в нюансах маркировки молочной продукции и воды для магазинов и заведений общепита. Объясним, как выполнить требования к маркировке и подготовить кассу, чтобы не получить штраф.
Зачем нужна маркировка
Маркировка — это код на упаковке товара, уникальная последовательность символов. Маркировку ввели, чтобы стало меньше подделок. От них страдают все: и честные производители, и покупатели.
У государства есть цель — постепенно промаркировать все потребительские товары. Начинали с сигарет, затем распространили на обувь, лекарства и другие товары, полный список обновляется на сайте Честного знака.
Какие системы налогообложения подходят для работы с маркировкой
УСН и ОСНО: можно работать с любыми маркированными товарами.
ИП на патенте: есть ограничения — запрещено торговать лекарствами, обувью и меховыми изделиями (ст. 346.43 Налогового кодекса РФ). ИП, которые продают другие маркированные товары, могут работать на патенте или выбрать другой налоговый режим, здесь ограничения не установлены.
Общий принцип маркировки
- В системе мониторинга Честный знак регистрируются все участники рынка: производители, импортеры, оптовики и точки продаж конечному потребителю — магазины, кофейни и рестораны.
- Все они сообщают в Честный знак, что владеют конкретным товаром с конкретным кодом. Например, фабрика приготовила молоко, запаковала и напечатала уникальный код маркировки. На другой коробке будет уже другой код.
- Фабрика грузит молоко в фуру и продает оптовику. Оба подтверждают сделку в Честном знаке. Система понимает, что право собственности на конкретные коды перешло от производителя к оптовику.
- Крупный оптовик продал часть партии мелким оптовикам. Дальше может случиться еще несколько перепродаж. Но о каждой из них Честный знак будет знать благодаря тому, что каждый участник оборота передает данные через электронный документооборот (ЭДО).
-
Молоко попало в магазин. Магазин получает накладную с кодами, подписывает ее, и коды встают на баланс магазина. Далее молоко выставляют на продажу.
-
Покупатель захотел приобрести это молоко. Продавец сканирует код на кассе. Касса печатает чек и отправляет данные в Честный знак через оператора фискальных данных. ОФД отправляет фискальный чек в налоговую и сведения о «проданном» коде в Честный знак.
- Честный знак выводит товар из оборота. Это значит, что товар с таким кодом больше нельзя продать нигде и никогда.
Такая схема обязательна не только для продажи молочки и воды, но и многих других товарных групп, например, обуви, шуб, лекарств, табачных изделий.
Полный список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, опубликован в Распоряжении Правительства от 28.04.2018 № 792-Р.
Штрафы за нарушения
Если продавать подконтрольные товары без нанесенной маркировки, можно получить административный штраф (п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ):
- для ИП и должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
- для юрлиц — от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией.
Маркировка молочной продукции
Требования к маркировке молочной продукции прописаны в Постановлении Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099. Вот какую молочку контролирует государство:
- сыр, творог, сливочное масло;
- мороженое и виды пищевого льда;
- молоко, в том числе сухое и сублимированное. Сырое молоко — из-под коровы — можно продавать без всякой маркировки;
- сливки сгущенные и несгущенные;
- пахту, йогурт, кефир, молочную сыворотку;
- безалкогольные напитки с молочным жиром.
ОКПД 2: 10.51, 10.52, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190.
ТН ВЭД: 2105 00, 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0, 2202 9.
Если продаете молочную продукцию, сначала зарегистрируйте свою компанию в Честном знаке, для этого нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП) на руководителя организации. После регистрации нужно подписать договор с ЦРПТ на товарную группу и затем — выполнять требования к обороту.
Вот что обязаны делать розница и общепит: подтверждать приемку, выводить продукцию из оборота и соблюдать разрешительный режим.
Приемка. Подтверждайте в Честном знаке, что товар принят от поставщика. Для этого нужен электронный документооборот (ЭДО), потому что маркированные накладные бывают только в электронном формате.
ЭДО уже может быть встроен в ваш товароучетный сервис, например, клиенты Контур.Маркета получают документы из Контур.Диадока. Если ЭДО не встроен в вашу программу, выберите оператора документооборота. Некоторые могут брать плату за роуминг: например, если у вас Диадок, а у вашего поставщика другой оператор. Уточните у контрагента, через какого оператора он будет присылать документы и будет ли плата за роуминг.
Вывод из оборота. Сообщайте в Честный знак о выводе продукции из оборота. Если продаете упакованную молочку на кассе, сканируйте код маркировки, и данные о продаже автоматически поступят с кассы через ОФД в Честный знак. Если используете молочку для приготовления блюд, создавайте акты вывода из оборота и отправляйте в Честный знак. Как это сделать в Контур.Маркете.

Разрешительный режим. Это автоматическая проверка кодов маркировки при продаже: кассир сканирует код, кассовая программа отправляет его в Честный знак, получает добро на продажу и добавляет товар в чек — всё это происходит за доли секунды. Требование появилось по Постановлению Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944.
Как разрешительный режим изменит работу с маркировкой
С мая 2024 года крупные торговые сети уже работают с разрешительным режимом. С 1 сентября 2024 года он обязателен для продавцов упакованной воды и молочной продукции. Требование касается и общепита. Если продаете упакованную продукцию через кассу, то во время сканирования на ККТ должен работать разрешительный режим. Если используете молочку только для приготовления блюд, то по-прежнему списывайте ее через акт вывода из оборота.
Также с 1 сентября 2024 года объем вводимой в оборот молочной продукции будет сравниваться с данными об объемах в ВСД из ФГИС «Меркурий». Документ не будет принят, если объемы в Честном знаке превышают на 5% и более.
С 1 июня 2025 года продавать товар можно только после подписания УПД. Сейчас маркированную молочную продукцию еще можно продавать по факту получения от поставщика, а УПД подтверждать после, но не позднее трех рабочих дней.
Маркировка воды
Сначала расскажем о маркировке питьевой упакованной воды, а затем — детской воды, поскольку эту товарную группу включили в список обязательных позже, и сроки выполнения требований другие. Требования к маркировке воды прописаны в постановлении Правительства РФ от 31.05.2021 № 841.
Все требования к маркировке воды описаны в постановлении Правительства РФ от 31.05.2021 № 841
Маркированная питьевая вода в упаковке: природная минеральная и питьевая, купажированная, искусственно минерализованная, газированная вода без сахара, подсластителей, ароматизаторов и других веществ.
Рознице и общепиту для продажи упакованной воды нужно зарегистрироваться в Честном знаке и соблюдать требования: принимать продукцию через ЭДО и подтверждать приемку в Честном знаке, выводить из оборота, работать с разрешительным режимом.
Принцип тот же, что описан выше для маркированной молочной продукции, но сроки иные за исключением разрешительного режима:
- С 1 сентября 2024 года нужно использовать разрешительный режим рознице и общепиту, который продает через кассу. Если общепит использует воду для собственных нужд, то достаточно отправлять в Честный знак акт о выводе из оборота.
- До 28 февраля 2025 года включительно, можно передавать накладные в объемно-сортовом виде, когда для позиции указывают код GTIN и количество.
- С 1 марта 2025 года переход права собственности на упакованную воду должен происходить поэкземплярно, то есть в накладной будут коды Data Matrix на каждую единицу товара. До 1 марта воду можно продавать по факту получения от поставщика, а УПД можно подтвердить после, но не позднее трех рабочих дней. Позже этой даты продавать товар можно только после подписания накладной.
Обратите внимание
Заведения общепита уже с декабря 2023 года обязаны подтверждать приемку по ЭДО и составлять акты вывода из оборота, если используют воду только для собственных нужд и не продают упакованную воду через кассу.
Маркированная детская вода. Эту категорию товаров включили в список подконтрольных, начиная с 1 сентября 2023 года. Именно с этой даты производители обязаны наносить маркировку на упаковки с детской водой.
Рознице и общепиту нужно зарегистрироваться в Честном знаке и соблюдать требования в такие сроки:
- С 1 марта 2024 года и по 28 февраля 2025 года включительно нужно отчитываться в Честный знак о приемке воды для детского питания в объемно-сортовом виде.
- С 1 марта 2024 года нужно сканировать код Data Matrix на кассе и передавать сведения о продаже в Честный знак.
- С 1 марта 2025 года передавать сведения в накладных через ЭДО необходимо поэкземплярно.
Как выполнить требования к маркировке
Какое нужно оборудование и программное обеспечение. Сначала разберемся, что покупать и подключать, а чуть ниже — что делать с кассой.
Что понадобится:
- КЭП на руководителя организации, чтобы зарегистрироваться в Честном знаке, подписывать накладные и регистрировать кассы.
- Оператор ЭДО, чтобы принимать электронные накладные и сообщать в Честный знак о приемке товаров.
- 2D-сканер: только такие сканеры умеют считывать код маркировки в формате Data Matrix.
- Оператор фискальных данных (ОФД).
- Касса с кассовой программой и правильной прошивкой. Давайте разберемся, как ее подготовить.
Как подготовить кассу. Вам нужна касса с ФФД 1.2. ФФД — это формат фискальных документов, 1.2 — это номер версии специально для маркировки. Чтобы работать с таким форматом, нужны три вещи.
Во-первых, в кассе должен быть фискальный накопитель, который поддерживает работу с ФФД 1.2. Список подходящих моделей есть в реестре ФН, который ведет налоговая.
Во-вторых, у кассы должна быть прошивка под ФФД 1.2, ее выпускает производитель кассы.
Чтобы убедиться, выпустил ли производитель нужную прошивку, проще скачать таблицу в формате Excel из реестра ККТ. Ищите модель и признак, работает ли она с ФФД 1.2:
- модели смотрите в столбце В;
- версию формата 1.2 смотрите в столбце Н.

В-третьих, на кассу должна быть установлена правильная версия кассовой программы — именно под ФФД 1.2.
Разницу между прошивкой и кассовой программой легко ощутить на примере телефона. Вы купили телефон. Производитель заложил в него много программ. А потом вы скачиваете на телефон дополнительные программы, например редактор фотографий. В этом и разница — прошивку на кассу ставит производитель или специалисты в сервисных центрах. А кассовую программу можно поставить самостоятельно. Если чувствуете, что сами не справитесь — купите услугу, и вам обновят кассы в сервисном центре.
Кассовая программа должна поддерживать нужный ФФД и разрешительный режим. Читайте подробности, как подготовить кассу к разрешительному режиму.
Смотрите видео ФФД 1.2: как продавцам маркировки обновить формат
Попробуйте Маркет 14 дней бесплатно
Цитата - "Честный ЗНАК выводит товар из оборота. Это значит, что такой код больше нельзя продать нигде и никогда." - кто продает КОД??? Какой КОД ПРОДАЮТ? Вы о чем вообще? Пишите правильно и корректно.
Цитата - "Маркировку ввели, чтобы стало меньше подделок" - хватит писать чепуху! Всем грамотным людям понятно что маркировка нужна для отслеживания товарных и главное, ФИНАНСОВЫХ потоков.
2. Оптовик продавая партию товаров молочной промышленности розничному магазину, также создаёт УПД, где содержатся коды Data Matrix и передаётся фирме-покупателю и в «Честный ЗНАК».
3. Предприятие розничной торговли во время приёмки молочной продукции направляет в «Честный ЗНАК» полученный от оптовика УПД, подтверждая в национальной системе маркировки очередную смену собственника партии молочных продуктов.
Поставщик не выводит из оборота.
При продаже покупателям кассир розничного магазина считывает подключённым к онлайн-кассе 2D-сканером цифровой код маркировки с каждой единицы «молочки». Затем на онлайн-кассе пробивается чек для покупателя. Данные о реализованных молочных продуктах, подлежащих маркировке, автоматически направляются в систему «Честный ЗНАК», оператору фискальных данных, а через него – в ФНС России.
Расскажите тогда как это понимать?
Если покупатель не магазин, а столовая. Она готовит омлет и продает его. Но УПД ей уже поступают в Диадок. Они их принимают, а дальше? В честном знаке еще требуются манипуляции до декабря 2023 года или нет? Они будут попадать из Диадока в Честный знак? Или не будут попадать туда совсем?
Понятно, что цепочку до покупателя 1 бутылки молока через 5-6 магазинов можно будет отследить по цифровому коду.
Нормы, закреплённы Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2020 г. № 2099
Названные изменения пока не касаются организаций HoReCa (общепит), госучреждений и фермеров. Они станут обязаны использовать сервисы ЭДО при работе с маркированными молочными продуктами с 1 декабря 2023 года.