Маркировка воды и молока в 2024 году для розницы и общепита — Контур.Маркет

Маркировка воды и молочки в 2024 ‑ 2025 годах для розницы и общепита

30 августа 2024 12

Разберемся в нюансах маркировки молочной продукции и воды для магазинов и заведений общепита. Объясним, как выполнить требования к маркировке и подготовить кассу, чтобы не получить штраф.

Зачем нужна маркировка

Маркировка — это код на упаковке товара, уникальная последовательность символов. Маркировку ввели, чтобы стало меньше подделок. От них страдают все: и честные производители, и покупатели. 

У государства есть цель — постепенно промаркировать все потребительские товары. Начинали с сигарет, затем распространили на обувь, лекарства и другие товары, полный список обновляется на сайте Честного знака.

Какие системы налогообложения подходят для работы с маркировкой

УСН и ОСНО: можно работать с любыми маркированными товарами.

ИП на патенте: есть ограничения — запрещено торговать лекарствами, обувью и меховыми изделиями (ст. 346.43 Налогового кодекса РФ). ИП, которые продают другие маркированные товары, могут работать на патенте или выбрать другой налоговый режим, здесь ограничения не установлены.

Общий принцип маркировки 

  1. В системе мониторинга Честный знак регистрируются все участники рынка: производители, импортеры, оптовики и точки продаж конечному потребителю — магазины, кофейни и рестораны.
  2. Все они сообщают в Честный знак, что владеют конкретным товаром с конкретным кодом. Например, фабрика приготовила молоко, запаковала и напечатала уникальный код маркировки. На другой коробке будет уже другой код.
  3. Фабрика грузит молоко в фуру и продает оптовику. Оба подтверждают сделку в Честном знаке. Система понимает, что право собственности на конкретные коды перешло от производителя к оптовику.
  4. Крупный оптовик продал часть партии мелким оптовикам. Дальше может случиться еще несколько перепродаж. Но о каждой из них Честный знак будет знать благодаря тому, что каждый участник оборота передает данные через электронный документооборот (ЭДО).
  5. Молоко попало в магазин. Магазин получает накладную с кодами, подписывает ее, и коды встают на баланс магазина. Далее молоко выставляют на продажу.

  6. Покупатель захотел приобрести это молоко. Продавец сканирует код на кассе. Касса печатает чек и отправляет данные в Честный знак через оператора фискальных данных. ОФД отправляет фискальный чек в налоговую и сведения о «проданном» коде в Честный знак. 

  7. Честный знак выводит товар из оборота. Это значит, что товар с таким кодом больше нельзя продать нигде и никогда. 

Такая схема обязательна не только для продажи молочки и воды, но и многих других товарных групп, например, обуви, шуб, лекарств, табачных изделий.

Полный список товаров, которые подлежат обязательной маркировке, опубликован в Распоряжении Правительства от 28.04.2018 № 792-Р.

Штрафы за нарушения

Если продавать подконтрольные товары без нанесенной маркировки, можно получить административный штраф (п. 2 ст. 15.12 КоАП РФ):

  • для ИП и должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;
  • для юрлиц — от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией.

Маркировка молочной продукции

Требования к маркировке молочной продукции прописаны в Постановлении Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099. Вот какую молочку контролирует государство:

  • сыр, творог, сливочное масло;
  • мороженое и виды пищевого льда;
  • молоко, в том числе сухое и сублимированное. Сырое молоко — из-под коровы — можно продавать без всякой маркировки;
  • сливки сгущенные и несгущенные;  
  • пахту, йогурт, кефир, молочную сыворотку;
  • безалкогольные напитки с молочным жиром. 

Коды перечисленной продукции по классификаторам

ОКПД 2: 10.51, 10.52, 10.86.10.110, 10.86.10.140, 10.86.10.190.

ТН ВЭД: 2105 00, 0401, 0402, 0403, 0404, 0405, 0406, 2202 99 910 0, 2202 9.

Если продаете молочную продукцию, сначала зарегистрируйте свою компанию в Честном знаке, для этого нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП) на руководителя организации. После регистрации нужно подписать договор с ЦРПТ на товарную группу и затем — выполнять требования к обороту.

Вот что обязаны делать розница и общепит: подтверждать приемку, выводить продукцию из оборота и соблюдать разрешительный режим.

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Приемка. Подтверждайте в Честном знаке, что товар принят от поставщика. Для этого нужен электронный документооборот (ЭДО), потому что маркированные накладные бывают только в электронном формате.

ЭДО уже может быть встроен в ваш товароучетный сервис, например, клиенты Контур.Маркета получают документы из Контур.Диадока. Если ЭДО не встроен в вашу программу, выберите оператора документооборота. Некоторые могут брать плату за роуминг: например, если у вас Диадок, а у вашего поставщика другой оператор. Уточните у контрагента, через какого оператора он  будет присылать документы и будет ли плата за роуминг.

Вывод из оборота. Сообщайте в Честный знак о выводе продукции из оборота. Если продаете упакованную молочку на кассе, сканируйте код маркировки, и данные о продаже автоматически поступят с кассы через ОФД в Честный знак. Если используете молочку для приготовления блюд, создавайте акты вывода из оборота и отправляйте в Честный знак. Как это сделать в Контур.Маркете.

Молочку, которая предназначена для собственных нужд, можно вывести из оборота прямо во входящей накладной.

Разрешительный режим. Это автоматическая проверка кодов маркировки при продаже: кассир сканирует код, кассовая программа отправляет его в Честный знак, получает добро на продажу и добавляет товар в чек — всё это происходит за доли секунды. Требование появилось по Постановлению Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944.

Как разрешительный режим изменит работу с маркировкой

С мая 2024 года крупные торговые сети уже работают с разрешительным режимом. С 1 сентября 2024 года он обязателен для продавцов упакованной воды и молочной продукции. Требование касается и общепита. Если продаете упакованную продукцию через кассу, то во время сканирования на ККТ должен работать разрешительный режим. Если используете молочку только для приготовления блюд, то по-прежнему списывайте ее через акт вывода из оборота.

Также с 1 сентября 2024 года объем вводимой в оборот молочной продукции будет сравниваться с данными об объемах в ВСД из ФГИС «Меркурий». Документ не будет принят, если объемы в Честном знаке превышают на 5% и более.

С 1 июня 2025 года продавать товар можно только после подписания УПД. Сейчас маркированную молочную продукцию еще можно продавать по факту получения от поставщика, а УПД подтверждать после, но не позднее трех рабочих дней.

Маркировка воды

Сначала расскажем о маркировке питьевой упакованной воды, а затем — детской воды, поскольку эту товарную группу включили в список обязательных позже, и сроки выполнения требований другие. Требования к маркировке воды прописаны в постановлении Правительства РФ от 31.05.2021 № 841.

Все требования к маркировке воды описаны в постановлении Правительства РФ от 31.05.2021 № 841

Маркированная питьевая вода в упаковке: природная минеральная и питьевая, купажированная, искусственно минерализованная, газированная вода без сахара, подсластителей, ароматизаторов и других веществ.

Рознице и общепиту для продажи упакованной воды нужно зарегистрироваться в Честном знаке и соблюдать требования: принимать продукцию через ЭДО и подтверждать приемку в Честном знаке, выводить из оборота, работать с разрешительным режимом.

Принцип тот же, что описан выше для маркированной молочной продукции, но сроки иные за исключением разрешительного режима:

  • С 1 сентября 2024 года нужно использовать разрешительный режим рознице и общепиту, который продает через кассу. Если общепит использует воду для собственных нужд, то достаточно отправлять в Честный знак акт о выводе из оборота.
  • До 28 февраля 2025 года включительно, можно передавать накладные в объемно-сортовом виде, когда для позиции указывают код GTIN и количество.
  • С 1 марта 2025 года переход права собственности на упакованную воду должен происходить поэкземплярно, то есть в накладной будут коды Data Matrix на каждую единицу товара. До 1 марта воду можно продавать по факту получения от поставщика, а УПД можно подтвердить после, но не позднее трех рабочих дней. Позже этой даты продавать товар можно только после подписания накладной.

Обратите внимание

Заведения общепита уже с декабря 2023 года обязаны подтверждать приемку по ЭДО и составлять акты вывода из оборота, если используют воду только для собственных нужд и не продают упакованную воду через кассу.

Маркированная детская вода. Эту категорию товаров включили в список подконтрольных, начиная с 1 сентября 2023 года. Именно с этой даты производители обязаны наносить маркировку на упаковки с детской водой.

Рознице и общепиту нужно зарегистрироваться в Честном знаке и соблюдать требования в такие сроки:

  • С 1 марта 2024 года и по 28 февраля 2025 года включительно нужно отчитываться в Честный знак о приемке воды для детского питания в объемно-сортовом виде.
  • С 1 марта 2024 года нужно сканировать код Data Matrix на кассе и передавать сведения о продаже в Честный знак.
  • С 1 марта 2025 года передавать сведения в накладных через ЭДО необходимо поэкземплярно.

Как выполнить требования к маркировке

Какое нужно оборудование и программное обеспечение. Сначала разберемся, что покупать и подключать, а чуть ниже — что делать с кассой.

Что понадобится: 

  • КЭП на руководителя организации, чтобы зарегистрироваться в Честном знаке, подписывать накладные и регистрировать кассы.
  • Оператор ЭДО, чтобы принимать электронные накладные и сообщать в Честный знак о приемке товаров. 
  • 2D-сканер: только такие сканеры умеют считывать код маркировки в формате Data Matrix. 
  • Оператор фискальных данных (ОФД). 
  • Касса с кассовой программой и правильной прошивкой. Давайте разберемся, как ее подготовить.

Как подготовить кассу. Вам нужна касса с ФФД 1.2. ФФД — это формат фискальных документов, 1.2 — это номер версии специально для маркировки. Чтобы работать с таким форматом, нужны три вещи.

Во-первых, в кассе должен быть фискальный накопитель, который поддерживает работу с ФФД 1.2. Список подходящих моделей есть в реестре ФН, который ведет налоговая.

Во-вторых, у кассы должна быть прошивка под ФФД 1.2, ее выпускает производитель кассы. 

Чтобы убедиться, выпустил ли производитель нужную прошивку, проще скачать таблицу в формате Excel из реестра ККТ. Ищите модель и признак, работает ли она с ФФД 1.2:

  • модели смотрите в столбце В;
  • версию формата 1.2 смотрите в столбце Н.

В-третьих, на кассу должна быть установлена правильная версия кассовой программы — именно под ФФД 1.2.

Разницу между прошивкой и кассовой программой легко ощутить на примере телефона. Вы купили телефон. Производитель заложил в него много программ. А потом вы скачиваете на телефон дополнительные программы, например редактор фотографий. В этом и разница — прошивку на кассу ставит производитель или специалисты в сервисных центрах. А кассовую программу можно поставить самостоятельно. Если чувствуете, что сами не справитесь — купите услугу, и вам обновят кассы в сервисном центре.

Кассовая программа должна поддерживать нужный ФФД и разрешительный режим. Читайте подробности, как подготовить кассу к разрешительному режиму.

Смотрите видео ФФД 1.2: как продавцам маркировки обновить формат

Попробуйте Маркет 14 дней бесплатно

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи