Продавцов некоторых видов маркированных товаров обязали соблюдать разрешительный режим на кассах. Расскажем о сути новых требований, каких товарных групп они коснутся и как рознице подготовиться к работе по новым правилам, чтобы избежать штрафов.
Что такое разрешительный режим на кассе
В законе нет термина «разрешительный режим», его используют для удобства в документах и информационных материалах Честного знака.
В Постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944 такая проверка называется так: «Перечень случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенности внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров».
Суть разрешительного режима в том, что касса автоматически отправляет код маркировки в Честный знак, как только продавец отсканирует этот код. Если касса получает положительный ответ от Честного знака, то добавляет товар в чек. Если Честный знак сообщает об ошибке, касса не добавит товар в чек, значит, продать его не получится.
Правила и сроки разрешительного режима описаны в Постановлении Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944
Как работает разрешительный режим
Как происходит продажа до введения разрешительного режима: кассир сканирует код маркировки, касса добавляет товар в чек и после оплаты сообщает о продаже ОФД, а оператор — Честному знаку.
Как происходит продажа маркированного товара при работающем разрешительном режиме: кассир сканирует код маркировки, кассовое ПО отправляет код на проверку в Честный знак. Получив добро от Честного знака, касса добавляет товар в чек и после оплаты отправляет чек оператору фискальных данных. ОФД сообщает о продаже в Честный знак, и товар выводится из оборота.

Во время проверки обмен данными между кассой и Честным знаком происходит очень быстро. Это закреплено даже в постановлении правительства, где сказано, что ожидание во время проверки занимает 1,5 секунды.
Если на кассе в течение 2 часов отсутствует интернет, кассир имеет право продавать товары. Но необходимо зафиксировать этот факт в своей системе и устранить проблему в течение 72 часов.
Проблема с проверкой может возникнуть и на стороне Честного знака. Об этом система сообщает публично и вводит режим аварийной ситуации. В таких случаях коды можно не проверять в течение аварийной ситуации и спустя 72 часа после ее окончания. Подробнее об аварийном режиме можно узнать в Постановлении Правительства № 1679.
О режиме проверки в период аварийной ситуации сказано в п. 7 Постановления № 1944
Что делать, если код маркировки не прошел проверку
Если проверка показала, что с кодом что-то не так, Честный знак сообщает об этом кассе, и на экране появляется сообщение об ошибке. Всего ошибок семь, они описаны в том же Постановлении № 1944.
Как именно будет сформулирована ошибка на экране кассы, зависит от разработчика кассовой программы, которую вы используете.
Если касса показала ошибку, кассиру нельзя продавать товар с проблемным кодом маркировки. Можно отсканировать код на другом товаре и после успешной проверки продать его вместо отложенного. Далее следует разобраться, в чем причина, и действовать исходя из причины.
Если вы работаете в кассовой программе Маркета и отсканированный код маркировки не прошел проверку в Честном знаке, вы увидите уведомление «Продавать этот товар незаконно». Попробуйте добавить в чек другую аналогичную позицию, чтобы не задерживать покупателя. Что можно сделать с товаром, по которому проверка не прошла, читайте в таблице ниже.
Результат проверки кода маркировки | Причина возникновения и вариант решения |
---|---|
1. Код маркировки не найден в Честном знаке |
Код маркировки мог некорректно считаться сканером или производитель не внес информацию о нем в Честный знак. Если со сканером все в порядке, например, другие позиции сканируются без ошибок на кассе и этикетка кода маркировки не повреждена, то попробуйте добавить товар в чек повторно. Если результат проверки не поменялся, попробуйте проверить код маркировки в приложении Честный ЗНАК.Бизнес. Если код не найден, обратитесь к поставщику, у которого покупали товар, попросите оформить возврат. |
2. Код маркировки не прошел проверку криптографии |
В структуре кода маркировки отсутствует криптохвост или разделитель GS не указан/указан неверно. Обратитесь к поставщику продукции и попросите оформить возврат. |
3. Товар с таким кодом уже продали |
Ранее уже пробили чек с этим кодом маркировки на кассе. Возможно отдали другой аналогичный товар покупателю, который не отсканировали в чек или товар забыли. Повторно такую позицию продать не получится, обратитесь в Честный знак, уточните, как можно с ней поступить. |
4. Код маркировки еще не введен в оборот |
В Честный знак не были поданы сведения о готовности товара к обороту. Обратитесь к поставщику продукции и попросите оформить возврат. |
5. Истек срок годности товара |
Товар с истекшим сроком годности продавать нельзя. Спишите продукцию с помощью акта вывода с причиной «Истечение срока годности». |
6. Продажа товара заблокирована по решению органов власти |
Продукцию могли заблокировать по решению федерального органа исполнительной власти (ФОИВ). Например, на заводе были обнаружены нарушения в технологии производства. Обратитесь к поставщику и попросите оформить возврат. |
7. Продажа по цене ниже или выше МРЦ (только для табака) | Цена выше или ниже МРЦ. Необходимо отредактировать цену продажи в товароучетной системе. |
Когда и кого коснется разрешительный режим
С 1 апреля 2024 года режим обязаны выполнять все, кто продает сигареты и пиво. А значит, магазины и общепит.
С 1 мая 2024 года режим действует для крупных торговых сетей, которые продают упакованную воду и молочную продукцию. Крупная торговая сеть — это 50 и более торговых точек.
С 1 сентября 2024 года режим по воде и молочке должны соблюдать все остальные продавцы в рознице и общепите.
С 1 ноября 2024 года разрешительный режим действует для пива и слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке, антисептиков, БАДов, обуви, фотоаппаратов, шин, одежды, духов.
С 5 февраля 2025 года режим станет обязательным для продавцов безалкогольных напитков в стеклянных и полимерных упаковках, а также в алюминиевых и полимерных банках. Это не касается соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье.
С 1 марта 2025 года режим вступит в силу для медизделий и кресел-колясок.
С 1 июня 2025 года режим онлайн-проверки станет обязательным для всех видов безалкогольных напитков.
Постановление Правительства № 1606 расширило перечень товарных групп, которые подлежат разрешительному режиму.
С 1 сентября 2025 года продавцы ветеринарных препаратов, велосипедов и велосипедных рам должны проходить онлайн-проверку.
С 1 октября 2025 года разрешительный режим нужно соблюдать при продаже безалкогольного пива, технических средств реабилитации и икры осетровых и лососевых.
С 1 марта 2026 года начнет действовать разрешительный режим для продавцов кормов для животных в потребительской упаковке.
С 1 мая 2026 года режим вступит в силу для пищевых растительных масел и масложировой продукции.
С 1 апреля 2027 года разрешительный режим нужно выполнять продавцам консервов.
За нарушение предусмотрен штраф
Если магазин или заведение общепита нарушают новые правила, их могут наказать по статье 15.12.1 КоАП РФ за то, что не предоставили сведения или сделали это неверно. Должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 1000 до 10 000 руб., юрлиц — на сумму от 50 000 до 100 000 руб.
Как подготовить кассу к разрешительному режиму
Шаг 1. Получите в Честном знаке ключ доступа для проверок товаров с маркировкой. Такой ключ выдается на каждый ИНН. Есть два варианта получить ключ доступа.
Если работаете в кассовой программе Контур.Маркета, вам понадобится только КЭП и не придется заходить в личный кабинет Честного знака. Читайте инструкцию, как включить проверку кодов маркировки на кассе.
Если работаете в другой программе, получите ключ в личном кабинете Честного знака и добавьте его в настройки своей кассы. Для этого обратитесь к разработчику своего программного обеспечения.
Шаг 2. Обновите свою кассовую программу до версии, которая поддерживает новый режим проверки.
Если у вас кассовая программа Маркета, все новые версии опишем в инструкции и здесь дадим ссылку на нее. Если пользуетесь другой программой, возможно, для нее есть инструкция на сайте Честного знака.
Шаг 3. Обучите сотрудников, как работать на кассе и реагировать на сообщения о том, что код маркировки не прошел проверку.
Шаг 4. Сканируйте товар во время приемки от поставщика, хотя бы выборочно. Это поможет убедиться, что коды читаются и в поставке именно тот товар, который числится в документах.
В Контур.Маркете можно проверять товар перед приемкой, как это делать, смотрите в инструкции. Еще проверять коды можно с помощью мобильного приложения «Честный ЗНАК.Бизнес».
После самопроверки полистайте другие страницы журнала:
- Календарь маркировки для розницы и общепита на 2024–2025 годы
- Чек-лист. Как выбрать сканер для работы с ЕГАИС и маркировкой
- Маркировка безалкогольных напитков в рознице и общепите
Скидка 20% на тариф Маркировка
Разрешительный режим применяется вне зависимости от того, какая у вас касса, облачная или стационарная и выполняется кассовым ПО. Облачная или стационарная касса только записывает результат проверки в фискальный документ.
Как реализована проверка кодов маркировки можете уточнить у поставщика вашего кассового ПО.
Розничная продажа косметических средств и бытовой химии (в т.ч. порошками, моющими средствами) с обязательной передачей кода маркировки при продаже начнется с 1 июля 2026 года (согласно пп. "г" п. 3 ПП РФ №1681 https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=483869&rangeId=6573224. Регистрация участников оборота, в т.ч. розничных продавцов начнется с 1 марта 2025.
В отношении посуды никаких данных о планируемой маркировке нет.
В отношении радиоэлектронной продукции сейчас проходит эксперимент по маркировке. Вопрос нанесения маркировки прорабатывается для лампочек, штепселей, розеток, гирлянд и др. Полный перечень товаров в эксперименте указан на сайте Честного знака https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/business/projects/radioelectronics/mark_goods/ и в нашем журнале https://kontur.ru/market/spravka/49057-kalendar_markirovki_dlya_roznicy_i_obshchepita
Ознакомиться с инструкцией вы можете по ссылке.
и новость https://kontur.ru/market/news/49129-podgotovte_kassy_k_proverke_kodov_markirovki
И где кэп должен стоять? Вряд ли на кассе, потому что кассовое место никак к кэпу не привязывается в Маркете. Если у товароведа, то на честном знаке по КЭПу есть срок авторизации, если он закончится, то касса не сможет проверять коды маркировки.
Правильно ли я понимаю, что нужно периодически заходить в Маркет и нажимать на кнопку "Авторизоваться на Честном Знаке"? Если это так, то это неудобно, особенно если кассир и человек который работает в Маркете (товаровед или руководитель) разные люди, и подпись может быть совершенно в другом месте.
Важно это сделать именно в разделе "Кассы".
Так было раньше, новый механизм проверки периодического повторения авторизации не требует, это нужно сделать только раз на одну организацию (ИНН).
Периодическое повторение авторизации остается для операций с Честным знаком в Маркете (отправка актов вывода из оборота, проверка кодов маркировки в документах из Диадока).