Продавцов некоторых видов маркированной продукции обязали соблюдать разрешительный режим на кассах. Теперь нужно онлайн проверять коды маркировки в Честном знаке перед продажей товаров. Расскажем о сути новых требований, каких товарных групп они коснутся и как рознице и общепиту подготовиться к работе по новым правилам, чтобы избежать штрафов.
Разрешительный режим делится на два вида: онлайн- и офлайн проверки. В этой статье сосредоточимся на онлайн-проверках кодов маркировки. А про особенности офлайн-режима можно прочитать в отдельном материале.
Что такое разрешительный режим на кассе
В законе нет термина «разрешительный режим». Это выражение для удобства применяют в справочных и информационных материалах Честного знака. В нормативных же документах такая проверка называется по-другому:
«Перечень случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенности внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров».
Как работает разрешительный режим
Как происходит продажа до введения разрешительного режима: кассир сканирует код маркировки, касса добавляет товар в чек и после оплаты сообщает о продаже ОФД, а оператор — Честному знаку.

Как происходит продажа маркированного товара при работающем разрешительном режиме: кассир сканирует код маркировки, кассовая программа отправляет код на проверку в Честный знак. Получив добро от Честного знака, касса добавляет товар в чек и после оплаты отправляет чек оператору фискальных данных. ОФД сообщает о продаже в Честный знак, и товар выводится из оборота.

Во время онлайн-проверки обмен данными между кассой и Честным знаком происходит очень быстро. Это закреплено даже в Постановлении Правительства № 1944. Там сказано, что ожидание во время проверки занимает 1,5 секунды. Если же на кассе в течение 2 часов отсутствует интернет, кассир имеет право продавать товары без онлайн-проверки. Но необходимо зафиксировать этот факт в своей системе и устранить проблему в течение 72 часов, а также соблюдать режим офлайн-проверки.
Проблема с проверкой может возникнуть и на стороне Честного знака. Об этом система сообщает публично и вводит режим аварийной ситуации. В таких случаях коды можно не проверять в течение аварийной ситуации и спустя три дня после ее окончания.
Что делать, если код маркировки не прошел проверку
Если код маркировки не прошел проверку, Честный знак сообщит об этом кассе. На экране появится уведомление об ошибке. Пока существует семь ошибок, но с 1 сентября 2025 года добавится восьмая — для никотинсодержащей продукции (НСП).
При возникновении ошибки кассиру нельзя будет продавать товар с проблемным кодом маркировки. Но вот что можно сделать:
- Попробуйте отсканировать код на другом аналогичном товаре.
- Если проверка завершится успешно, продайте этот товар вместо отложенного.
Далее нужно разобраться в причине ошибки и действовать в зависимости от ситуации. Как именно будет сформулирована ошибка на экране кассы, зависит от разработчика кассовой программы, которую вы используете. Если работаете в кассовой программе Контур.Маркета, вы увидите уведомление «Продавать этот товар незаконно». А что можно сделать с товаром, по которому проверка не прошла, читайте в таблице ниже.
Результат проверки кода маркировки | Причина возникновения и вариант решения |
---|---|
1. Код маркировки не найден в Честном знаке |
Код маркировки мог некорректно считаться сканером или производитель не внес информацию о нем в Честный знак. Если со сканером всё в порядке, например, другие позиции сканируются без ошибок на кассе и этикетка кода маркировки не повреждена, то попробуйте добавить товар в чек повторно. Если результат проверки не поменялся, попробуйте проверить код маркировки в приложении Честный ЗНАК.Бизнес. Если код не найден, обратитесь к поставщику, у которого покупали товар, попросите оформить возврат. |
2. Код маркировки не прошел проверку криптографии |
В структуре кода маркировки отсутствует криптохвост или разделитель GS не указан или указан неверно. Тогда обратитесь к поставщику продукции и попросите оформить возврат. |
3. Товар с таким кодом уже продали |
Ранее уже пробили чек с этим кодом маркировки на кассе. Возможно отдали другой аналогичный товар покупателю, который не отсканировали в чек или товар забыли. Повторно такую позицию продать не получится. Обратитесь в Честный знак и уточните, как можно с ней поступить. |
4. Код маркировки еще не введен в оборот |
В Честный знак не были поданы сведения о готовности товара к обороту. Обратитесь к поставщику продукции и попросите оформить возврат. |
5. Истек срок годности товара |
Товар с истекшим сроком годности продавать нельзя. Спишите продукцию с помощью акта вывода с причиной «Истечение срока годности». |
6. Продажа товара заблокирована по решению органов власти |
Продукцию могли заблокировать по решению федерального органа исполнительной власти (ФОИВ). Например, на заводе были обнаружены нарушения в технологии производства. Обратитесь к поставщику и попросите оформить возврат. |
7. Продажа по цене ниже или выше максимально розничной цены (МРЦ). Только для табака |
Цена выше или ниже МРЦ. Необходимо отредактировать цену продажи в товароучетной системе. |
8. Продажа товара по цене ниже установленной минимальной цены. Для никотинсодержащей продукции. К ней относятся — бестабачные смеси для нагревания, стики, жидкости для электронных систем доставки никотина (в картриджах, капсулах и в составе одноразовых устройств) |
Цена ниже МЦ. Необходимо отредактировать цену продажи в товароучетной системе. Обратите внимание! Проверка станет обязательной с 1 марта 2026 года. |
Какие сроки обязательной онлайн-проверки установили для разных товаров
Напомним, что здесь собрали сроки онлайн-проверки кодов маркировки. А когда и кому надо настроить офлайн-проверку, рассказали в отдельной статье.
Какие товары уже подлежат онлайн-проверке
С 1 апреля 2024 года — табак, а также никотинсодержащая и безникотиновая продукция, пиво и слабоалкогольные напитки в кегах.
С 1 мая 2024 года — упакованная вода и молочная продукция. Но только для крупных торговых сетей, у которых 50 и более торговых точек.
С 1 сентября 2024 года — вода и молочная продукция. С этой даты онлайн-проверку должны «включить» все остальные продавцы в рознице и общепите.
С 1 ноября 2024 года — пиво и слабоалкогольные напитки в потребительской упаковке, антисептики, БАДы, обувь, фотоаппараты и фототехника, шины и покрышки, одежда, духи.
С 5 февраля 2025 года — безалкогольные напитки в стеклянных и полимерных упаковках, а также в банках. Исключение — соки, нектары, морсы и напитки на растительном сырье.
С 1 марта 2025 года — медизделия и кресла-коляски.
С 1 июня 2025 года — безалкогольные напитки в кегах, тетрапаках, иных видах упаковки, соки, нектары, морсы и напитки на растительном сырье.
Кому пора готовиться к онлайн-проверкам
Правительство расширило перечень товаров, чьи коды должны проходить онлайн-проверку при продаже. Вот даты новых обязательных этапов:
Постановление Правительства от 22.11.2024 № 1606
С 1 сентября 2025 года — велосипеды и ветеринарные препараты для всех розничных продавцов.
С 1 октября 2025 года — безалкогольное пиво для всех розничных продавцов, технические средства реабилитации (ТСР), а еще икра осетровых и лососевых.
С 1 марта 2026 года — корма для животных в потребительской упаковке.
С 1 мая 2026 года — пищевые растительные масла и масложировая продукция.
С 1 апреля 2027 года — консервы.
Как подготовить кассу к разрешительному режиму
Шаг 1. Получите в Честном знаке ключ доступа для проверок товаров с маркировкой. Такой ключ выдается на каждый ИНН. Есть два варианта получить ключ доступа:
- Если работаете в кассовой программе Контур.Маркета, вам понадобится только КЭП и не придется заходить в личный кабинет Честного знака. Читайте инструкцию, как включить проверку кодов маркировки на кассе.
- Если работаете в другой программе, получите ключ в личном кабинете Честного знака и добавьте его в настройки своей кассы. Для этого обратитесь к разработчику своего программного обеспечения.
Шаг 2. Обновите свою кассовую программу до версии, которая поддерживает новый режим проверки. Если у вас кассовая программа Контур.Маркета, все новые версии и другую полезную информацию собрали в Контур.Помощи. Если пользуетесь другой программой, возможно, для нее есть инструкция на сайте Честного знака.
Шаг 3. Обучите сотрудников, как работать на кассе и реагировать на сообщения о том, что код маркировки не прошел проверку.
Шаг 4. Сканируйте товар во время приемки от поставщика, хотя бы выборочно. Это поможет убедиться, что коды читаются и в поставке именно тот товар, который числится в документах.
В Контур.Маркете можно проверять товар перед приемкой, как это делать, смотрите в инструкции. Еще проверять коды можно с помощью мобильного приложения «Честный ЗНАК.Бизнес».
Какой штраф предусмотрен за нарушение
Если магазин или заведение общепита нарушают новые правила онлайн-проверки, их могут наказать за то, что не предоставили сведения или сделали это неверно. Предпринимателям грозит предупреждение или штраф:
-
Для должностных лиц и ИП — от 1 000 до 10 000 руб.
- Для юрлиц — от 50 000 до 100 000 руб.
За что еще могут оштрафовать продавцов маркированных товаров и сколько придется заплатить, рассказали в статье.
Работайте с маркировкой в Маркете
Разрешительный режим применяется вне зависимости от того, какая у вас касса, облачная или стационарная и выполняется кассовым ПО. Облачная или стационарная касса только записывает результат проверки в фискальный документ.
Как реализована проверка кодов маркировки можете уточнить у поставщика вашего кассового ПО.
Розничная продажа косметических средств и бытовой химии (в т.ч. порошками, моющими средствами) с обязательной передачей кода маркировки при продаже начнется с 1 июля 2026 года (согласно пп. "г" п. 3 ПП РФ №1681 https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=483869&rangeId=6573224. Регистрация участников оборота, в т.ч. розничных продавцов начнется с 1 марта 2025.
В отношении посуды никаких данных о планируемой маркировке нет.
В отношении радиоэлектронной продукции сейчас проходит эксперимент по маркировке. Вопрос нанесения маркировки прорабатывается для лампочек, штепселей, розеток, гирлянд и др. Полный перечень товаров в эксперименте указан на сайте Честного знака https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/business/projects/radioelectronics/mark_goods/ и в нашем журнале https://kontur.ru/market/spravka/49057-kalendar_markirovki_dlya_roznicy_i_obshchepita
Ознакомиться с инструкцией вы можете по ссылке.
и новость https://kontur.ru/market/news/49129-podgotovte_kassy_k_proverke_kodov_markirovki
И где кэп должен стоять? Вряд ли на кассе, потому что кассовое место никак к кэпу не привязывается в Маркете. Если у товароведа, то на честном знаке по КЭПу есть срок авторизации, если он закончится, то касса не сможет проверять коды маркировки.
Правильно ли я понимаю, что нужно периодически заходить в Маркет и нажимать на кнопку "Авторизоваться на Честном Знаке"? Если это так, то это неудобно, особенно если кассир и человек который работает в Маркете (товаровед или руководитель) разные люди, и подпись может быть совершенно в другом месте.
Важно это сделать именно в разделе "Кассы".
Так было раньше, новый механизм проверки периодического повторения авторизации не требует, это нужно сделать только раз на одну организацию (ИНН).
Периодическое повторение авторизации остается для операций с Честным знаком в Маркете (отправка актов вывода из оборота, проверка кодов маркировки в документах из Диадока).