Как продавать БАДы и не нарушать закон — Контур.Маркет Баннер

Как продавать БАДы и не нарушать закон

30 апреля 2025 13

Разберемся, нужна ли лицензия для торговли БАДами, какие препараты можно продавать по закону и как работать с маркированной продукцией.

Какие БАДы запрещено продавать

Биологически активные добавки не являются лекарственными средствами. В их состав входят только компоненты, которые имеют пищевую ценность: витамины, микроэлементы, аминокислоты, про- и пребиотики.

Производство БАДов относится к пищевой промышленности. Поэтому на них не распространяются ограничения, которые касаются продажи лекарств и медицинских изделий.

Продаются БАДы в аптеках и аптечных киосках, через интернет, в продуктовых магазинах, в магазинах здорового и спортивного питания, в оздоровительных учреждениях. Розничную продажу контролирует Роспотребнадзор.

Если вы не производите биологически активные добавки, а только закупаете их у поставщиков, внимательно изучите состав. В некоторых БАДах могут быть растения, микроорганизмы и другие компоненты, которые запрещено использовать в России. Их перечень зафиксирован в Решении Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС от 09.12.2011 № 880.

Незаконный ввоз таких добавок может попасть под статью 226.1 Уголовного кодекса РФ — контрабанда сильнодействующих ядовитых веществ. За нарушение предусмотрено наказание, в том числе от 3 до 7 лет лишения свободы и штраф до 1 млн рублей. 

Что важно знать о производителе БАДов

Чтобы производить и продавать БАДы на территории России, производитель должен получить свидетельство государственной регистрации. Этот документ подтверждает, что продукт соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза.

Многие российские и зарубежные производители проходят еще и добровольную сертификацию. Это не обязательная мера, но она повышает доверие у покупателей. Сертификат подтверждает, что БАД соответствует межгосударственному стандарту (ГОСТ) и техническим условиям (ТУ).

Если Роспотребнадзор обнаружит, что предприниматель продает фальсифицированные добавки, то на основании части 1 статьи 6.33 КоАП, одним из наказаний будет штраф:

  • от 100 до 600 тыс. рублей для ИП; 
  • от 1 до 5 млн рублей для юрлиц. 

Штраф могут заменить приостановкой деятельности на срок до 90 суток.

За продажу фальсифицированных БАДов в интернете предусмотрено более строгое наказание по части 3 статьи 6.33 КоАП:

  • штраф от 150 до 600 тыс. рублей для ИП;  
  • от 2 до 6 млн рублей для юрлиц. 

Штраф также могут заменить приостановкой деятельности — до 90 суток.

За производство, ввоз или оборот фальсифицированных БАДов в крупном размере предусмотрена уголовная ответственность по статье 238.1 УК РФ. Могут назначить лишение свободы на срок от 3 до 5 лет и штраф от 500 тыс. до 2 млн рублей. Штраф могут присудить в размере дохода за период от 6 месяцев до 2 лет.

За аналогичные действия, совершенные через интернет, предусмотрено лишение свободы на срок от 4 до 6 лет и штраф от 750 тыс. до 2,5 млн рублей. Штраф могут присудить в размере дохода за период от 1 года до 2 лет.

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Как соблюдать правила маркировки

Код маркировки наносится на упаковку товара. По нему можно узнать полное наименование, производителя, дату и страну выпуска. Маркировка позволяет отследить движение товара от производителя до конечного потребителя. Цель ее введения — не допустить распространение нелегальной и фальсифицированной продукции. Для продавца БАДов наличие маркировки на товаре — это еще один фактор доверия потребителя к продукту.

Какие есть законодательные требования

С 1 октября 2023 года маркировка БАДов стала обязательной для производителей и импортеров. Позже требования распространились и на розницу:

  •  С 1 марта 2024 года все участники оборота должны передавать сведения о поэкземплярном выводе БАДов. Требование касается и розничных продаж через контрольно-кассовую технику (ККТ).
  • С 1 мая 2024 года в Честный знак нужно передавать сведения о приемке БАДов в объемно-сортовом формате. В накладной следует указывать не коды маркировки, а количество и код товара. Принимать поставки нужно через универсальные передаточные документы с помощью оператора ЭДО.

Расширенный перечень БАДов

Правительство расширило список БАДов, которые подлежат обязательной маркировке. Поправки внесли в Постановление № 886.

Какие коды ТН ВЭД и ОКПД 2 добавили
Коды по классификатору ОКПД 2 Коды по классификатору ТН ВЭД

01.19.39, 01.28.30, 10.89.13.110, 10.41.12 (кроме кода 10.41.12.110), 10.89.14, 10.89.19.120, 10.89.19.150, 11.07.19 (кроме кода 11.07.19.190), 20.14.71.110, 20.16.59.310, 20.59.54, 20.59.60, 20.14.42, 20.14.43

1211 90 860 8, 1212 99 950 9, 1302 20 100 0, 1302 20 900 0, 1504 20 100 0, 1516 10 100 0, 1603 00 100 0, 1806 90 310 0, 1901 90 980 0, 2102 20 110 0, 2202 10 000 0, 2202 99 910 0, 2922 49 850 0, 2925 29 000 0, 3502 90 700 0, 3503 00, 3802 10 000 0, 3913 10 000 0

Этапы маркировки для расширенного перечня:

  • С 1 марта 2025 года производители и импортеры наносят коды маркировки на БАДы из нового списка и передают данные о вводе в оборот. С этой же даты все участники передают данные об обороте в объемно-сортовом формате, а о выводе — поэкземплярно, в том числе при продаже через кассу.
  • С 1 сентября 2025 года нужно передавать данные о поэкземплярном обороте БАДов, произведенных с этой даты. Исключение — БАДы в цилиндрической упаковке длиной до 7 сантиметров и диаметром до 2 сантиметров. Их можно продолжать учитывать в объемно-сортовом формате.

Проект по расширению товарной группы

Подготовлен проект Постановления, который предполагает расширение перечня товаров в группе БАДов. Если его примут, этапы маркировки будут следующими: 

  • С 1 сентября 2025 года начнут маркировать рыбий жир и ферменты. С этой же даты в отношении них нужно будет передавать сведения об обороте и выводе из оборота.
  • С 1 сентября 2026 года планируют запретить оборот немаркированных остатков первой и второй волны. 

Как подготовиться к продаже маркированных БАДов 

Проверьте ваше оборудование, чтобы корректно принимать товары и выводить их из оборота через кассу. Вот что понадобится:​

  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП), чтобы зарегистрироваться в Честном знаке и принимать накладные в формате УПД.
  • Оператор ЭДО, чтобы принимать электронные накладные и сообщать в Честный знак о приемке товаров. 
  • 2D-сканер: только такие сканеры умеют считывать код маркировки в формате Data Matrix. 
  • Онлайн-касса с прошивкой для продажи маркированных товаров. 
  • Оператор фискальных данных (ОФД), чтобы передавать сведения о продаже маркированных товаров в Честный знак.
  • Кассовая программа, которая умеет формировать чеки, запросы о коде маркировки и уведомления о продаже маркированного товара.

Если работаете на Контур.Маркет Кассе, программа будет обновляться автоматически.

Обращайтесь за помощью в получении электронной подписи в удостоверяющий центр Контура. Цены на поддержку сертификатов ФНС специалистами УЦ Контура начинаются от 2,5 тыс. руб.

Реклама 16+.

Как подготовить кассу:

  • Нужна касса, которая работает с форматом фискальных документов ФФД 1.2. 
  • В кассе должен быть фискальный накопитель, который поддерживает работу с ФФД 1.2. Все ФН из реестра умеют работать с этим форматом фискальных данных. 
  •  Прошивка и кассовая программа тоже должны поддерживать работу с маркированными товарами по версии 1.2.

Прошивку на кассу ставит производитель или специалисты в сервисных центрах. А кассовую программу можно поставить самостоятельно. Если переживаете, что не справитесь без помощи специалиста, — купите услугу, и вам обновят кассы в сервисном центре.

Если у вас нет необходимого оборудования или ПО, оставьте заявку. Поможем все настроить, чтобы вы могли принимать накладные с маркированными товарами по ЭДО и выводить коды Data Matrix из оборота через Контур.Маркет Кассу. 

Как продавать БАДы, на которых нет маркировки

Сейчас в обороте остаются немаркированные остатки БАДов. Их можно продавать до окончания срока годности. Выводить из оборота эти товары нужно как немаркированные.

Если поставщик прислал товар без маркировки, проверьте сопроводительные документы. Если БАД произведен или ввезен до 1 октября 2023 года (для основной волны) или до 1 марта 2025 года (для расширенного перечня), он считается остатком. Такой БАД можно принимать и продавать без маркировки.

Если дата производства или ввоза — после 1 октября 2023 года или после 1 марта 2025 года, принимать такие товары нельзя. Их хранение и продажа считаются нарушением закона.

Также запрещено продавать немаркированные БАДы, которые не относятся к остаткам. Юрлица могут получить штраф в размере до 300 тыс. рублей, должностные лица — до 10 тыс. рублей. В обоих случаях немаркированную продукцию конфискуют.

Если нарушение совершено в особо крупном размере или по предварительному сговору, наступает уголовная ответственность:

  • штраф до 700 тыс. рублей или в размере дохода за период от 1 до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 6 лет с возможным штрафом до 1 млн рублей. 

Попробуйте Маркет 14 дней бесплатно

Какие документы нужны для продажи БАДов

Если вы не производите БАДы, а только продаете их, лицензии и специальные разрешения не требуются.

Но важно учитывать, что для торговли пищевыми товарами необходимо уведомить Управление Роспотребнадзора по месту осуществления деятельности. Сделать это лучше заранее. Виды деятельности, по которым нужно уведомлять Роспотребнадзор, указаны в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.

Маркет

Работайте с маркировкой в Маркете

Подключить
Маркет

Работайте с маркировкой в Маркете

Подключить

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи