Продавать электронные сигареты, табак для кальяна и жидкости для вейпов — это не так просто. Закон строго регулирует, где можно открыть магазин, как показывать товар покупателям и почему нельзя торговать через интернет. Расскажем, с чего начать, как соблюдать требования законодательства и работать с маркировкой.
С чего начать
Магазины с электронными сигаретами и табачной продукцией по-прежнему популярны. Рынок растет, а в некоторых городах конкуренции почти нет. Вот с чего начать, если вы решили открыть свое дело.
Зарегистрируйте бизнес
Выберите форму собственности и зарегистрируйтесь в налоговой. Чтобы открыть магазин, нужно быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
От формы собственности зависит расчет налогов, обязательность бухучета и различных взносов.
Изучите спрос на табачную продукцию
Несмотря на борьбу с курением, люди продолжают покупать никотинсодержащую продукцию. Такой магазин может окупиться уже через год. Главное — правильно подобрать ассортимент и выбрать удачное место.
Чтобы собрать хороший ассортимент, подумайте:
- кто ваши покупатели;
- какие бренды они знают и ищут;
- есть ли на товары нужные документы;
- разрешена ли продажа этих товаров.
Посмотрите, что предлагают конкуренты. Проверьте, какие бренды пользуются спросом и по каким ценам их продают.
Выберите место для магазина
Чтобы продавать табак для кальяна, жидкости и электронные сигареты, нужно открыть стационарную точку — магазин или павильон.
По закону магазин — это здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям, где есть торговые, подсобные и административно-бытовые помещения, склад для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже. А павильон — это строение с торговым залом, которое рассчитано на одно или несколько рабочих мест.
Не получится открыть такую точку в любом месте. Закон запрещает продажу табачной, никотинсодержащей продукции, устройств для ее потребления и кальянов:
- на территориях принадлежащих школам и другим учебным заведениям, а также расположенных рядом с ними. Минимальное расстояние — 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от учебных заведений;
- в культурных, спортивных, медицинских объектах, а также помещениях, которые предназначены для оказания услуг учреждениями органов по делам молодежи;
- на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения;
- в помещениях, которые заняты органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- на территориях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов (за исключением магазинов беспошлинной торговли), морских и речных портов, на станциях метрополитенов;
- в помещениях, где предоставляют жилищные, гостиничные и бытовые услуги;
- на ярмарках и выставках.
Где лучше открыть магазин
При выборе места опирайтесь на целевую аудиторию: где она живет, работает или отдыхает. Для магазина кальянов и электронных сигарет это в основном молодежь 18–35 лет. Открыть точки можно в торговых центрах или рядом с ними, на центральных улицах, около офисных помещений. Обращайте внимание на новые жилые кварталы — в новостройках мало конкурентов, и там живет платежеспособная аудитория.
Найдите поставщиков
Маленьким и средним магазинам удобно работать с дистрибьюторами. Они предлагают товары от разных производителей, сами организуют доставку и оформляют документы.
Если у вас крупный магазин и нужен большой объем товара, выгоднее закупать партиями у оптовиков. В этом случае понадобится склад или другое место для хранения.
На что еще обратить внимание при выборе поставщика:
- есть ли у него популярные бренды, которые ищет ваша целевая аудитория;
- есть ли сертификаты соответствия;
- какие у него цены;
- какие условия доставки и оплаты;
- какая минимальная сумма заказа;
- как часто он поставляет товар;
- можно ли вернуть продукцию.
Старайтесь работать с поставщиками из вашего региона. Это дешевле и быстрее. А если возникнут проблемы с товаром, их будет проще решить.
Подробнее о том, где начинающему предпринимателю искать поставщиков, читайте в статье.
Как учесть минимальные цены
Государство установило минимальные цены на нагреваемый табак, жидкости для вейпов и другие никотинсодержащие товары. Продавать дешевле нельзя — за это могут оштрафовать.
Собрали в таблице актуальные минимальные цены по данным Минсельхоза.
Продукция | Упаковка | МЦ |
---|---|---|
Нагреваемый табак |
22 ₽ за грамм |
|
Жидкость для электронных систем доставки никотина (никотиновая и безникотиновая) |
Катридж или капсула |
80 ₽ за миллилитр. Объем до миллилитра приравнивается к МЦ за миллилитр |
Флакон или контейнер |
63 ₽ за миллилитр |
|
В составе устройства одноразового использования |
106 ₽ за миллилитр. Объем до 4 миллилитров приравнивается к МЦ за 4 миллилитра и равен 424 рублям |
|
Бестабачные смеси для нагревания |
Потребительская упаковка не более 125 г |
2 ₽ за грамм |
Потребительская упаковка более 125 г |
2 ₽ за грамм |
|
Иная никотинсодержащая продукция |
Потребительская упаковка |
10 000 ₽ за упаковку |
Проверьте, чтобы цены в вашем магазине не были ниже этих значений. Если нужно — обновите их в учетной системе. Если вы пользуетесь Контур.Маркетом, изменить цены можно в пару кликов. Поможет эта инструкция.
Как рекламировать магазин и не нарушать закон
Рекламировать никотинсодержащую продукцию, кальяны и вейпы нельзя. Это запрещено ст. 16 закона № 15-ФЗ. За нарушение грозит административный штраф:
- для должностных лиц и ИП — от 10 000 до 25 000 рублей;
- для юридических лиц — от 150 000 до 600 000 рублей.
Но вы можете сделать вывеску для магазина. Вот основные рекомендации:
- размещать вывеску нужно в месте продажи товара;
- писать необходимо лаконично. Например, просто «табак» или «вейп», без приведения характеристик;
- нельзя включать сведения рекламного или побудительного характера;
- нельзя размещать изображения с процессом курения.
Важно! Обязательно изучите требования регионального законодательства в отношении таких вывесок. Они могут отличаться.
Еще никотиносодержащей продукцией и устройствами для ее потребления нельзя торговать дистанционным способом, с использованием автоматов и с доставкой. Поэтому не получится запустить полноценный интернет-магазин.
Также вейпы и жидкости для них, табак для кальяна и кальяны нельзя выкладывать на открытые витрины. Они должны быть спрятаны «шторками»: например, полки закройте непроницаемыми рольставнями, а стекло плотной тонировкой.
У продавца-консультанта должен быть под рукой распечатанный перечень продукции, которую вы продаете. Текст должен быть написан буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне, список товаров нужно написать в алфавитном порядке с указанием цены. В перечне нельзя использовать графические изображения и рисунки.
По закону консультант сначала знакомит клиента с ассортиментом с помощью перечня, и только после этого по просьбе покупателя может открыть витрины: включить подсветку, чтобы продукцию стало видно под тонировкой, открыть полки и шкафы.
Убедитесь, что перед вами совершеннолетний покупатель — не забудьте попросить паспорт. Если продадите табак или электронный испаритель несовершеннолетнему, получите административный штраф:
- для должностных лиц и ИП — от 500 000 до 700 000 рублей;
- для юридических лиц — от 1 500 000 до 2 000 000 рублей.
Как соблюдать правила маркировки
Нельзя продавать табачную и никотинсодержащую продукцию без маркировки. Это касается табака для кальяна, бестабачных смесей для нагревания, стиков, жидкостей для вейпов, включая безникотиновые, в картриджах и капсулах, а также в составе одноразовых устройств.
Что и когда начали маркировать:
- С 1 июля 2020 года — табак для кальяна.
- С 1 марта 2022 года — никотинсодержащую продукцию.
- С 15 декабря 2022 года — жидкости для вейпов.
Обратите внимание
С 1 марта 2025 года нельзя продавать никотинсодержащую продукцию, которая находилась в обороте без маркировки по состоянию на 15 декабря 2022 года и была промаркирована до 1 декабря 2023 года. Требование относится к жидкостям для вейпов, в том числе безникотиновым, в картриджах, капсулах или в составе одноразовых электронных сигарет. Коды маркировки этой продукции Честный знак автоматически вывел из оборота.
Что нужно, чтобы продавать маркированный табак по закону:
- Зарегистрироваться в Честном знаке.
- Подключиться к оператору ЭДО, чтобы передавать в Честный знак информацию о поступлении товара.
- Купить 2D-сканер, чтобы на кассе считывать коды маркировки.
- Приобрести онлайн-кассу и кассовое ПО, которые подходят для продажи маркированных товаров.
- Подключить кассу к оператору фискальных данных, который предает в Честный знак информацию о выводе из оборота.
Работайте с маркировкой в Маркете
На текущий момент при продаже табака для кальяна, стиков, бестабачных смесей и жидкостей для электронных систем доставки никотина (ЭСДН) обязательно соблюдать Правила маркировки № 224, в том числе передавать сведения о закупке такой продукции у контрагента в ГИС МТ Честный знак.
Как указано в статье, вы можете делать это с помощью ЭДО, обмениваясь УПД с вашим поставщиком (п.98 Правил № 224).
А также, если вы приобретаете товар у контрагента с применением ККТ (например, в соседнем магазине) для его дальнейшей продажи конечному потребителю, то сообщите об этом продавцу до момента расчета на кассе. Продавцу необходимо будет указать в кассовом чеке реквизит «ИНН покупателя (клиента)» (пп. м п.107 Правил №224). В таком случае чек заменяет УПД (п.109 Правил №224), вывод товаров из оборота не происходит, а коды маркировки переходят в собственность организации-покупателя для дальнейшей реализации.
почему в 2,2-3 раза цены в розницу на одноразки выше чем мелкооптовые?
0
Ответить