Билл Гейтс сказал: «Если вашего бизнеса нет в интернете, то вас нет в бизнесе». В эру онлайн-продаж клиенты узнают о брендах преимущественно через интернет. Первая мысль, которая может прийти в голову — надо делать свой сайт. Но этот инструмент продвижения подходит не любому магазину. Эксперт по маркетингу Олег Сазонов рассказал, как запустить сайт, кому это действительно нужно и как избежать ошибок.
Содержание
Формулируем, чего хотим от сайта
На этапе составления бизнес-плана подумайте, какие задачи хотите решить с помощью сайта.
-
Сформулируйте цель, которой сайт должен служить, например, «хочу продавать онлайн» или «хочу показать свою компанию с лучшей стороны».
-
Выберите формат сайта, который отвечает этой цели. От формата сайта напрямую зависит цена на его запуск.
-
Просчитайте затраты самостоятельно или посоветуйтесь со специалистом агентства по маркетингу и рекламе.
Например, фирма «МылоВарим» выпускает мыло ручной работы сотни разных сортов. Если фирма хочет продавать через интернет — создает онлайн-магазин, на котором покупатель смог бы сразу оплатить заказ. Если фирма хочет заявить о себе как об оптовом поставщике для корпоративных клиентов, подойдет сайт-визитка.
Сайт — это инструмент, который требует инвестиций. Финансы на создание и продвижение сайта нужно закладывать уже тогда, когда вы составляете бизнес-план. Рассчитайте расходы на сайт заранее — придётся вложиться не только в разработку и поддержание работы, но и в продвижение. Сэкономить на каком-то из этих пунктов не получится, если хотите, чтобы продажи росли.
Выбираем подходящий формат
Расскажем, какие бывают сайты и во сколько может обойтись их создание, если заказывать запуск специалистам.
Сайт-визитка, 10 000 — 20 000 ₽
Это несложный сайт, на нем не покупают, а изучают компанию или бренд: ее историю, достижения, предлагаемые товары. А для покупки сайт предлагает прийти в офлайновый магазин, в маркетплейс или соцсети.

Пример сайта-визитки
Есть разновидность сайта-визитки — презентационный сайт. Как правило, его делают в дополнение к уже существующему сайту компании. Например, чтобы продвинуть рекламную акцию, новую марку или товар. При создании презентации разработчики делают упор на выразительный дизайн и красивые иллюстрации, которые привлекут внимание потенциальных покупателей. Стоит такой сайт столько же, сколько и визитка: 10 000 — 20 000 ₽.
Лендинг, от 50 000 ₽
Это одностраничный сайт, который продвигает конкретный товар. Здесь понятно и развернуто пишут все характеристики продукта, прикладывают информативные иллюстрации.
Например, в лендинге про робот-пылесос можно написать: в чем его особенность, почему такая цена, какое покрытие может преодолеть, как долго работает, какая у него мощность, справляется ли с шерстью животных.
Основное правило такое: один лендинг — одна кнопка для целевого действия, например, купить, заказать или отправить заявку менеджеру.

Пример лендинга
Интернет-магазин, от 150 000 ₽
Самый сложный и дорогой вид сайта, потому что совмещает множество задач: показать товар и его характеристики, получить оплату онлайн, рассказать о продавце, дать положительные отзывы, ответить на вопросы о доставке и гарантии.
Стоимость создания сайта может значительно вырасти, если заказчик хочет «полный фарш» возможностей. Например, интернет-магазин можно интегрировать с товароучетной системой, чтобы она автоматически вычитала количество проданных товаров из количества складских остатков. Еще можно настроить отправку инвойсов для бухгалтерии, эти документы нужны для таможенного оформления товара.

Пример интернет-магазина, клик по кнопке «В корзину» ведет на форму заказа товара
Решаем, кто будет делать сайт
Можно заказать разработку сайта у специалиста. Цена включает в себя не только верстку сайта, но и анализ аудитории. Так профессионалы определяют, с каким проблемами вы можете столкнуться, как их обойти, какой выбрать дизайн, как быстрее достичь цели.
Можно создать сайт самостоятельно, например, в конструкторе. Это набор готовых шаблонов, которые можно подогнать под нужный формат и добавить свой текст с иллюстрациями. Затраты минимальные, но есть нюансы.
Сайт, сделанный на конструкторе, подходит как временное решение, если хотите протестировать, хорошо ли продается продукт. Но развивать и продвигать такой сайт проблематично, особенно если много товаров или посетителей. Не хватает ресурса для работы с большим объемом информации: происходят сбои при формировании, передаче, обработке и оплате заказов.
Есть и юридические сложности. Нужно быть уверенным, что имеете право пользоваться определенным шаблоном, на них тоже есть авторские права. А еще не во все шаблоны можно добавить обязательные документы, которые описаны в следующем разделе.
Что обязательно должно быть на сайте магазина
Добавьте на сайт официальную информацию, которая перечислена ниже. Благодаря этому поисковики смогут корректно его воспринимать и показывать в выдаче или рекламе. А еще удастся избежать некоторых штрафов.
Раздел «О нас», где прописана информация о компании
Юрлицо указывает полное фирменное наименование, основной государственный регистрационный номер, адрес и место, электронную почту или номер телефона.
ИП указывают то же самое, только вместо наименования нужны фамилия, имя и отчество. Требование касается ИП, которые продают дистанционным способом (п. 19 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463).
Политика обработки персональных данных
Собственник обязан сообщить в Роскомнадзор о начале сбора персданных и разработать политику их обработки (Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
- Если на сайте нет Политики обработки персданных, ИП оштрафуют на 5 000 — 10 000 ₽, юрлицо — на 15 000 — 30 000 ₽.
- Если посетитель сайта не давал согласия на сбор и обработку своих данных, ИП заплатит 10 000 — 20 000 ₽, а юрлицо — 15 000 — 75 000 ₽ (ст. 13.11 КоАП).
- Если не уведомить Роскомнадзор, ИП накажут на сумму до 500 ₽, юрлицо — до 5 000 ₽ (ст. 19.7 КоАП).
Читать статью Контур.Журнала.
Договор публичной оферты
В договоре прописывают информацию о взаимодействии покупателя и магазина: порядок заказа и его оплаты, условия доставки, порядок получения скидок и участия в акциях, порядок возврата денег и прочее (Ст. 494 Гражданского кодекса РФ).

Развивайте лояльность для роста продаж
Говорит эксперт: как избежать ошибок на старте
Вот самые популярные ошибки при запуске сайта:
- Выбрали неверный формат сайта.
- Учли в бизнес-плане только разовые расходы на запуск.
- Не подумали про ресурсы, которых потребует поддержание онлайн-площадки.
Чтобы не наделать ошибок, можно обратиться к профессионалам, например, в рекламное агентство. Уже первая консультация многое прояснит: стоит ли доверять специалисту, а тем более нести ему свои деньги.
Хорошо бы сходить сразу к нескольким людям, чтобы сравнить, как они себя ведут и действительно ли заинтересованы в том же результате, что их заказчик.
Олег Сазонов
MTP DIGITALЕсли вы пришли в агентство и заявляете, что хотите сайт, а они сразу соглашаются его делать — то не связывайтесь с ними. Хорошие специалисты всегда сначала задают много вопросов. Нередко профессионалы отговаривают от создания сайта, если понимают, что для выполнения цели нужно использовать другой канал. В моей практике такие случаи нередки.
Например, владелец магазина корейской косметики сделал сайт, но потом понял, что продвигать свой товар только через сайт не имеет смысла. На маркетплейсах косметика уже есть у множества конкурентов, на продвижение сайта уходит много времени и денег, и затраты медленно окупаются.
Если бы предприниматель обратился к специалистам еще до разработки сайта, ему бы посоветовали сделать упор на развитие и продажи в соцсетях и отговорили бы делать сайт. Вложения в рекламу были бы примерно одинаковыми, но окупились бы быстрее через соцсети.
Олег Сазонов
MTP DIGITALВ рознице есть сферы-исключения, в которых есть смысл продавать товары через сайт. Это все продукция категории 18+: алкоголь, табачная продукция, товары, содержащие нецензурную лексику и интимные товары. Не всё из этого можно продавать на маркетплейсах, а поисковики плохо продвигают такую продукцию.
Допустим, заказчик выбрал агентство, дело идет к заключению договора. И здесь нужно быть очень внимательным. Обязательно покажите договор независимому юристу, который знает термины программирования и веб-дизайна. Он сможет оценить, насколько корректны формулировки, действительно ли исполнитель заявляет о том, что обязуется сделать для заказчика. Увы, часто договор составляют так, что в спорных ситуациях заказчику сложно отстоять свою правоту.
Олег Сазонов
MTP DIGITALПодчеркну, что работа над сайтом всегда начинается с исследования. Эксперты уточняют особенности продукта, цели заказчика и много чего еще. Если сайт действительно нужен, то уже встает вопрос дизайна и наполнения этого сайта. Надо всегда помнить, что на сайт необходимо постоянно привлекать трафик — заставлять клиентов зайти и вернуться на него.
Как продвигать свой сайт, эксперт расскажет в следующей статье.
Смотрите видео Топ-5 каналов продвижения в рознице