Когда у сотрудников усиливается тревожность из-за личных или глобальных событий, руководителю бизнеса важно вовремя это заметить и принять меры. В любой ситуации магазину нужно продолжать торговлю, заведению — кормить гостей, а парикмахерской — делать стрижки. Расскажем, как сохранить продуктивность персонала и стабильный эмоциональный климат в коллективе.
Содержание
Выясняем настроения
Каждый человек переживает ситуации по-разному, поэтому важно не оставлять сотрудников наедине с негативными эмоциями. Нервный кассир может нагрубить покупателю, а рассеянный товаровед пропустить просрочку или не сделать нужный заказ.
Выясните, что тревожит людей, чтобы помочь им справиться с ненужным волнением. Самое простое — спрашивать об этом на регулярных летучках, которые обычно проводит любая компания с разной периодичностью. Но люди не всегда готовы высказаться при коллегах, поэтому желательно задать нужные вопросы индивидуально.
Если коллектив компании небольшой, например, парикмахерская или магазин формата «у дома», можно поговорить с каждым человеком и выяснить, что его тревожит. Если предприятие крупное — сеть магазинов или точек общепита, можно провести опрос или анкетирование и по его результатам понять, как дальше действовать.
По мнению психологов, источник паники и стресса — отсутствие информации или искаженные данные. Молчание руководства порождает слухи, а слухи — тревогу. Расскажем, на какие темы важно поговорить с коллективом.
В первую очередь людей волнуют насущные вопросы: что будет с работой и зарплатой.
Сообщаем о штатной политике и зарплате
Если сотрудники опасаются сокращения или снижения зарплаты, открыто рассказываем о своих намерениях и не забываем приводить аргументы и факты.
Люди видят рост цен и понимают, что их компания переживает нелегкие времена. Не мешает рассказать, как руководитель намерен оптимизировать расходы, чтобы при этом сохранить штат и зарплату.
Например, вот что мог бы сообщить руководитель мебельного магазина: «Вы профессионалы, без продавцов-консультантов мы не сможем принимать заказы, без сборщиков — оказывать сервисные услуги. Речь о сокращении штата не идет. Возможно, премии станут чуть ниже, потому что они зависят от количества заказов. Если заказов не будет меньше, то и премии останутся. Чтобы сохранить число заказов, мы ведем переговоры со школами и турбазами на массовое производство».
Организуйте доступный всем источник корпоративных новостей — чат, сайт, форум или рассылку. Если в сообщении идет речь о событиях за пределами компании, используйте источники, которые заслуживают доверия. Объясняйте доходчивым языком, как изменения в законодательстве или на рынке отразятся на работе компании. Например, в ответ на новости о санкциях в отношении банков, сотрудникам важно услышать, на какие карты будет поступать зарплата.
Если руководитель понимает, что оптимизация может затронуть штатников и их доходы, об этом тоже важно сообщить.
Например, так: «Поставщики повысили закупочные цены, поэтому мы поднимаем отпускную стоимость на 5% и отказываемся от скидок на некоторые позиции. Параллельно ищем поставщиков с более выгодными условиями. Не могу обещать, что сможем сохранить команду, это будет зависеть от того, как текущие события повлияют на наши продажи и рентабельность. Возможно, некоторым работникам сократим рабочие смены из-за снижения нагрузки, но пока об этом говорить рано. Каждую неделю буду сообщать, как у нас с вами идут дела».
Что помогает снизить расходы на сотрудников:
- Перевести на удаленку тех, кто может выполнять свои обязанности без привязки к торговой точке (кадровики, бухгалтеры, онлайн-консультанты).
- Перераспределить обязанности, чтобы рабочий график был более рациональным.
- Если работы стало больше, пригласить новичков на условиях бесплатной стажировки.
- Если работы стало меньше, пересмотреть график смен, чтобы люди точно понимали, на какое время могут рассчитывать, если им нужна подработка.
Слушаем и реагируем
Продуктивность коллектива падает не только из-за тревог о работе и зарплате. Вот несколько других причин.
«В новостях рассказывают всякое». Если это действительно основной источник переживаний, советуем сократить количество информации. Аргументируем тем, что интернет бесконечен, новости в мире происходят каждую секунду, а возможности мозга и нервной системы все-таки ограничены. Восстановиться помогают любимые книги, фильмы, сериалы, прогулки или другая физическая нагрузка.
«Родственники в сложной ситуации». Нужен отгул или отпуск. Например, можно предоставить внеочередной отпуск в счет ежегодного оплачиваемого отдыха. Возможно, стоит поговорить о переводе на удаленную работу, если это действительно поможет человеку решить семейные проблемы без отрыва от обязанностей.
«Не понятно, что будет завтра». Выясняем, что человек имеет в виду и пытаемся оценить эмоциональный накал. Например, шеф-повар волнуется, что сын не поступит в институт. А мастер по стрижкам переживает, ту ли профессию выбрала. Для каждой ситуации найдутся свои слова поддержки, а если состояние острое, рекомендуем человеку профессиональную помощь психолога.
Бывает, что климат в коллективе накаляется даже из-за одного человека. Это может быть лидер мнений или наоборот, сложный неуживчивый персонаж. Если есть такой, и он сеет панику или раздор, беседуем с ним индивидуально и неоднократно: выясняем, что беспокоит, предлагаем помощь, оговариваем разумные рамки поведения. А затем оцениваем, снизился ли уровень стресса в коллективе.
Планируем меры поддержки
Возможно, сотрудник стал хуже работать из-за переживаний о непогашенном кредите или дорогом лечении. Хорошо, если человек найдет в работодателе участие и желание помочь.
Средние и крупные компании для таких ситуаций заранее разрабатывают планы поддерживающих мероприятий. Если такого плана нет, но мы дорожим командой, самое время составить список мер поддержки.
Какие могут быть меры:
- Материальная помощь или займ до зарплаты.
- Скидки на продукцию компании.
- Оплата питания во время обеденных перерывов.
- Юридические консультации по личным вопросам, в том числе, о реструктуризации кредита.
- Консультации с психологом.
- Полная или частичная компенсация оплаты услуг детского сада.
А ресурсы для нематериальной поддержки можно поискать внутри команды. Вдруг кто-то владеет приемами дыхательной практики, занимается йогой, вокалом или рукоделием. Тогда руководителю останется выделить время и место для собраний по интересам, это поможет коллективу укрепиться и переключиться на позитив.
Объединяем и мотивируем
Если коллектив раскололся из-за разных взглядов на политику или экономику, стараемся сохранять нейтралитет.
Важно показать людям, что их объединяют цели компании, а раздоры мешают и противоречат этим целям. Покажите, какой вклад вносит каждый сотрудник в общее дело.
Например, разговор с сотрудниками кофейни можно построить так: «К нам приходят люди, чтобы отдохнуть за чашкой хорошего кофе и перекусить. Наша задача их быстро накормить и вежливо обслужить, чтобы человек получил чуть больше, чем ожидал. Если ему нагрубят, он к нам не вернется. А если наоборот, то и друзей приведет. Тогда нам с вами будет приятно, прибыль подрастет, а значит, и на премию останется».
Фокусируем людей на том, что в пределах компании важнее качественная и слаженная работа каждого.
Что еще помогает мотивировать:
- Рассказываем, какие отзывы оставляют в интернете о нашем магазине или кофейне.
- Делимся статистикой продаж, чтобы персонал чувствовал, что его работа влияет на показатели выручки. Например, «по сравнению с прошлой неделей мы немного просели по среднему чеку, но неделя еще не кончилась, давайте сделаем акцию “счастливый час”, а еще попробуем чаще улыбаться».
- Ведем рейтинг лучших работников дня, недели, месяца.
- Подключаем сервис электронных чаевых, если занимаемся общепитом или сферой услуг.
Не забываем про себя
Вспомним инструкции по безопасности в самолете. Сначала кислородную маску нужно надеть на себя, а потом на ребенка. Потому что, если не спасешься сам, то и ребенку помочь не получится.
Руководителю бизнеса тоже нужно сохранить свой ресурс в первую очередь. Отсюда появятся силы на помощь сотрудникам, которые зависят от решений «капитана корабля».
Ищем причину стресса и решаем, как ее устранить. Не можем устранить причину? Тогда фокусируемся на том, на что действительно способны повлиять. Универсального совета по самосохранению нет, потому у каждого свои источники ресурсов: книги, тренинги, пробежки...
И держим в уме памятку по работе с сотрудниками:
- Говорим о положении дел в компании, какие направления появятся, изменятся или закроются. О проблемах сообщаем коротко, всегда поясняем, как планируем с ними бороться.
- Соблюдаем нейтралитет, проявляем внимательность и предлагаем помощь, если она находится в компетенции руководителя.
- Выполняем обязательства перед работниками, если не можем, то объясняем причины и варианты решения.
- Организуем поддержку со стороны компании и взаимную помощь между сотрудниками.
- Сохраняем маленькие корпоративные традиции. Подходит всё, что снижает напряжение и не мешает работе: физзарядки, пицца по пятницам, планерки, поздравления и другие поводы собраться вместе.
Эффективными мерами, судя по собственному многолетнему опыту я считаю говорить людям правду, какая бы она не была. При этом нет ничего плохого сказать, что людей, которые работали в кризис хуже всех придется уволить, зарплаты сократить, а социальную поддержку отменить. Эти вещи мотивируют намного лучше, чем обещания стабильной зарплаты и дружного коллектива. Не нужно придерживаться нейтральной позиции, это только сохраняет два "лагеря" спорщиков. Если не нравятся сотрудники, которые негативно высказываются о например о Президенте и Правительстве - следует сказать им об этом, обозначить свою личную позицию, запретить выяснение отношений.
И самое главное... работать надо в кризис, а не заниматься другими делами. Продавать и производить нужно.
владелец kb.gifts
Квартиры покупать — это перебор. Даже представить не могу, что заставило вас этим заниматься. Всюду нужны границы разумного. Если человек раз сядет на шею, он с неё уже не слезет. И абсолютно верно, что, насмотревшись на него, другие захотят себе такого же. Поэтому политика внутренней поддержки должна быть сбалансирована.
А вот про правду — золотые слова. Если молчать или недоговаривать, люди придумают себе картину, которая будет в тысячу раз более катастрофичной, чем на самом деле. Когда с людьми говоришь — это расценивается как доверие и вызывает в большинстве случаев лишь позитивный отклик. И это тоже важная часть моральной поддержки сотрудников.