Сложные времена в бизнесе: как руководителю сохранить коллектив — Контур.Маркет Баннер

Как руководителю сохранить работоспособность коллектива в сложное для бизнеса время

30 марта 2022 2

Когда у сотрудников усиливается тревожность из-за личных или глобальных событий, руководителю бизнеса важно вовремя это заметить и принять меры. В любой ситуации магазину нужно продолжать торговлю, заведению — кормить гостей, а парикмахерской — делать стрижки. Расскажем, как сохранить продуктивность персонала и стабильный эмоциональный климат в коллективе.

Выясняем настроения

Каждый человек переживает ситуации по-разному, поэтому важно не оставлять сотрудников наедине с негативными эмоциями. Нервный кассир может нагрубить покупателю, а рассеянный товаровед пропустить просрочку или не сделать нужный заказ. 

Выясните, что тревожит людей, чтобы помочь им справиться с ненужным волнением. Самое простое — спрашивать об этом на регулярных летучках, которые обычно проводит любая компания с разной периодичностью. Но люди не всегда готовы высказаться при коллегах, поэтому желательно задать нужные вопросы индивидуально.  

Если коллектив компании небольшой, например, парикмахерская или магазин формата «у дома», можно поговорить с каждым человеком и выяснить, что его тревожит. Если предприятие крупное — сеть магазинов или точек общепита, можно провести опрос или анкетирование и по его результатам понять, как дальше действовать. 

По мнению психологов, источник паники и стресса — отсутствие информации или искаженные данные. Молчание руководства порождает слухи, а слухи — тревогу. Расскажем, на какие темы важно поговорить с коллективом. 

В первую очередь людей волнуют насущные вопросы: что будет с работой и зарплатой.  

Сообщаем о штатной политике и зарплате

Если сотрудники опасаются сокращения или снижения зарплаты, открыто рассказываем о своих намерениях и не забываем приводить аргументы и факты. 

Люди видят рост цен и понимают, что их компания переживает нелегкие времена. Не мешает рассказать, как руководитель намерен оптимизировать расходы, чтобы при этом сохранить штат и зарплату. 

Например, вот что мог бы сообщить руководитель мебельного магазина: «Вы профессионалы, без продавцов-консультантов мы не сможем принимать заказы, без сборщиков — оказывать сервисные услуги. Речь о сокращении штата не идет. Возможно, премии станут чуть ниже, потому что они зависят от количества заказов. Если заказов не будет меньше, то и премии останутся. Чтобы сохранить число заказов, мы ведем переговоры со школами и турбазами на массовое производство». 

Организуйте доступный всем источник корпоративных новостей — чат, сайт, форум или рассылку. Если в сообщении идет речь о событиях за пределами компании, используйте источники, которые заслуживают доверия. Объясняйте доходчивым языком, как изменения в законодательстве или на рынке отразятся на работе компании. Например, в ответ на новости о санкциях в отношении банков, сотрудникам важно услышать, на какие карты будет поступать зарплата.

Если руководитель понимает, что оптимизация может затронуть штатников и их доходы, об этом тоже важно сообщить.

Например, так: «Поставщики повысили закупочные цены, поэтому мы поднимаем отпускную стоимость на 5% и отказываемся от скидок на некоторые позиции. Параллельно ищем поставщиков с более выгодными условиями. Не могу обещать, что сможем сохранить команду, это будет зависеть от того, как текущие события повлияют на наши продажи и рентабельность. Возможно, некоторым работникам сократим рабочие смены из-за снижения нагрузки, но пока об этом говорить рано. Каждую неделю буду сообщать, как у нас с вами идут дела». 

Что помогает снизить расходы на сотрудников:

  • Перевести на удаленку тех, кто может выполнять свои обязанности без привязки к торговой точке (кадровики, бухгалтеры, онлайн-консультанты). 
  • Перераспределить обязанности, чтобы рабочий график был более рациональным.
  • Если работы стало больше, пригласить новичков на условиях бесплатной стажировки.
  • Если работы стало меньше, пересмотреть график смен, чтобы люди точно понимали, на какое время могут рассчитывать, если им нужна подработка. 

Слушаем и реагируем

Продуктивность коллектива падает не только из-за тревог о работе и зарплате. Вот несколько других причин. 

«В новостях рассказывают всякое». Если это действительно основной источник переживаний, советуем сократить количество информации. Аргументируем тем, что интернет бесконечен, новости в мире происходят каждую секунду, а возможности мозга и нервной системы все-таки ограничены. Восстановиться помогают любимые книги, фильмы, сериалы, прогулки или другая физическая нагрузка.   

«Родственники в сложной ситуации». Нужен отгул или отпуск. Например, можно предоставить внеочередной отпуск в счет ежегодного оплачиваемого отдыха. Возможно, стоит поговорить о переводе на удаленную работу, если это действительно поможет человеку решить семейные проблемы без отрыва от обязанностей.  

«Не понятно, что будет завтра». Выясняем, что человек имеет в виду и пытаемся оценить эмоциональный накал. Например, шеф-повар волнуется, что сын не поступит в институт. А мастер по стрижкам переживает, ту ли профессию выбрала. Для каждой ситуации найдутся свои слова поддержки, а если состояние острое, рекомендуем человеку профессиональную помощь психолога. 

Бывает, что климат в коллективе накаляется даже из-за одного человека. Это может быть лидер мнений или наоборот, сложный неуживчивый персонаж. Если есть такой, и он сеет панику или раздор, беседуем с ним индивидуально и неоднократно: выясняем, что беспокоит, предлагаем помощь, оговариваем разумные рамки поведения. А затем оцениваем, снизился ли уровень стресса в коллективе.

Планируем меры поддержки

Возможно, сотрудник стал хуже работать из-за переживаний о непогашенном кредите или дорогом лечении. Хорошо, если человек найдет в работодателе участие и желание помочь. 

Средние и крупные компании для таких ситуаций заранее разрабатывают планы поддерживающих мероприятий. Если такого плана нет, но мы дорожим командой, самое время составить список мер поддержки. 

Какие могут быть меры:

  • Материальная помощь или займ до зарплаты.
  • Скидки на продукцию компании. 
  • Оплата питания во время обеденных перерывов.
  • Юридические консультации по личным вопросам, в том числе, о реструктуризации кредита.
  • Консультации с психологом. 
  • Полная или частичная компенсация оплаты услуг детского сада. 

А ресурсы для нематериальной поддержки можно поискать внутри команды. Вдруг кто-то владеет приемами дыхательной практики, занимается йогой, вокалом или рукоделием. Тогда руководителю останется выделить время и место для собраний по интересам, это поможет коллективу укрепиться и переключиться на позитив. 

Объединяем и мотивируем

Если коллектив раскололся из-за разных взглядов на политику или экономику, стараемся сохранять нейтралитет. 

Важно показать людям, что их объединяют цели компании, а раздоры мешают и противоречат этим целям. Покажите, какой вклад вносит каждый сотрудник в общее дело.

Например, разговор с сотрудниками кофейни можно построить так: «К нам приходят люди, чтобы отдохнуть за чашкой хорошего кофе и перекусить. Наша задача их быстро накормить и вежливо обслужить, чтобы человек получил чуть больше, чем ожидал. Если ему нагрубят, он к нам не вернется. А если наоборот, то и друзей приведет. Тогда нам с вами будет приятно, прибыль подрастет, а значит, и на премию останется».  

Фокусируем людей на том, что в пределах компании важнее качественная и слаженная работа каждого. 

Что еще помогает мотивировать: 

  • Рассказываем, какие отзывы оставляют в интернете о нашем магазине или кофейне.
  • Делимся статистикой продаж, чтобы персонал чувствовал, что его работа влияет на показатели выручки. Например, «по сравнению с прошлой неделей мы немного просели по среднему чеку, но неделя еще не кончилась, давайте сделаем акцию “счастливый час”, а еще попробуем чаще улыбаться». 
  • Ведем рейтинг лучших работников дня, недели, месяца. 
  • Подключаем сервис электронных чаевых, если занимаемся общепитом или сферой услуг.

Не забываем про себя 

Вспомним инструкции по безопасности в самолете. Сначала кислородную маску нужно надеть на себя, а потом на ребенка. Потому что, если не спасешься сам, то и ребенку помочь не получится.

Руководителю бизнеса тоже нужно сохранить свой ресурс в первую очередь. Отсюда появятся силы на помощь сотрудникам, которые зависят от решений «капитана корабля». 

Ищем причину стресса и решаем, как ее устранить. Не можем устранить причину? Тогда фокусируемся на том, на что действительно способны повлиять. Универсального совета по самосохранению нет, потому у каждого свои источники ресурсов: книги, тренинги, пробежки... 

И держим в уме памятку по работе с сотрудниками: 

  • Говорим о положении дел в компании, какие направления появятся, изменятся или закроются. О проблемах сообщаем коротко, всегда поясняем, как планируем с ними бороться.  
  • Соблюдаем нейтралитет, проявляем внимательность и предлагаем помощь, если она находится в компетенции руководителя.    
  • Выполняем обязательства перед работниками, если не можем, то объясняем причины и варианты решения. 
  • Организуем поддержку со стороны компании и взаимную помощь между сотрудниками.  
  • Сохраняем маленькие корпоративные традиции. Подходит всё, что снижает напряжение и не мешает работе: физзарядки, пицца по пятницам, планерки, поздравления и другие поводы собраться вместе. 

Автоматизируйте работу с сотрудниками с помощью в Контур.Маркета: ведите рабочий график с ночными сменами и перерывами, смотрите отчет об отработанном времени.

Попробуйте Маркет 14 дней бесплатно

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Получайте экспертные статьи на почту каждые две недели
Подписаться

Другие статьи

Все статьи