Как не перепутать маркировку и прослеживаемость — Контур.Маркет — СКБ Контур

Как не перепутать маркировку и прослеживаемость

6 мая 2022

У государства есть цель: полностью отслеживать оборот товаров и судьбу самих товаров на пути от производителя или импортера к покупателю. Для этого введены системы прослеживаемости и маркировки товаров. Они действуют для разных групп товаров и не пересекаются между собой. Есть компании, которым приходится иметь дело с одной из этих систем или с обеими сразу. Поможем разобраться: кого из участников торгового оборота касается прослеживаемость, кого — маркировка, и в чем разница между этими системами контроля.

В чем проблема

Контроль над товарооборотом вводится постепенно для разных групп товаров, в этом участвуют разные государственные ведомства, негосударственные компании и электронные сервисы. А для участников оборота есть разные алгоритмы действий. Есть в чем запутаться.

Например, дилер складской техники закупает у официального дистрибьютора и поставляет конечным клиентам вилочные погрузчики. А затем обслуживает их, пока техника трудится в парках его клиентов. Это три разных типа отчетности и контроля продукции:

  1. За сделками с самими погрузчиками государство присматривает через систему прослеживаемости. 
  2. Поставки шин для складской техники контролирует через систему маркировки. 
  3. А поставки клиентам прочих запчастей и расходников дилер пока проводит в общем порядке как обычные товары. То есть без дополнительной отчетности, если их кодов ТН ВЭД и ОКПД 2 нет в списках маркируемой или прослеживаемой продукции. 

Разница между маркировкой и прослеживаемостью

Наглядно покажем в таблице, что именно государство контролирует с помощью каждой из систем.   

Маркировка Прослеживаемость
Что контролируется
Каждая единица товара (шина, пачка сигарет, бутылка молока) Партия прослеживаемого товара (партия вилочных погрузчиков, бульдозеров, холодильников)
Кто контролирует
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) и ФНС через систему Честный ЗНАК Федеральная налоговая служба РФ
Как контролирует
Через цифровой код маркировки Data Matrix, нанесенный на каждый товар: коды маркировки фигурируют в документах, товары сканируются при продаже через кассу Через обмен электронными документами с регистрационным номером партии товара (РНПТ) 
Как получить индентификаторы
Запросить коды Data Matrix в системе Честный ЗНАК для маркировки каждой единицы продукции Получить РНПТ:
  • присваивает ФНС, когда импортер вводит партию товара из стран ЕАЭС;
  • присваивает ФНС после инвентаризации остатков, на основании уведомления об остатках;
  • создает импортер, когда ввозит партию товара из других стран, кроме ЕАЭС (по регистрационному номеру таможенной декларации и номеру партии)
Отчетность
Подтверждение УПД на получение или перемещение товара. Автоматизированная отчетность о выводе из оборота через кассовую программу и оператора фискальных данных (ОФД)  Ежеквартальные отчеты в ФНС в обновленной декларации НДС. Для тех, кто не платит НДС — отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами 
Как узнать, касается ли это моего бизнеса
По классификаторам ТН ВЭД и ОКПД 2. 
По каждой товарной группе есть отдельное постановление правительства. В этих нормативно-правовых актах есть ссылки на классификацию товаров и сроки, когда вступают в силу правила маркировки данных товаров. Читайте статью о правилах маркировки
По классификаторам ТН ВЭД ЕАЭС и ОКПД 2.
Полный список прослеживаемых товаров утвержден Постановлением правительства от 01.07.2021 № 1110

Например, дилер получает от дистрибьютора 5 единиц вилочных погрузчиков, чтобы поставить их клиенту. 

Сверяемся с классификаторами ТН ВЭД и ОКПД 2: у вилочных погрузчиков код ТН ВЭД 8427, ОКПД 2 — 28.22.15. Эти коды есть в постановлении правительства от 01.07.2021 № 1110, следовательно, погрузчики подлежат прослеживаемости. 

Импортировал их дистрибьютор, следовательно РНПТ этой партии уже присвоен. Его надо отразить в счетах-фактурах и в декларации НДС по отчетному периоду. А поставку этих погрузчиков клиенту нужно указать в отчете об операции с товаром.

В рамках договора с клиентом дилер поставляет ему и запасные шины для этих погрузчиков. 

Шины и покрышки с 1 ноября 2020 года входят в список маркированной продукции. Проверяем классификаторы: ТН ВЭД — 4011900000, ОКПД 2 — 22.11.14, они подпадают под систему маркировки. 

Когда дистрибьютор отгрузил (продал) шины дилеру, он отсканировал коды на каждой шине. Когда дилер поставляет (продает) эти товары клиенту:

  • Если покупает физлицо, то дилер должен применить кассу. Сканирует код маркировки на кассе, она печатает чек и отправляет информацию оператору фискальных данных (ОФД). ОФД отправляет сведения об операции в налоговую, а в систему Честный ЗНАК отправляет сведения о коде. 
  • Если покупает юрлицо или ИП, кассу применять необязательно, в этом случае дилер формирует УПД и указывает признак «отгрузка не участнику оборота».

И в том, и в другом случае Честный ЗНАК получает информацию, что шины поставлены конечному пользователю, и выводит из оборота коды проданных товаров.

Один товар не может быть одновременно прослеживаемым и маркируемым

Например, шины и покрышки, которые были изначально установлены на самих погрузчиках, проданных клиенту, не подлежат маркировке: для надзорных органов, это часть погрузчика, то есть часть партии товара, который проводится через систему прослеживаемости. 

Если погрузчики поступили клиенту без колес/шин и дилер перед поставкой приводит технику в рабочий вид (устанавливает колеса с нужными шинами и различное дополнительное оборудование), то для надзорных органов поставка погрузчиков и установка на них шин — это две разные операции с разными группами товаров. 

Погрузчик в том виде, в каком он был импортирован, а затем поставлен импортером дилеру — это прослеживаемый товар. А всё, что дилер продает комплектом к этой технике или устанавливает на нее перед поставкой — это отдельные категории товаров, и алгоритм отчетности по ним зависит от того, как оформлена сделка.

С шинами у дилера есть два сценария.

Сценарий 1. Дилер устанавливает шины на погрузчик и все вместе продает конечному клиенту. Формально дилер поставляет эти шины не отдельно, а в составе товара «погрузчик». То есть дилер в этом случае не является участником оборота маркированного товара (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1958). А маркировку шин выводит из оборота тот, кто их продал дилеру. 

Продавец формирует накладную (УПД), в которой указывает признак «отгрузка не участнику оборота». Оператор ЭДО передает в Честный ЗНАК информацию, что шины поставлены конечному пользователю. 

Дилер оформляет отчетность по самим погрузчикам, как по прослеживаемому товару. 

Сценарий 2. Дилер поставляет клиенту шины отдельно как расходники для ранее проданной складской техники. В этом случае он должен соблюдать правила маркировки. При продаже конечному клиенту маркировка шин выводится из оборота.

Штрафы

За нарушения правил при работе с системой прослеживаемости штрафы заработают с с 1 июля 2022 года:

  • 1000 рублей за каждый документ с нарушениями или отсутствующий документ с РНПТ (ст. 15.48 — 15.50 КоАП РФ)
  • 200 рублей за каждый документ, переданный не через ЭДО, но не больше 100 000 рублей (ст. 15.51 КоАП РФ).

За нарушения правил маркировки товаров есть административная и уголовная ответственность по статьям 15.12 КоАП РФ и ст. 171.1 УК РФ. Посмотрите шпаргалку Контура по всем действующим санкциям

market

Работайте с маркировкой в Контур.Маркете

Комплексное решение подходит розничным магазинам и точкам общепита.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Два раза в месяц отправляем рассылку с самыми важными новостями
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи