Гибридным называют обучение, когда одна часть студентов приходит на лекцию, а другая участвует удаленно. Формат позволяет сделать обучение более гибким и расширить географию учеников. Рассказываем, что о гибриде говорит закон и какие сервисы помогут выстроить процесс.
В этой статье:
- Чем гибридное обучение отличается от смешанного
- Специфика гибридного обучения
- Модели гибридного обучения
- Что говорит закон
- Гибридное обучение в вузе
- Гибридное обучение в школе и других учебных заведениях
- Преимущества гибридного обучения
- Недостатки гибридного формата обучения
- Как организовать обучение в гибридном формате эффективно
Чем гибридное обучение отличается от смешанного
Гибридное обучение — одна из моделей учебного процесса. Всего их выделяют четыре.
Аудиторное. Обучение состоит из традиционных очных семинаров и лекций, которые проводят преподаватели в кабинетах учебного заведения. Процесс полностью выстроен руководством и педагогами, ученики не могут на него влиять.
Онлайн. Практически все обучение проходит в асинхронном формате: преподаватели создают образовательный контент заранее, а ученики просматривают его в удобное время. Если в программе есть совместные занятия, то они проходят по видеосвязи. За счет онлайн-формата у обучающихся появляется возможность влиять на процесс — самим выбирать, когда и какие лекции изучать.
Смешанное. Такой тип образования объединяет аудиторное и онлайн-обучение: одни занятия проходят удаленно, другие — очно. В дистанционном формате сочетают уроки по видеосвязи и по заранее записанному материалу. Процесс полностью контролируют преподаватели, ученики не могут выбирать подходящие для себя варианты занятий.
Гибридное. Суть гибридного образования в том, что преподаватель проводит занятия в аудитории, при этом одна часть учеников приходит лично, а другая подключается к уроку дистанционно. Студенты свободны в выборе формата обучения: можно приехать на лекцию, а если заболел — присоединиться удаленно.
В отличие от смешанного, гибридное обучение происходит синхронно: все ученики присутствуют на занятии одновременно. В смешанном формате часть уроков проводят асинхронно: студенты изучают готовый материал, когда удобно.
Смешанный и гибридный варианты можно сочетать, тогда получится модель HyFlex — от англ. flexible hybrid («гибкий гибрид»). Смешанное гибридное обучение позволяет ученикам быть еще более гибкими в выборе формата учебы: можно не только слушать лекции онлайн и офлайн, но и смотреть их в записи, выполнять задания через интернет. Когда говорят о гибридном формате, чаще всего имеют в виду HyFlex.
Запрос на гибридный формат обучения растет как среди учеников, так и среди преподавателей. По данным совместного исследования МГПУ, ВШМ СПбГУ и ВТБ, в 2020 году только 25% учеников отдавали предпочтение гибридному и смешанному обучению. Но уже через год показатель вырос в два раза — до 50%. Изменения зафиксировали и в настроениях преподавателей: если в 2020 году только 22% опрошенных считали, что такие форматы станут частью повседневности, то в 2021 году так думали уже 70% респондентов.
Специфика гибридного обучения
У гибридного образования есть свои особенности. Формат объединяет разные пространства для образования: аудиторию и онлайн-среду. При HyFlex добавляется еще асинхронное образовательное пространство, например, LMS-система.
Студент может самостоятельно выстраивать образовательный трек и менять его, выбирая формат в зависимости от ситуации. Для гибридного обучения нужны специальные сервисы и оборудование. Процесс необходимо организовать так, чтобы преподаватель мог запустить трансляцию для дистанционных учеников, а они — подключиться к лекции.
В этом помогает Контур.Толк — удобный сервис видеосвязи. Разработчики решения создали приложение для гибридных занятий. Достаточно установить Толк-Киоск на компьютер в аудитории, запланированная лекция отобразится на мониторе. Преподавателю нужно только кликнуть на занятие, а удаленным студентам перейти по ссылке в общем расписании.
Так и удаленные, и очные студенты окажутся в одной аудитории. Преподаватель сможет обращаться ко всем ученикам и отслеживать, что происходит в онлайне.
Переведите онлайн-обучение в Контур.Толк
Бесплатный доступ для новых пользователей
Модели гибридного обучения
Обучение в рамках гибридного формата может проходить по-разному. Рассмотрим четыре гибридных модели образования.
Совместный гибрид
Это классические гибридные занятия, которые одновременно проходят офлайн и в цифровом формате. Ученики сами выбирают, как удобнее посетить занятие.
Параллельный гибрид
Учеников делят на две группы: одна посещает занятия онлайн, другая — офлайн. Урок на одну и ту же тему проводят дважды: один раз дистанционно, второй — очно или наоборот. У учеников сохраняется возможность выбирать формат обучения, отличается только время занятий в расписании.
Адаптивный гибрид
Онлайн- и офлайн-студенты изучают одну тему, но с разных сторон в зависимости от специфики своего формата. Например, для очных учеников занятие проходит в лаборатории, они собирают данные для исследования. Студенты на удаленке не могут попасть в лабораторию, поэтому анализируют информацию, которую собрали сокурсники. А после результаты обсуждают все вместе.
Перевернутый класс
Эту модель начали применять еще в аудиторном обучении, но она подойдет и для гибридного формата. Сначала студенты изучают материал самостоятельно: смотрят онлайн-лекции или презентации, читают литературу. В гибридных классах работа по тематике продолжается, но фокусируется уже на кейсах, практике, проблемных вопросах. Смысл в том, чтобы не тратить время на подачу материала на живых лекциях, а уделить больше времени критическому осмыслению и обсуждению.
Что говорит закон
В российском законодательстве нет понятия «гибридная форма обучения». Если школа или вуз планирует проводить занятия в таком формате, нужно соблюдать правила об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях. В основном они прописаны в Постановлении Правительства от 11.10.2023 № 1678.
С 1 сентября 2024 года требования изменятся. Вузы, частные онлайн-школы и другие образовательные организации должны будут использовать только российское ПО. В частности, сервис видеосвязи, LMS или мессенджеры. Подробно нововведения разобрали в этой статье.
Гибридное обучение в вузе
Российские вузы активно используют технологию гибридного обучения в образовательных программах. Например, в Уральском федеральном университете на 2022 год под гибридный формат было оборудовано более 30 аудиторий. В гибридном режиме проводят занятия для студентов магистратуры, последних курсов бакалавриата, дополнительных образовательных программ. В таком формате проходят не только лекции, но и практические занятия, консультации, защиты итоговых работ. Занятия записывают, а потом выкладывают в LMS-системе.
В Высшей школе экономики гибридный режим обучения начали внедрять в период пандемии коронавируса. Во ВШЭ есть специальные аудитории для гибридных занятий с интерактивными панелями, индивидуальными ПК для учеников и большими колонками. Но уроки в таком режиме можно проводить и в большинстве обычных аудиторий, поскольку они оборудованы минимально необходимым набором техники: камера, компьютер, экран. В гибридном формате проходят в основном практические занятия, обсуждения, работа в группах, научно-исследовательская работа, в том числе экспериментальное наблюдение.
В Томском государственном университете оборудовали гибридную среду из 79 аудиторий. Одновременно в них могут заниматься до семи тысяч человек: 2500 офлайн, и 4500 онлайн. Занятия записывают, после чего они доступны в LMS-системе. Видеозаписи сопровождаются субтитрами, а искать информацию в них можно по хештегам.
Некоторые вузы больше сосредоточены на онлайн-обучении, но цифровые технологии, которые они применяют, можно использовать и для гибридного обучения. Так, Волгоградский государственный университет проводит дистанционные занятия в Контур.Толке. Сервис позволяет делить участников на группы, рисовать на экране, демонстрировать таблицы и презентации, писать в чат, проводить опросы, а по итогам скачивать отчеты о посещаемости.

Кроме учебных лекций, Толк используют для административных планерок, ректоратов и других собраний. Подготовку протоколов упрощают автоматические записи и расшифровки. А возможность трансляции на Рутуб позволяет вузу проводить региональные и международные мероприятия.
Переведите онлайн-обучение в Контур.Толк
Бесплатный доступ для новых пользователей
В Тверском государственном университете для лекций на большую аудиторию используют Контур.Стрим. Сервис помогает проводить занятия, на которых удаленно присутствуют сотни слушателей. Чтобы подключиться к лекции, студенту достаточно открыть электронное расписание, кликнуть по ссылке и присоединиться к конференции. При этом ссылка актуальна весь семестр.
Гибридное обучение в школе и других учебных заведениях
Смешанная или гибридная форма обучения применяется в государственных школах реже, чем в вузах. Дистанционные образовательные технологии больше распространены в частных школах, колледжах, а также организациях, обучающих по программам дополнительного образования.
Например, бизнес-школа ИМИСП для гибридных занятий установила на компьютеры в переговорных комнатах приложение Толк-Коск. Чтобы присоединиться к видеоконференции, достаточно отсканировать QR-код с экрана в переговорке, дальше управлять встречей легко с телефона.

Онлайн-тренинги и конференции тоже проводят в Толке. Сервис позволяет делить участников на группы, демонстрировать экран и записывать конференции.
Преимущества гибридного обучения
Среди плюсов гибридного формата образования можно выделить:
- Доступность. Даже если образовательная организация находится в другом городе, у студента есть возможность учиться онлайн. Кроме того, удаленно могут подключаться студенты с ограниченными возможностями здоровья, которым сложно добираться на офлайн-занятия.
- Гибкость. Студент сам выбирает формат обучения. Возможность учиться сохраняется, даже если ученик проходит практику или работает, из-за чего бывать на очных занятиях сложно. Также гибридный формат позволяет выбирать включенное обучение, когда часть предметов студент изучает в иностранном вузе, а часть в своем российском. Кроме того, в гибридном режиме проще совмещать сразу несколько образовательных программ.
- Больше учеников. Гибридные занятия помогают образовательным организациям привлекать новых студентов, расширяя географию набора.
- Вовлеченность учеников. В отличие от онлайн-обучения в гибридном формате сохраняется живое общение между преподавателями и слушателями.
- Широкий выбор инструментов обучения. В рамках HyFlex-модели помимо стандартных методов образования можно использовать интерактивные.
- Снижение количества пропусков. Пробки, дождь, лекция в 8 утра, час до аудитории в душном автобусе: причин не приехать на занятие может быть много. Подключиться к лекции онлайн проще, поэтому шансы, что вся группа будет на занятии, выше.
Недостатки гибридного формата обучения
Под гибридный формат нужны специальные аудитории, оснащенные техникой: камерами, микрофонами, экранами, компьютерами. Также понадобится специальное программное обеспечение: сервис видеосвязи, LMS-система, онлайн-доска. Чтобы обустроить аудиторию для гибридных занятий, придется привлечь технических специалистов.
Преподавателю может быть непросто держать фокус одновременно в онлайн- и офлайн-аудиториях. Нужно следить за активностью в обоих пространствах: контролировать, кто поднял руку, что пишут в чате. Еще сложнее, если параллельно использовать онлайн-доску или другие инструменты для совместной работы. Часто на гибридные занятия приходится приглашать ассистентов в помощь преподавателю.
Кроме того, студенты могут отвлекаться. В аудитории проще настроиться на учебный лад. У тех, кто на удаленке, с этим сложнее: от учебы могут отвлекать домочадцы, да и в целом атмосфера дома более расслабленная.
Как организовать обучение в гибридном формате эффективно
Подготовьтесь к занятию. До того как начать урок, проверьте, готова ли техника к работе. Иначе придется потратить на настройку учебное время. Перебои же с техникой во время урока будут всех отвлекать. Попросите онлайн-участников подключиться к конференции до начала занятия, чтобы проверить работу камеры и микрофона.
Установите правила общения. В начале урока проговорите основные правила: все онлайн-участники работают с включенными камерами, говорить разрешается только с разрешения преподавателя по поднятой руке и другие. Это поможет сохранить порядок и избежать хаоса.
Уделяйте больше внимания дистанционным участникам. Студентам в аудитории проще общаться между собой и с преподавателями. Чтобы ученики на удаленке не чувствовали себя изолированными, не забывайте к ним обращаться: поприветствуйте их персонально, задавайте вопросы, спрашивайте мнения. Чтобы взаимодействовать было проще, просите онлайн-участников ставить реакции и писать в чат, а потом делитесь результатами со всей аудиторией.
Разбавляйте занятие интерактивом. Классический формат лекции может наскучить — со временем слушатели теряют концентрацию и отвлекаются. Чтобы разнообразить занятие, посмотрите вместе видео на тему урока, попросите учеников пройти викторину или проведите обучающую мини-игру.
Используйте онлайн-доску. Пишите на интерактивной доске, а не на обычной: так записи увидят все студенты. Кроме того, ее можно использовать как цифровой инструмент для совместной работы: если у учеников в аудитории есть планшеты или компьютеры, оставлять комментарии и заметки смогут все.
Гибридный формат позволяет расширить возможности обучения: найти больше учеников, составить удобный график посещения лекций. Благодаря современным сервисам удается сохранить эффективность процессов, удерживать внимание и очных, и удаленных студентов во время занятий.
Переведите онлайн-обучение в Контур.Толк
Бесплатный доступ для новых пользователей