Экологичное общение: правила, принципы и проблемы экологичного общения — Контур.Толк

Правила экологичного общения, которые помогут избежать конфликтов в команде

31 октября 2024

Представьте, что коллега все время оставляет замечания по проекту за час до сдачи и требует срочно внести правки. Разозлившись, можно отреагировать эмоционально. Другой вариант — предложить поменять формат коммуникации. Разбираем на примерах, что такое бережное общение.

Фотография Судницына Ирина Судницына Ирина Менеджер по обучению в Контуре
Деловое общение без стресса: бот с готовыми ответами
Экономьте время и нервы с помощью проверенных шаблонов для рабочей коммуникации
Получить доступ к боту
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Что такое экологичное общение

Экологичное общение — это коммуникация, которая основана на уважении к себе и собеседнику, учитывает интересы всех участников диалога и не оказывает на них негативного влияния. Выражение «экологичное общение» появилось в противовес «токсичному общению», которое вызывает у собеседника дискомфорт, нарушает его личные границы. Такой стиль общения негативно влияет на отношения между людьми, в худшем случае — разрушает их. Экологичное общение, наоборот, создает основу для долгосрочных партнерских отношений, которые теперь принято строить в бизнес-среде.

Экологичное общение — это устойчивое выражение, а не психологический термин. В психологии есть похожее по смыслу понятие — ненасильственное общение (ННО). Это подход к коммуникации, который базируется на уважении, честности, умении понимать и слушать, обращать внимание на чувства собеседника. Основоположником концепции ненасильственного общения считают американского психолога и педагога Маршалла Розенберга. Он описал модель ННО в книге «Язык жизни». Умение общаться экологично пригодится во всех сферах жизни, работа не исключение.

Оцените Чаты в Толке для общения с коллегами

Получите бесплатный доступ к мессенджеру

Принципы экологичного общения

По Розенбергу в основе модели ненасильственного общения лежит четыре принципа, которые реализуются последовательно. Следование им поможет избежать конфликта из-за непростого разговора с коллегой или руководителем, сохранить доверительные отношения с участниками команды, при этом прямо рассказать о своих потребностях.

Наблюдение. При описании ситуации во время общения опирайтесь на факты. Избегайте оценочных суждений, критики, обобщений. Если коллега прислал правки в последний момент, не стоит обвинять его в несобранности или эгоизме. Скорее всего, собеседник обидится, расстроится или начнет защищаться, и конструктивный диалог вряд ли сложится.

Выражение чувств. Следующий шаг — обозначить эмоции, которые переживаете: грусть, радость, страх, злость, удивление или более сложные чувства. Может казаться, что эмоции очевидны для окружающих, но это не так. Когда говоришь о чувствах прямо, собеседнику не приходится додумывать. Если злитесь, что коллега в очередной раз прислал обратную связь по проекту в последний момент, сообщите ему об этом.

Еще такое проговаривание помогает снизить градус эмоций в моменте, а значит, они не захлестнут во время разговора.

Формулирование потребности. После того как проговорите эмоцию, объясните, с какой потребностью она связана. Говорить об этом привыкли не все, поэтому легко начать критиковать собеседника или оценивать, но со стороны это может выглядеть как придирка или упрек. В ответ человек начнет оправдываться или нападать.

Важно честно признаться себе, что стоит за чувствами, взять ответственность за свои потребности и рассказать о них собеседнику. В частности, ответить, что хотели бы получать правки заранее и обосновать, почему это важно для работы.

Озвучивание просьбы. Последний компонент ненасильственного общения — сформулировать просьбу. Ответьте на вопрос: «Что хотите получить от собеседника?». Однако это не должно быть требование. Собеседник свободен в выборе: он может отказать или предложить свой вариант.

Чтобы упростить задачу собеседнику, сформулируйте просьбу конкретно, избегайте намеков и абстрактных формулировок. Например, напишите, за сколько дней до сдачи проекта вам комфортно получать обратную связь.

Чтобы общаться с командой, попробуйте Контур.Толк. Сервис позволяет разделить рабочее и личное пространство. Общаясь в корпоративном мессенджере, вы можете сфокусироваться на решении задач, а после завершения рабочего дня — отдохнуть, не отвлекаясь на уведомления в чатах.

Доступ к мессенджеру получают только сотрудники компании: коллегу легко найти по имени и фамилии. Создавайте каналы, групповые чаты, обсуждайте конкретные вопросы по проектам в тредах. Если во время разговора поняли, что нужно созвониться, достаточно нажать одну кнопку — Толк запустит онлайн-встречу.

Оцените Чаты в Толке для общения с коллегами

Получите бесплатный доступ к мессенджеру

Основные правила экологичного общения

Используйте «Я-высказывания». «Я-сообщение» — это конструкция, которая помогает описывать чувства и пожелания с опорой на свои мысли и эмоции, без обвинений и критики собеседника. Человек, который общается через «Я-высказывания», берет ответственность за свое состояние на себя, не перекладывает ее на другого человека.

«Ты-высказывания» в основном агрессивны и обвинительны, часто основываются на ложных допущениях о мотивации собеседника. «Я-сообщения» более доброжелательны, выражают открытость и честность, снижают эмоциональное напряжение говорящего. Вместо: «Ты меня все время перебиваешь!» скажите: «Мне сложно сосредоточиться, когда перебивают, создается впечатление, что меня не слушают. Позволь закончить мысль, а потом обсудим твою идею».

Не додумывайте за собеседника. Взгляды на одно и то же действие у людей могут различаться. Если сомневаетесь, уточните у человека, что он имел в виду. Например, в разговоре коллега постоянно перебивает. Человек может подумать, что собеседник его не уважает или ему неинтересно слушать. Но если спросить прямо, почему коллега так делает, может оказаться, что он боится забыть мысль, не задумывается, что его стиль общения неприятен.

Будьте готовы принять отказ. У каждого есть право заявить о потребностях, у других есть право отказывать. Помните об этом, когда на просьбу отвечают «нет». Собеседник может расстроить, но пусть это не будет поводом для обиды. У другого человека есть личные границы, которые нужно уважать.

Не давайте непрошеных советов. Когда искренне хочется помочь коллеге, можно не подумать, что ему не нужен совет. Возможно, собеседник поделился переживаниями, чтобы разделить эмоции, получить поддержку. Если хотите сделать для человека что-то полезное, спросите, нужна ли ему помощь. Если да, предложите свои варианты, если нет — примите отказ и не настаивайте.

Проявляйте эмпатию. Не всегда собеседники прямо говорят о своих эмоциях и потребностях. Развитое чувство эмпатии поможет предположить, что на самом деле скрывается за словами человека, и перевести разговор в продуктивное русло.

Например, руководитель поручил Вадиму организовать встречу по обмену опытом, хотя этим всегда занимался Андрей. Андрей говорит коллеге: «Нашли специалиста. У тебя ничего не выйдет». Вадим может ответить агрессивно или оправдаться, что уже работал над похожими проектами. Но может сказать так:

«Андрей, кажется, ты расстроен, что организацию в этот раз поручили мне. Если тебе важно включиться в процесс, предлагаю поработать вместе. Можешь поделиться со мной опытом проведения прошлых встреч?».

Если что-то не нравится, скажите об этом. Если чувствуете, что личные границы нарушают, дайте знать. Оставайтесь корректным, не оскорбляйте собеседника. Например, можно сказать так: «Мне не нравится, что ты разговариваешь со мной грубо».

Чтобы сделать общение продуктивным и комфортным, договоритесь о правилах коммуникации с коллегами. Обсудите, разделяют ли они принципы экологичного общения. По итогам встречи зафиксируйте правила в гайде, чтобы коллегам было на что опираться.

Оцените Чаты в Толке для общения с коллегами

Получите бесплатный доступ к мессенджеру

Фотография Судницына Ирина Судницына Ирина Менеджер по обучению в Контуре
Самое главное — у вас в почте
Подписаться

Заботливо составляем дайджест с обновлениями продуктов, гайдами и статьямиСамое главное — у вас в почте
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте