Бизнес модель

7 лучших бизнес-моделей для стартапа

24 июля 2014

Книги и инструкции по запуску компаний полны советов о том, как легче и быстрее достигнуть невероятного успеха. Мы попросили экспертов систематизировать имеющиеся знания и составить список самых популярных бизнес-моделей.

Модель № 1: Рекламная

Подразумевает показ рекламы на сайте или в приложении в разных формах: баннеры, текстовая, контекстная, видео- и аудиореклама. Примерами служат промоконтент в Twitter, рекомендательный сервис на Retail Rocket, выделение и дискриминационная выдача на досках объявлений Avito, Slando, «Яндекс.Маркет», промо и рекомендации по геопризнаку на Foursquare, e-mail-рассылки через MailChimp. Практически все электронные СМИ используют эту бизнес-модель.

Вы можете заработать как на показе рекламы, так и на отказе от нее пользователем. Отказ можно сделать, настроив внутри приложения  функцию «отключить рекламу», либо, если вы сделали приложение, создать его в двух версиях: 1) бесплатной, но с показом рекламы; 2) платной, но без рекламы.

Модель №2: Продажи

Очевидно из названия, что эта модель основывается на продажах товаров или услуг. Примерами здесь являются интернет-магазины eBay, Amazon, Lamoda, Оdress, купонные и групповые сервисы, такие как Groupon, Biglion, цифровые, виртуальные товары или компании, работающие по принципу аукциона – «плати столько, сколько считаешь правильным» (eBay).

«Сегодня актуальность приобретают новые модели, так называемые freemium-модели, — говорит стартапер Степан Данилов (сервис знакомств на конференциях MeYou). – Это предложение воспользоваться программным продуктом или услугой бесплатно, в то время как расширенные, улучшенные функции продукта предлагаются за дополнительную плату».

Успешные примеры freemium-модели: Skype, Evernote, Dropbox, Google Drive, «Яндекс.Диск», Flickr, LinguaLeo, «Мегаплан». Это одна из самых распространенных моделей, когда ограничивается либо время, либо мощность, либо спектр услуг. Она переросла из традиционной модели trial (пробная модель): пользователь скачивал программу и получал разрешение поработать в ней 5-7 дней, после чего программа требовала ввести ключ, который нужно было купить.

Модель №3: Подписка

В данной модели подписчики вносят абонентскую плату за пользование продуктом, сервисом или уникальным контентом. Бывают следующие виды:

  • Аренда облачной инфраструктуры / ПО / платформы в аренду (SaaS, IaaS, PaaS, Amazon Web Services (AWS), Mango, Clodo, Selectel, Do.Docs).
  • Контент-провайдеры (ivi.ru, Netflicks, Now.ru, Turbofilm, медиаресурсы Slon,  The New Times и другие).
  • Пожертвования (Wikipedia, tvrain.ru).

Модель № 4: Транзакционная

В этой модели монетизация основана на комиссионном вознаграждении от денежных транзакций между участниками сделки.  В качестве примеров можно назвать оператора электронных денежных средств PayPal, любые другие финансовые сервисы, обменные виртуальные биржи, такие как Bitcoin и магазины — агрегаторы, продающие не свои товары (Slando, Avito, «Яндекс.Маркет», eBay).

«Эта модель позволяет перераспределять излишние ресурсы физических лиц, когда услугу оказывают исполнители, не являющиеся сотрудниками компании. Сама компания сводит заказчика и исполнителя, и получает от этого свой  процент вознаграждения», — уточняет Степан Данилов.  

Модель № 5: Лицензирование

Все больше компаний предпочитают получать прибыль от своих идей и интеллектуальных активов, не вкладывая средства в коммерциализацию. Так сформировалась модель лицензирования. Бизнес-модель продажи и использования ПО, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через интернет. Примеры – «1С», «Мегаплан», Photoshop.

«Проекты стартаперов, привязанные к уже существующим на рынке продуктам, например, операционным системам, тоже имеют шанс получить свою прибыль, — уверен специалист инвестиционного фонда Finam Global Леонид Делицын. – Они  находят больше понимания у корпоративных инвесторов, связанных с какой-то крупной компанией как Microsoft. Такие инвесторы заинтересованы в тех проектах, в которых сами разбираются и используют их продукт. Таким образом, здесь имеют шанс заработать выдающиеся технические специалисты, которые хорошо разбираются в этих системах и понимают, как можно справиться с их недостатками».   

Модель №6: Продажа доступа к аналитике

«Возможность получить доступ к данным (Big Data) и инструментам анализа сегодня становится особенно востребованной, — говорит  стартапер Степан Данилов. – На продаже этих ресурсов можно заработать хорошие деньги. Примерами этой бизнес-модели могут быть такие сервисы, как Google Analytics, «Яндекс.Метрика», социальные сети «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», дающие статистику коммуникаций с таргетированной аудиторией, а также сервисы, которые предоставляют услуги тестирования».  

Модель №7: Внутренняя покупка, или inAPP

Обладатели гаджетов периодически получают сообщения с предложениями купить виртуальный подарок, анимацию, стикер или смайлик. Модель inAPP основывается на продаже виртуальных товаров, которые фактически являются покупкой внутри конкретного приложения. Примерами служат мессенджер Viber, который предлагает платную анимацию, социальная сеть «ВКонтакте», где есть виртуальные монеты и подарки.

Очевидно, что все эти модели в реальной практике могут комбинироваться. Поэтому говорить о том, что нужно выбрать одну и следовать ей, неправильно.

«Важным условием для любого стартапа является знание потребителя и понимание того, как именно вы собираетесь зарабатывать деньги на проекте, — уверен Леонид Делицын. – Посмотреть, что творится на Западе, и сделать то же самое у нас — сценарий, не имеющий больших шансов, на мой взгляд. В любой стратегии и модели нужно учитывать особенности, которые есть в конкретном обществе. Следует понимать, что сегодня новизна должна быть умеренной: слишком радикальные изменения могут быть не восприняты обществом. Ожидания по прибыли у российских инвесторов также зачастую гораздо выше. Это сочетание желаний получить более высокие прибыли с меньшими рисками может быть и не разумно порой, но объясняет, почему в России меньше инвестиций, нежели на Западе».  


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
10811 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.