Бизнес-ангел Алена Попова об особенностях частного инвестирования — СКБ Контур

«Хорошая команда всегда вытянет плохую идею»

10 сентября 2012 1 299

Каждая компания в определенный момент времени испытывает потребность в финансовых средствах на развитие. В самом начале бизнес-пути нового проекта решается вопрос о способах привлечения инвестиций. Среди множества вариантов самым реальным для малого бизнеса является привлечение к проекту бизнес-ангела. Об особенностях частного инвестирования «СКБ Контур» рассказала Алена Попова, предприниматель и бизнес-ангел

— Алена, расскажите немного о деятельности бизнес-ангела. В чем особенность такого инвестирования?

— Бизнес-ангел — это человек, который вкладывает в проект сравнительно небольшие деньги с задачей последующего выхода из него. Но при этом бизнес-ангел очень сильно вовлекается в проект, чтобы помочь связями, контактами, являясь еще и инвестором. С бизнес-ангелом договориться проще, чем с фондом. И моя личная история показывает, что стать им можно и с небольшим капиталом, когда проектам хочется помочь не только деньгами. Сначала моими инвестициями были десятки тысяч рублей, потом несколько тысяч долларов, а потом уже более серьезные суммы. Бизнес-ангел может инвестировать в совершенно разные направления. Но я руководствуюсь принципом Уоррена Баффета, который заключается в том, что надо вкладывать в сферы, товарами или услугами которых ты сам пользуешься. То есть если я понимаю, что это решает какие-то мои проблемы, значит, продукт нужен и кому-то еще.

— Как выбирается проект под инвестиции? Ведь далеко не в любой бизнес можно вкладывать свои деньги, даже если он кажется вполне перспективным и прибыльным.

— Это очень тяжело. Есть отличная статистика: 20% новых проектов являются удачными, 80% — провальными. У меня изначально была совершенно ужасная статистика, потому что практически 100% компаний и команд, которые мне нравились, не достигали успеха по ряду причин, в том числе экономических. Но это, как ни странно, было не главное. В бизнес-сообществе бытует устойчивое мнение, что инвестиции для плохой команды даже с хорошей идеей всегда провальные. Потому что идея не вытягивает плохую команду. А хорошая команда всегда вытянет плохую идею на нормальный уровень. Поэтому при выборе проекта надо помнить, что даешь деньги людям. Раньше я давала деньги ребятам, у которых горели глаза, они говорили «я хочу, я могу», им как-то верилось и хотелось помочь. А потом, когда начиналась рутина, они психологически очень быстро перегорали, потому что этот этап выдерживает мало людей. Цикл жизни стартапа до выхода на самоокупаемость в среднем где-то 18 месяцев. При этом он проходит период эйфории и период стагнации. Период стагнации самый тяжелый, потому что ничего не развивается, и тогда либо ты делаешь рывок вперед, либо начинаешь работать на понижение, потому что у тебя ничего не получается, и проект закрывается.

— Какие существуют критерии для того, чтобы заранее определить, будет ли бизнес успешным?

— Во-первых, оценивается объем аудитории на рынке, которой интересен предлагаемый проект. Во-вторых, нужно оценить саму нишу, на которую этот проект выходит, например рассчитано ли это на женскую целевую аудиторию, или это электронная коммерция, или что-то еще. Сравнив, можно понять, насколько ниша развивается или не развивается. Еще один существенный аргумент — это существование подобных проектов с успешной практикой на Западе. Копии легче получают деньги, потому что все бизнес-ангелы уверены, что если модель получила успех за рубежом, то она повторит его и у нас. Обычно рассматриваются аналоги из Германии или Соединенных Штатов. Несмотря на то что в Америке немного другой пользователь высокотехнологичных проектов, модели все равно работают. То есть если человек приходит и говорит, что хочет сделать аналог определенного проекта, ему с большей вероятностью дадут денег, чем если он заявит: «Я хочу построить великую империю, у меня есть инновация, которая станет ведущей в мире». К сожалению, на нашем рынке нужна уже работающая бизнес-модель.

— На что еще обращает внимание бизнес-ангел?

— Очень важны мобильность и сработанность команды. Кто откуда в команду пришел, как долго они друг друга знают, сколько у них успешных и провальных проектов. Для многих бизнес-ангелов команда — это первый критерий при выборе проекта. То есть если в команде работает какой-нибудь директор коммерческих проектов «Яндекса», они с огромной вероятностью получат деньги. Тем более сейчас объем вложений в высокие технологии достаточно стабильно растет.

— Что нельзя говорить бизнес-ангелу при представлении своего проекта?

— Нет того, чего точно нельзя делать и говорить, потому что каждый бизнес-ангел обращает внимание на что-то особенное. Например, я смотрю, как четко команда фокусируется на задаче. Когда человек приносит проект, скажем, по развитию городской среды и говорит: «А еще мы хотим строить ракеты для полета на Марс, готовить космонавтов» и заявляет много других идей — это не для меня. Я говорю, что нужна одна идея и думать нужно сфокусированно. А когда нишу начинают расширять и она становится глобальной, нужно идти уже не к бизнес-ангелу, а в венчурный или инвестиционный фонд.

— Когда и с чем бизнес-ангел выходит из проекта?

— Обычно бизнес-ангел выходит из проекта на стадии, когда туда хочет войти какой-то фонд либо когда привлекается другой бизнес-ангел с большей суммой. В среднем мультипликатор составляет 3–5 Х, то есть вложение, приумноженное в 3–5 раз. Есть, конечно, феерические мультипликаторы, которые составляют 20–30 порядков. Обычно бизнес-ангел находится в проекте от 6 до 18 месяцев, и дальше ему самому интересно выводить проект на стадию инвестирования фондом. Фонд дает больше денег, анализирует, сколько стоит бренд, и бизнес-ангел выводит из проекта свою долю с прибылью. Очень мало бизнес-ангелов, которые при привлечении новых инвесторов все еще находятся внутри проекта, потому что суть бизнес-ангела как раз в начальной помощи.

Актуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компаний СКБ Контур.

Статьи по теме

Все статьи
Написать комментарий