Тарификация в здравоохранении

Выпуск № 3
24 января 2013

Приказ о введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, подведомственных ФМБА России, (№ 305 от 03.09.2008) значительно усложнил тарификацию в медицинских учреждениях. Однако, при грамотной автоматизации данного процесса формирование тарификационных списков может занимать всего минуту. О том, как был достигнут такой результат, рассказывает Анастасия Ложникова, руководитель проекта Контур-Персонал компании СКБ Контур.

До 2008 года медицинские учреждения ФМБА, как и все остальные, пользовались единой тарифной 18-разрядной сеткой, по которой устанавливался оклад работника. Стоило сотруднику повысить квалификационную категорию, получить ученую степень или почетное звание, как его оклад повышался на 1 или несколько разрядов. 

Однако с приказом ФМБА появились профессиональные квалификационные группы(ПКГ), которые были разделены на квалификационные уровни (КУ). Каждая должность в отрасли здравоохранения, включая общеотраслевых служащих и рабочих, была отнесена к тому или иному КУ в рамках ПКГ. То есть должностной оклад был поставлен в зависимость от ПКГ и КУ. Все остальные доплаты: за квалификационную категорию, ученую степень, стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения, за работу во вредных условиях труда и т д. – обрели статус стимулирующих и компенсационных надбавок к должностному окладу в виде процентов или коэффициентов. 

Надбавка за стаж в федеральных учреждениях здравоохранения до сих пор устанавливается в процентах (например, 30% за 5 лет работы), а надбавки за квалификационную категорию — в коэффициентах (например, 0,15 за высшую квалификационную категорию).

Как медсанчасть № 31 помогла при разработке новой программы 

В 2009 году на базе программы «Контур-Персонал» была создана программа «Контур-Персонал Медицина», которая учитывала новую систему оплаты труда, а также возможность формирования тарификационных списков прямо из программы. При ее разработке активное содействие оказали специалисты МСЧ № 31 (г. Новоуральск): они как раз переходили на новую систему оплаты труда и могли проконсультировать аналитиков СКБ Контур по вопросам тарификации. В это же время руководство медсанчасти приняло решение автоматизировать с помощью программы «Контур-Персонал Медицина» процесс расчета тарификационных списков. Ранее в этом учреждении был автоматизирован отдел кадров с помощью программы «Контур-Персонал».

Конечно, обнаружилось много ошибок и недочетов в работе тарификации в программе, ведь и для нас, и для специалистов МСЧ № 31 это был первый опыт автоматизации нового бизнес-процесса. Однако в течение месяца все погрешности были устранены, и медицинское учреждение смогло отчитаться по тарификации из программы «Контур-Персонал Медицина». Это стало нашим первым успехом в этой области: мы не только автоматизировали процесс расчета тарификации, но и приобрели необходимые знания по вопросам новой системы оплаты труда.

Свердловские больницы первыми оценили гибкость программы

Год спустя на новую систему оплаты труда начали переходить больницы Свердловской области. Проанализировав региональную и федеральную системы оплаты труда, мы обнаружили ряд существенных отличий. Так, согласно региональному положению об оплате труда повышающий коэффициент за КУ не образует новый должностной оклад, а все надбавки, в том числе и за стаж непрерывной работы, задаются в коэффициентах. Формы тарификационных списков тоже не совпали с федеральными. И если добавить новую надбавку в «Контур-Персонал Медицину» было довольно просто, то с формами тарификационных списков пришлось повозиться. Мы поняли, что последние должны быть более гибкими по настройкам, чтобы удовлетворить потребности любого региона. В итоге в новых тарификационных списках, разработанных в 2010 году, стало возможным выводить любые виды оплаты труда в любой форме: процентом, коэффициентом, суммой. Притом для этого совершенно не нужно было «ковыряться в коде», а требовалось лишь расставить «галочки» в нужных местах. С этой задачей легко могли справиться экономисты и кадровики, позвонив на линию технической поддержки.

В конце 2010 года в Свердловской области состоялся семинар, посвященный автоматизации кадрового учета в учреждениях здравоохранения, где специалисты СКБ Контур рассказали о своих успехах по автоматизации тарификации с помощью «Контур-Персонал Медицины». Там же выступил и сотрудник МСЧ № 31, поделившийся опытом своего учреждения по данному вопросу.

После семинара образовалась очередь из желающих установить программу «Контур-Персонал Медицина» до конца года. Все наши силы были брошены на внедрение: важно было успеть за 2 месяца в каждом из внедряемых учреждений завести все штатное расписание и карточки сотрудников в программе, расставить работников согласно штатному расписанию с новой системой оплаты труда. А еще нужно было распечатать на каждого сотрудника дополнительное соглашение о переводе его на новую систему оплаты труда. Мы все успели. И в период с января по февраль 2011 года свердловские больницы смогли сформировать тарификационные списки и отчитаться по ним из «Контур-Персонал Медицины».

В это же время было выявлено «узкое место» в формировании тарификации в программе: она формировалась правильно, но медленно. Например, свод по организации в 2 500 человек рассчитывался в течение 40 минут! Непозволительно долго, особенно в условиях горящих сроков. Мы начали усиленно работать над ускорением процесса формирования тарификации. И к концу 2011 года тот же тарификационный список на 2 500 человек готовился уже в течение 1-2 минут. При этом гибкость настройки тарификационных списков сохранилась.

Тарификация в Москве, Челябинске и Башкортостане

Весь 2012 год мы помогалием нашим клиентам из Москвы, Московской и Челябинской областей автоматизировать процесс перехода на новую систему оплаты труда и расчета тарификации.

В Московской области все медицинские учреждения заключают со своими сотрудниками дополнительные соглашения о переходе на новую систему оплаты труда. Нам приятно, что нашим московским клиентам многое не приходится делать вручную, например, в программе «Контур-Персонал Медицина» есть возможность автоматически сформировать доп. соглашения. Сейчас в наших планах проанализировать тарификационные списки в Москве и Московской области и при необходимости доработать их в программе.  

В Челябинской области в нескольких больницах мы помогали автоматизировать процесс расчета тарификационных списков с помощью программы «Контур-Персонал Медицина». Опираясь на опыт Екатеринбурга, челябинские внедренцы доработали тарификационные списки в программе так, что они удовлетворяют медицинские учреждения Челябинской области.

При подготовке к недавнему семинару для больниц Башкортостана мы проанализировали примерное положение об оплате труда медицинских работников и тарификационные списки в этом регионе. Стало ясно, что, несмотря на небольшие отличия от системы Свердловской области, тех тарификационных форм, что сейчас есть в «Контур-Персонал Медицине», будет вполне достаточной для башкирских больниц. Понадобится только поставить или снять несколько «галочек». 

Какой должна быть программа для автоматизации тарификации

На наш взгляд, гибкость и простота настройки — это самое главное, что должно быть в системах такого уровня, как «Контур-Персонал Медицина». Чтобы программа подходила любому пользователю в любом регионе, она должна, как хамелеон, уметь подстраиваться под окружающие условия. И мы стараемся следовать этому принципу.

Узнать больше о программе «Контур-Персонал Медицина»

Скачать демо-версию программы «Контур-Персонал Медицина»

Рекомендуем почитать:

Эффективный контракт в здравоохранении: плюсы и минусы новой системы

Контур-Персонал и … — эффективный обмен данными!

Экономист и кадровик: доверяй, но проверяй!


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
550 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.