С 2022 года порядок оформления и выплаты пособий заметно изменился. Заявления теперь не требуются, поскольку назначение пособий происходит в беззаявительном порядке. Как именно работает схема выплаты пособий и что по каждому виду пособий требуется от компаний, рассказываем в статье-инструкции.
Порядок начисления пособий в 2025 году
До 2022 года действовал заявительный порядок выплаты пособий: сотрудник приносил больничный и заявление работодателю, бухгалтерия направляла реестр в ФСС, после чего сотрудник получал деньги.
С 1 января 2022 года стала действовать проактивная схема начисления. Изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ внес Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ. Суть нового порядка работы в том, что не компания, а СФР иницирует начисление пособия, ориентируясь на внешние события — триггеры:
- для пособий по временной нетрудоспособности триггер — открытие и закрытие больничного;
- для пособий по беременности и родам — закрытие больничного;
- для пособий по рождению ребенка — запись в Едином госреестре ЗАГСа;
Для пособия по уходу за ребенком сохранился заявительный порядок: процедура начинается с заявления сотрудника на пособие. Триггером для СФР служат сведения для расчета, которые отправит работодатель.
Схема работает благодаря тому, что больничные полностью перевели в электронный вид. Так СФР узнает о том, что сотрудники ходят на больничные, от больниц, минуя этап с заявлением. При этом у СФР есть право запросить у работодателя недостающие сведения по сотруднику. На подтверждение получения запроса дается три рабочих дня, а на предоставление данных — пять.
Рассмотрим подробнее, как выглядит документооборот по каждому виду пособий. Опираемся на Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010.
Подключение к социальному электронному документообороту
Чтобы отправлять данные в СФР, нужно подключиться к социальному электронному документообороту (СЭДО). СЭДО — это универсальный сервис СФР для обмена электронными документами между работодателями, медучреждениями и фондом. Подключиться к системе можно добавить через сервис электронной отчетности, которую использует страхователь.
Например, в Экстерне это можно сделать через «Реквизиты и настройки», выбрав «Реквизиты плательщика». Есть и другие способы: на главной странице Экстерна выбрать «СФР» → «Пособия и ЭЛН» → «Настроить СЭДО» или «СФР» → в подразделе «Подключение к СФР» нажать «Создать» → «Социальный электронный документооборот (СЭДО). Воспользуйтесь пошаговой инструкцией для подключения к СЭДО в Экстерне.
Автоматизируйте работу с сотрудниками: рассчитывайте зарплату, НДФЛ, взносы, оформляйте кадровые документы прямо в Экстерне
Порядок действий по новым сотрудникам
Если сотрудник устраивается на работу или в его данных что-то меняется, работодатель передает в СФР форму «Сведения о застрахованном лице» (утверждена Приказом СФР от 22.04.2024 № 643).
На это есть три рабочих дня. Они считаются с момента, как сотрудник подпишет аналогичный документ в компании — на бумаге или в электронном виде с помощью простой электронной подписи.
Работодатель обязан передавать сведения о работниках, с которыми заключены трудовые договоры, и об исполнителях на договорах ГПХ, так как они тоже участвуют в страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как работает проактивная схема по каждому виду пособий
Остановимся на действиях всех участников документооборота. Ниже приводим типичные сценарии.
Пособие по временной нетрудоспособности
Триггер — открытие больничного. Как только это случается, сотрудник медорганизации оформляет, подписывает и направляет электронный лист нетрудоспособности (ЭЛН) в СФР.
Сведения об открытии и закрытии больничного появляются в системе. Их видят СФР и работодатель. Данные о статусе больничного получает и сам застрахованный — через Госуслуги.
Триггер — больничный закрыт, продлен или сотрудника отправили на медико-социальную экспертизу. СФР сообщает об этом застрахованному через Госуслуги и одновременно общается с компанией — уведомляет, что ЭЛН закрыт или продлен и запрашивает сведения, которых не хватает для расчета пособия. Это могут быть:
- стаж на дату начала нетрудоспособности из ЭЛН;
- зарплата за два предыдущих года;
- количество дней в расчетном периоде;
- информация о замене расчетных годов, если есть заявление от сотрудника;
- районный коэффициент;
- ставка, если сотрудник работает неполный рабочий день;
- периоды освобождения работы с сохранением зарплаты;
- периоды отстранения от работы без сохранения зарплаты;
- периоды простоя;
- наличие льгот (радиация, условия Крайнего Севера и др.).
У работодателя есть три рабочих дня со дня получения данных о закрытии ЭЛН, чтобы отправить эти данные.
Когда пособие выплатят, СФР направит уведомление и работодателю, и застрахованному.
Отчитайтесь легко и без ошибок. Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!
В соответствии с ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ в случае болезни сотрудника работодатель рассчитывает и выплачивает пособие за первые три дня нетрудоспособности. Выплата производится в ближайший после болезни сотрудника день выплаты зарплаты. Остальные дни оплачивает СФР — в течение 10 дней после закрытия больничного.
Пособие по беременности и родам
Триггер для пособия по беременности и родам — ЭЛН. Это больничный на 140 дней или больше. Как только он появляется, СФР запрашивает у работодателя сведения для начисления пособия.
Но здесь есть подводный камень: сотрудницы не всегда уходят в отпуск по беременности в положенное время. Многие продолжают работать до тех пор, пока состояние здоровья это позволяет. Поэтому отправлять данные для расчета пособия нужно не сразу, а после того, как сотрудница напишет заявление на отпуск по беременности и родам. Если она оформит отпуск меньше чем на 140 дней, нужно будет отразить это в реестре.
После того, как СФР получит от работодателя данные о количестве дней отпуска, он рассчитывает и выплачивает пособие.
Пособие по рождению ребенка
Триггер — запись из Единого госреестра ЗАГСа. Узнав о рождении ребенка, СФР выясняет, где трудоустроены родители, и проверяет, не выплачивается ли уже пособие на этого ребенка.
Если трудоустроены оба родителя, по умолчанию приоритет отдается маме. Если трудоустроен один из родителей, то пособие получает он. Если оба безработные, пособие выплачивается через органы соцзащиты.
Дальше СФР проверяет, достаточно ли у него сведений по трудоустроенным родителям, чтобы назначить пособие. Может недоставать, например, районного коэффициента.
Если данных не хватает, СФР направляет запрос работодателю. Работодатель отвечает в течение двух рабочих дней со дня получения запроса.
Пособие по уходу за ребенком до трех лет
Триггер для СФР — уведомление от работодателя о том, что появился сотрудник, имеющий право на такое пособие. Работодатель узнает об этом от самого сотрудника, когда он заполняет два заявления — на отпуск по уходу за ребенком и на назначение ежемесячного пособия.
Не позднее трех рабочих дней со дня получения заявления работодатель отправляет в СФР форму «Сведения для назначения пособия». После этого СФР назначает пособие и выплачивает его весь срок. Отправлять реестр ежемесячно не нужно.
Когда нужно пересчитать пособие
Сотрудник вправе написать заявление о перерасчете пособия. Это может произойти в случае замены лет в расчетном периоде; если произошел несчастный случай на производстве или у работника выявлено профессиональное заболевание; если работник принес справки о заработке у других работодателей в этом же расчетном периоде.
Работодатель должен не позднее пяти рабочих дней с момента, когда сотрудник подписал заявление о перерасчете пособия, передать в СФР данные для перерасчета.
Как СФР проверяет работодателей
СФР внимательно проверяет полноту и достоверность сведений, полученных от работодателей. Ведь именно от них зависит сумма пособия. Если во время проверки фонд находит ошибки, он запрашивает пояснения и документы у страхователя, а также обращается к другим госорганам.
Когда ошибка подтверждена, в выплате пособия могут отказать или отменить решение о его представлении. Если ошибка найдена после выплаты, тогда работодатель должен будет возместить фонду лишние расходы. Узнайте подробнее о том, как проверяют работодателей.
Сейчас я вижу несколько проблем:
1) Суммы для расчета среднего. Базы по страховым взносам в ПФ и ФСС разные. Вы же помните что в РСВ в разделе для ПФ и ФСС отдельно указываются. Например исказить базу могут выплаты по ГПХ (сотрудник сначала года работал по ГПХ, а потом пришел работать по ТД или у него два договора с организацией сразу и ГПХ и ТД).
2) Страховой стаж. Электронные трудовые начались только с 2020 года. До 2020 года сведения о страховом стаже разве лишь по СЗВ-СТАЖ собирать. Но и тут есть проблемы. Есть же понятие "нестраховых периодов, которые учитываются при расчете страхового стажа" - этой информации в СЗВ-СТАЖ точно не будет.
СЗВ-М очевидно нам в этом деле не помощник, так как нужны точные даты приема увольнения а не признак застрахованности в месяце.
3) коэффициента занятости нет в ПФ (полставки, четверть ставки и т.д.)
4) районного коэффициента нет в ПФ
5) текущий статутс резидент/нерезидент - нет нигде
И это только на вскидку.
Никто не говорит, что вам каждый раз все с нуля надо будет заполнять и отправлять в ФСС.
Схема предполагается такая, что ФСС вам пришлет те данные которые "у него есть", а бухгалтеру надо проверить, если надо исправить, и отправить обратно в ФСС.
С каждой такой отправкой у ФСС будут накапливаться новые данные по этому работнику и уже в следующий раз, бухгалтеру возможно что-то править придется только в следующем календарном году...
Но это пока только предположение о том, как это будет реализовано. Как все будет на самом деле, узнаем ближе к январю или в январе.
Попробую донести целевую картинку к которой хочет перейти ФСС в перспективе.
Целевая картинка:
1) со стороны застрахованного не требуется ни каких телодвижений для того чтобы получить оплату по больничному (никаких заявлений писать, и т.д.)
2) организация (бухгалтер) вообще не принимает участие в расчете сумм, которые должны выплачиваться из бюджета ФСС. Только обсчитывает и оплачивает свои 3 дня.
Что уже есть:
1) ЭЛНы для части больничных
2) Долговременно действующие "Анкеты застрахованного лица" (у страхователя!), где есть информация о застрахованном, в т.ч. куда и как перечислять суммы по больничным.
Что еще требуется сделать:
1) ЭЛНы для всех больничных
2) Долговременно действующие "Анкеты застрахованного лица" хранящиеся в электронном виде у ФСС
3) Провести ревизию тех данных, что сейчас собираются ведомствами (ПФ, ФНС, ФСС) с тем, чтобы привести эти данные в соответствие с необходимыми для расчета больничных.
Пункты 1 и 2 запускаются с 1 января. ЭЛНы будут выписываться для всех больничных (если сотруднику нужен бумажный вариант, ему его дадут в виде распечатки). Ну то есть принцип будет как с ЭТК (те кто не отказался от бумажных трудовых книжек, у него есть и бумажный вариант, но при этом в ПФ отправляется и электронный вариант этих же данных)
пункт 3 сложнее. Для расчета нужны минимум 2 прошлых календарных года и если там сейчас нет достоверной информации для расчета (а ее там точно нет для некоторых застрахованных) то ФСС не сможет сделать правильный расчет. Нужна помощь страхователей. Надеюсь, что при этом где-то будет накапливаться та самая "недостающая информация" и тем самым, чем дальше, тем меньше страхователь будет привлекаться к участию в этом процессе.
Да, я согласен, что сокращение сроков с 5 дней до 3 и попутное введение штрафов вызывает настороженность. Хотелось бы, чтобы на переходный период, когда все будут привыкать к новой системе, ФСС ввел "мораторий" по штрафам.
В этом году перешли от заявлений к каждому случаю к "сведениям о застрахованных" (создаются один раз, для новых сотрудников при приеме на работу, и меняются, только если изменяются какие-то данные в них). Но эти сведения сейчас хранятся у страхователя. ФСС данные из этих сведений видит только в получаемых от страхователя реестрах ПВСО.
В проактивных выплатах сведения о застрахованных страхователь будет отправлять в ФСС при приеме на работу (об этом написано в статье).
Вообще же, в теории, возможно ФСС перейдет на схему, что сведения о застрахованном для выплат ФСС человек сможет заполнять через госуслуги и оплата больничных от всех страхователей будет идти по реквизитам из этой анкеты. И только если подобных сведений нет, ФСС запросит их у страхователя.
А то, что они никуда отдельно не передаются, это, в настоящий момент, не из-за разработчиков ПО, а из-за того, что регламент обмена данными с ФСС и не подразумевает отсылки только сведений о застрахованном вне рамок реестра для прямой выплаты по конкретному больничному.
Ну то есть "да" - кроме как как в реестре ПВСО эти сведения сейчас никак к ФСС не попадают. Но никто в этом не "виноват", просто такой сейчас регламент.
Одно из изменений регламента состоит в том, что кроме обмена "расчетной" информацией по больничному, отдельно предполагается обмен информацией о застрахованном в обязательном порядке при приеме на работу и далее, если какие-то из сведений меняются (про это указано в статье) в рамках СЭДО.
ФСС допускает возможность переходного периода до полугода, во время которого сведения для прямых выплат будут приниматься "по-старому" реестрами ПВСО
В начальном варианте статьи была неточность в том, что отсчет 3 дней идет от момента закрытия больничного.
Аналогично с другими событиями. Если нет бухгалтера, кто примет анкету застрахованного? Анкета не принята, отсчет дней не ведется. Выйдет бухгалтер, примет анкету, тогда и отсчет 3 дней начнется.
И как работодатель должен посчитать стаж, если работник потерял трудовую или ведет ее электронно?
Но штраф плати...
Зачем мы сдаем 2-НДФЛ, СЗВ-ТД и СЗВ-СТАЖ, скажите на милость? Пусть от профильных органов запрашивают информацию! Про стаж, про зарплату и коэффициенты...