Для страхователей установлена ответственность за недостоверность или неполноту сведений, необходимых СФР для назначения и выплаты пособий. Разбираемся, как страхователей проверяют и привлекают к ответственности в 2025 году.
Что проверяет СФР
СФР проводить камеральные и выездные проверки, чтобы контролировать полноту и достоверность данных и документов по пособиям, которые передал страхователь.
Если во время проверки у фонда возникают вопросы, он запрашивает дополнительные документы и пояснения. Кроме того, СФР сможет обращаться за информацией в другие госорганы.
Камеральные проверки СФР
Срок проведения камеральной проверки составляет три месяца со дня представления страхователем сведений о начисленных страховых взносах (п. 2 ст. 26.15 от 24.07.98 Федерального закона № 125-ФЗ).
Если в сведениях от работодателя во время камеральной проверки обнаружатся ошибки, СФР направит компании требование о представлении пояснений или о внесении исправлений. СФР анализирует документы и отчеты, которые представляет работодатель в контролирующий орган за определенный период.
Работодатель должен исправить ошибки в течение пяти рабочих дней со дня получения требований от СФР.
Автоматизируйте работу с сотрудниками: рассчитывайте зарплату, НДФЛ, взносы, оформляйте кадровые документы прямо в Экстерне
Выездная проверка СФР
Выездные проверки проводят на соответствие Федеральному закону от 24.07.98 № 125-ФЗ и Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ и охватывают период до трех лет.
Срок проведения выездной проверки не может превышать двух месяцев, за исключением обособленного подразделения, срок проведения проверки которого не превышает одного месяца (п. 9, 13 ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).
Такую проверку могут назначить внепланово, если в СФР пожалуются работники или фонд увидит расхождения между сведениями страхователя и госорганов.
Во время выездной проверки цель инспекторов — выяснить, не представил ли работодатель недостоверные данные или документы и не скрыл ли информацию, которая влияет на размер пособия и на право его получать.
Если такое обнаружится, фонд откажет в выплате пособия или отменит решение о его предоставлении. Если же деньги уже выплатили, работодатель должен будет возместить СФР лишние расходы.
В рамках камеральной проверки фонд вправе запросить различные документы: штатное расписание, трудовые книжки, учредительные документы, расчетно-платежные ведомости и др.
Выездная проверка в отношении тех, кто применяет АУСН, в основном не проводится, исключения составляют лишь проверки, предметом которых являются полнота и достоверность представляемых страхователем или застрахованным сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий.
Как возмещать фонду лишние расходы
Решение о возмещении излишне понесенных расходов СФР вручает в течение пяти рабочих дней со дня, когда оно вынесено. Решение вступает в силу спустя 10 рабочих дней со дня вручения. На основании этого решения в течение 10 рабочих дней СФР направляет требование о возмещении излишне понесенных расходов. В нем должны быть указаны их сумма и срок исполнения требования.
Если вы получили требование о возмещении излишне понесенных расходов, то его следует исполнить в течение 10 календарных дней со дня получения либо в срок, который указан в требовании. Если требование не исполнить, СФР обратится в суд.
Узнайте подробнее, как возместить СФР излишние расходы на выплату пособий.
Отчитайтесь легко и без ошибок. Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ на 14 дней в Экстерн!
Как оспорить решение СФР
СФР составляет акт проверки с перечнем выявленных нарушений. Он вручается работодателю в течение пяти рабочих дней с даты подписания, а в течение 10 рабочих дней с даты вручения решение вступает в силу.
Решение СФР может быть обжаловано. Жалоба в вышестоящий орган страховщика подается в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав (п. 7 ст. 26.21 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).
Вы можете подать в орган СФР, который проводил проверку, письменные возражения по всему акту или его отдельным положениям. Их рассмотрят в течение 10 рабочих дней. При отправке электронной жалобы все документы, которые к ней прилагаются, должны быть подписаны УКЭП уполномоченных лиц. В ходе рассмотрения жалобы фонд может найти обстоятельства, исключающие вину, смягчающие или отягчающие ответственность.
После рассмотрения фонд может отказать в привлечении страхователя к ответственности либо все же привлечь. В решении перечислят обстоятельства правонарушения и укажут размер штрафа.
Судебная практика
Можно отметить несколько ключевых тенденций в судебной практике по обжалованию решений СФР:
Соблюдение процедурных сроков при вынесении решений СФР. Суды признают незаконными решения СФР, принятые с нарушением установленных процедурных сроков. В частности, если решение выносится до истечения срока подачи возражений страхователем, это рассматривается как нарушение его права на защиту. Примером служит Постановление 10-го Арбитражного апелляционного суда от 08.08.2024 по делу № А41-26342/2024, где суд отменил решения СФР, вынесенные до окончания срока представления возражений.
Ответственность СФР за повторные выплаты пособий. Суды возлагают ответственность на СФР за излишне понесенные расходы вследствие повторных выплат пособий, если ошибка произошла по вине фонда. Так, в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.07.2024 по делу № Ф08-5616/24 суд отказал СФР в возмещении расходов, возникших из-за повторной выплаты пособия по уходу за ребенком.
СФР обязан уведомлять плательщика о выявленных нарушениях. В случае выявления нарушений в ходе камеральной проверки СФР обязан направить плательщику акт проверки, уведомить о выявленных несоответствиях, а также проинформировать о дате, времени и месте рассмотрения дела. Несоблюдение этих требований влечет признание наложенного штрафа незаконным, даже при наличии самого нарушения.
На это указал Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 25.10.2024 № Ф05-23169/2024 по делу № А40-30041/2024. Суд подчеркнул, что в соответствии с положениями ст. 26.20 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ проверяемое лицо имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки. Обязанность по обеспечению этой возможности возложена на СФР, включая уведомление страхователя о возбуждении дела и его параметрах. При нарушении этой процедуры принятое решение признается недействительным и подлежит безусловной отмене.
Недопустимость формального подхода при привлечении страхователей к ответственности. Суды подчеркивают, что привлечение страхователей к ответственности должно основываться на принципах виновности и соразмерности наказания. Формальный подход без учета обстоятельств дела недопустим (Решение от 17 сентября 2024 г. по делу № А35-2138/2024).
Виды и размеры штрафов
Чтобы схема с проактивными выплатами работала бесперебойно, в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ предусмотрены основания для штрафов. Всего их три:
Основание | Сумма штрафа |
---|---|
Страхователь не представил документы на проверку или представил с опозданием | 200 руб. за каждый документ |
Страхователь сообщил недостоверные данные, отправил некорректные документы или скрыл достоверные. Из-за этого СФР выплатил пособие не тем людям или в большем размере, чем должен был | 20% от суммы излишних расходов СФР, но не больше 5 000 и не меньше 1 000 руб. |
Страхователь передал данные для назначения и выплаты пособия позже срока | 5 000 руб. |