Правила хорошей памяти

Выпуск № 19
Ирина Васильева 26 сентября 2013

Мы все реже полагаемся на свою память, доверяя ценную информацию бумаге или электронным помощникам. И все чаще жалуемся, что память нас подводит. Выход из этого замкнутого круга есть. Поговорим о том, как запоминать, чтобы помнить.

Внимание — вот материал, из которого сделана память, а память — аккумулятор человеческого гения.
Лоуэлл Джеймс Рассел, американский поэт, педагог, эссеист и дипломат

Светлана Ершова,
кандидат психологических наук,
зав. кафедрой «Психотерапии» 
Восточно-Европейского института психоанализа (г. Санкт-Петербург)

Олег Кузин,
бизнес-тренер, коуч, психотерапевт,
зав. отделением областной клиники неврозов «Сосновый бор»,
преподаватель Уральского федерального университета

Подключаем внимание

Способность человека запоминать и воспроизводить информацию по памяти зависит от многих факторов, которые мы обычно не учитываем.

– У тех, кто жалуется на плохую память, на самом деле зачастую проблема не с памятью, а с вниманием. Потому что объект, который человек пытается запомнить, должен сначала попасть в область его внимания, — поясняет психотерапевт Олег Кузин.

– А внимание ухудшается от переутомления, физической и психологической усталости, — добавляет психотерапевт Светлана Ершова. – Поэтому полезно отдыхать, особенно перед экзаменом или важным делом. Тогда информация, которую запомнили накануне, станет «своей», перейдет в долговременную память. В то же время восстановятся такие психические процессы, как внимательность, мышление, способность к восприятию новой информации. 

Кроме того, Светлана Ершова советует планировать свой рабочий день так, чтобы была возможность переключаться с одного вида деятельности на другой:

– Тогда информация лучше запоминается. К примеру, нельзя, позанимавшись математикой, после небольшого перерыва перейти к физике. Это сходные предметы, произойдет наложение информации. Поэтому нужно либо делать большие паузы, по 20–30 минут. Либо переключаться на совершенно иной предмет, например литературу. 

Очищаем оперативную память

Для первоначальной обработки информации, например, чтобы набрать номер телефона или сравнить данные в разных строках таблицы, один раз взглянув на них, мы пользуемся кратковременной памятью. Затем информация либо переходит на хранение в долговременную память, либо стирается. Так, взрослый человек способен одновременно в течение 20–60 секунд удерживать в памяти 7 (плюс-минус две) единиц информации, т. е. семь цифр, семь слов и т д. 

– По сути, это ячейки оперативной памяти. Их количество в течение жизни не меняется. Но можно увеличивать их объем: научиться воспринимать и запоминать информацию блоками по несколько слов, цифр и т д., – поясняет Олег Кузин.

Например, номера страховых счетов или сотовых телефонов состоят из 11 элементов. Если попытаться запомнить их по одной цифре, объема оперативной памяти не хватит. Такие числа нужно разбить на блоки: 41 546 303 811, 8 914 956 42 56. 

– Очень часто люди неграмотно используют свою память, — продолжает Олег Кузин. – Одна или даже две ячейки могут быть заняты чем-то посторонним. Например, человек прокручивает в голове конфликт, который произошел накануне, при этом волнуется, что не может запомнить информацию, боится, что не успеет выполнить работу в срок. А для решения основной задачи, которой он занят на данный момент, остается только 4–6 ячеек оперативной памяти. Кроме того, волнение, страх, неуверенность в своих способностях затормаживают процесс обработки информации. Нужно уметь очищать свою память от всего «лишнего», тренировать способность переключаться между разными видами информации. 

Раскладываем по полочкам

– Память можно сравнить с набитым разными вещами шкафом. У кого-то в нем полный порядок, все структурировано, по полочкам разложено. А у кого-то все вперемешку, и каждый раз, чтобы что-нибудь оттуда достать, приходится прерывать все содержимое. При этом велик риск ничего не найти, — считает Светлана Ершова. – Поэтому один из самых фундаментальных законов улучшения памяти — структурирование информации в момент ее получения. 

Для начала ответьте себе на вопрос, для чего вам нужна та или иная информация, чем она вам интересна? Постарайтесь вызвать в себе положительную мотивацию на ее запоминание. 
– Почему, например, какие-то лекции запоминаются лучше, какие-то хуже? – продолжает Светлана Ершова. – Потому что есть эмоциональный компонент. И человек в этот момент хорошо разобрался, бережно уложил все данные на соответствующую полочку своей памяти. Если нам что-то нравится, эта информация без проблем запоминается и воспроизводится. Ведь ни у кого не вызывает вопросов, почему мы подробно помним содержание любимой книги или приятные моменты отпуска. 

Теперь  досконально разберитесь в содержании: выделите главное, последовательно выстройте все факты. Запоминание должно быть осмысленным. По данным исследований, 40 % неосмысленной информации забывается уже через 20 минут, а через трое суток человек помнит только 20 % из нее.  

– Нельзя полагаться просто на механическое запоминание, надеясь, что разберетесь позже. Если сразу не разобрались, считайте, что не будет этой информации, — поясняет Светлана Ершова.

Искусно вспоминаем

Секрет хорошей памяти — не в том, чтобы запомнить, а в том, чтобы при необходимости легко  вспомнить. Поэтому особое внимание нужно уделять повторению.
– Если информация не используется, она забывается, — убеждена Светлана Ершова. – Хотя есть точка зрения, что нет процесса забывания, есть процесс вытеснения в подсознание, а оттуда трудно достать. 
Повторением считается воспроизведение информации из памяти, а не из учебника или блокнота. Пересказывайте тексты, проговаривайте числа вслух или записывайте по памяти, а потом сверяйтесь с первоисточником, не упустили ли важные факты. Многократное считывание информации с бумаги или экрана не улучшает запоминания, а часто напротив.
– Есть такой принцип, называется мгновенный взгляд, когда человек быстро взглянул и не стал всматриваться в объект. Первый такой отпечаток в памяти — самый четкий, чем дольше вглядывается, тем сильнее изображение размывается, — объясняет Олег Кузин.

Чтобы запомнить информацию надолго, можно придерживаться такого графика: бегло просмотреть ее сразу после изучения, потом повторить в тот же вечер или на следующее утро, еще раз повторить через два-три дня, потом через неделю, в четвертый раз — через три-пять недель, а в пятый — через четыре-шесть месяцев. 

Тренировать память нужно регулярно, а вместе с ней внимание, воображение, мышление и интеллект. Все эти процессы взаимосвязаны, и одно нельзя улучшить отдельно от другого. Как можно больше информации старайтесь запомнить и воспроизвести по памяти, а не по спискам в блокноте, телефоне или компьютере. Учите стихи, это развивает образную память. Периодически наводите порядок в кладовых вашей памяти: перебирайте информацию, обновляйте связи между фактами, раскладывайте их по полочкам. 

Так искусство запоминать и вспоминать войдет в привычку. Со временем вы будете больше доверять своей памяти. Тогда и процесс запоминания станет еще легче, ведь вы больше не будете занимать оперативную память «лишними» волнениями и страхами. 

Желаем вам феноменальной памяти!

Тренируемся

Собираетесь пойти в магазин, запишите, что вам нужно купить. Несколько раз прочитайте вслух. Для повторения можно, например, вообразить школьную доску и написать на ней, что и в каком количестве нужно купить. А теперь идите в магазин, и не забудьте оставить список дома!

Стоите в очереди или ждете кого-то, не скучайте. Мысленно рисуйте, будто в альбоме карандашом, буквы, числа, геометрические фигуры. Постарайтесь прочувствовать движение вашей руки, несмотря на то, что она при этом должна оставаться неподвижной.

По пути на работу считайте в уме, постепенно увеличивая разряды чисел. Вычисляйте последовательность Фибоначчи, в которой каждое следующее число является суммой двух предыдущих: 1 + 1 = 2, 1 + 2 = 3, 2 + 3 = 5, 3 + 5 = 8 и т д. В тексте рекламного объявления сосчитайте сначала все буквы «а», потом «б» и дальше по алфавиту.

Во всех деталях вспомните свой вчерашний день, прошедший отпуск или интересное мероприятие. Восстановите по памяти содержание просмотренного фильма или прочитанной книги. А теперь «поверните время вспять»: вспомните все это в обратной последовательности.

На работе откройте ящик стола, в течение 20 секунд рассматривайте его содержимое. Постарайтесь запомнить не менее 10 предметов. Закройте ящик и попробуйте вспомнить, что и в каком порядке в нем лежит. Открывайте — проверяйте.

А теперь внимательно рассмотрите предметы на столе коллеги. Отвернитесь и попросите его переставить их. (Скажите, что это полезно, ведь привычка «иссушает» мозг.) Поворачивайтесь и попробуйте назвать все, что изменилось. Подобные упражнения развивают внимательность и визуальную память.

Для развития аудиальной памяти попросите прочитать вам вслух десять слов и постарайтесь по памяти воспроизвести их в том же порядке. Учитесь различать голоса людей и узнавать их по памяти. Например, разговаривая по телефону с партнером, представляйте его. Если вы слышите из зала заседания несколько голосов, попробуйте, не заглядывая, узнать, кому принадлежит каждый из них.

Из кухни или из кафе доносятся приятные запахи. Попробуйте угадать, что там готовят. А когда вас будут угощать, завяжите глаза прежде, чем подадут блюдо, и попробуйте по вкусу и запаху определить, чем вас кормят. Так вы будете развивать вкусовую и обонятельную память. Для развития осязательной памяти попробуйте на ощупь определить достоинство монет, вид ткани и так далее.

Виртуозно запоминаем

Чтобы запомнить список дел, выделите из каждого пункта ключевые слова и «разложите» эти предметы в хорошо знакомом интерьере: прикрепите на двери, положите на полке, повесьте на статуэтке. Также можно поступить и с номерами телефона или знаменательными датами. 

«Развешивать» нужно справа налево и сверху вниз (в том порядке, как мы читаем). Можно развешивать предметы и на улице, если место вам хорошо известно и вы легко можете восстановить в памяти в деталях.
Чтобы запомнить список покупок, можно разложить их по реальным или воображаемым карманам или полкам в шкафу. Теперь мысленно пройдите по комнате и «соберите список». Не забудьте повторить это несколько раз, чтобы закрепить в долговременной памяти. При желании такой список можно зарифмовать, например: отчет — на диване, декларация — в чемодане, зарплата — в чулане. Или составить фантастический рассказ.
Чтобы запомнить имя, фамилию и отчество человека, его номер телефона и должность, нужно выделить отличительный признак (по виду деятельности, стилю одежды, привычке, манере поведения и т д.), который впоследствии позволит вам легко вспомнить этого человека. Например, Столярова Юля — парикмахер. Ее светлые кудряшки напоминают СТОЛЯРную стружку, а на работе она вертится, как ЮЛА. Ее номер телефона можно написать на расческе или на зеркале, у которого Юля Столярова обычно вас стрижет. А еще можно «повесить» табличку с номером телефона на дверь парикмахерской.

Для последовательного запоминания можно составлять из начальных букв или частей нескольких слов, новое слово или слова (то есть акронимы). По этому принципу часто запоминают:

  • падежи: Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печку (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный); 
  • цвета радуги: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); 
  • планеты Солнечной системы: Маша Веником Землю Мела, Юра Сидел У Норы Паука (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). 

Чтобы запомнить содержание текста, перед чтением бегло просмотрите его, составьте вопросы по содержанию. При чтении выделяйте главное и обязательно найдите ответы на все поставленные вопросы.

Подготовила Ирина Васильева


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
308 просмотров
В избранное
Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.