Тюмень, 2013

Город и год запуска

Здоровье и отдых

Отрасль

500 000

Стартовый капитал

Год

Окупаемость

Как жительниц Тюмени завлечь на боди-балет и джазовые разминки

10 сентября 2015

На вопрос о том, как она оказалась в бизнес-среде, Ксения Шумихина, основательница Центра хореографии Ксении Шумихиной «Счастье», отвечает так: «Стать предпринимателем меня заставило любимое занятие». За два года она успела открыть четыре филиала своей школы танцев, вывести компанию на окупаемость и найти эффективные способы продвижения бизнеса.  

В интервью «Контур.Журналу» Ксения Шумихина рассказала об основных тенденциях на современном танцевальном рынке, уровне конкуренции и возможностях решения проблемы с сезонным спадом.

Неожиданно возникший бизнес

До того, как открыть свой школу танцев, я много чем занималась: пробовала себя в сфере недвижимости и даже в пении. Последние три места работы были связаны с хореографией. Меня пригласили сначала в одну школу, потом в другую, и часть детей кочевала со мной. Параллельно я работала в тренинговой компании «Школа развития бизнеса», где и получила основные знания о бизнесе. Тренинги предназначались для топ-менеджеров, собственников и директоров, я общалась с этими людьми и перенимала их опыт. 

Идея открыть свой бизнес возникла случайно, когда меня просто перестали устраивать условия работы при муниципальном учреждении: нам не давали те залы, которые были нужны, ставили неудобное время. Мне пришлось самой искать место для занятий для своих учеников. В результате я нашла большое помещение площадью 200 кв.м с двумя залами. Сразу же нашла и партнера по аренде.

Когда мы переехали в новое здание, я поняла, что теперь у меня есть финансовые обязательства, которые нужно выполнять. С этого момента начался мой бизнес. Мне пришлось научиться разбираться в бизнес-моделях, финансовых планах, сметах и других вопросах. Сейчас я уже понимаю, что на самом деле мне даже нравится быть руководителем и организовывать  процессы. Ведь по сути я этим занималась всю жизнь: помогала в организации концертов, фестивалей, мастер-классов, обучающих мероприятий, собраний. Но сейчас мне приходится совмещать две роли — директора и хореографа.

Стартовый капитал на момент открытия составил порядка 500 000 руб. Эти деньги пошли на оплату аренды помещения на два месяца вперед и ремонт.

На первых порах, если предприниматель сам работает директором,  хореографом и администратором, арендная плата — это основная статья расходов. И еще реклама, конечно.

Запускала бизнес я на свои деньги, взяв два кредита. Для того чтобы окупить первые вложения в бизнес, потребовались полтора года работы. Я слышала о том, что можно получить субсидии, и даже обращалась в департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области по вопросу покупки помещения и возможности привлечения инвестиций, но решение они не приняли. А сейчас мне уже самой не хочется в это ввязываться. Но думаю, что в будущем все же обращусь к ним, когда решу дальше развивать свой бизнес.

В борьбе за клиента

Когда я только планировала переезд, у меня были две полноценные группы. По идее они должны были покрывать расходы. Я думала так: сейчас наберу еще одну группу, и дела пойдут хорошо. В итоге переехало меньше половины детей. Тогда я поняла, что нужно привлекать клиентов и серьезно заняться рекламой.

Первое, что я сделала, — распространила рекламные листовки по подъездам. Также мы вместе с партнером, с которым заехали в новое помещение, организовали торжественное открытие школы 10 июня и праздник к 1 сентября.

Позже я изучила особенности рекламы в Яндекс.Директе, Google, а также разобралась с таргетингом во «ВКонтакте». Стала все это пробовать на своем бизнесе, сделала сайт-визитку. До сих пор пользуюсь этими источниками привлечения клиентов, так как считаю их лучшими.

Реклама в журналах, на телевидении, в лифтах и прочие варианты продвижения меня не вдохновили. Хотя журналы иногда соглашались опубликовать мои экспертные статьи без оплаты. Вот такой вариант меня вполне устраивал.

Недавно я смотрела в 2ГИС, сколько сейчас в Тюмени танцевальных школ. Когда я открывалась, два года назад, их было около 30-ти, сейчас — почти 70. Я провела мониторинг, посмотрела, чем они занимаются. Оказалось, что сейчас открывается много даже не школ или студий, а танцевальных групп: хореограф решает работать на себя, арендует зал, ищет людей.

Я общалась с владельцами московских и екатеринбургских школ танцев. В Москве нет проблем со спросом, но есть проблемы с удобным расписанием: желающих сейчас больше, чем они могут предоставить мест, преподавателей. Идет борьба за места в тех школах, которые этого заслуживают. Конечно, есть школы, на услуги которых по определенным причинам спрос небольшой. В Тюмени тоже наблюдаются такие тенденции.

Я работаю без лицензии на образовательную деятельность. Ее можно получить для того, чтобы работать в формате муниципального учреждения и иметь право выдавать выпускникам дипломы или аттестаты. Но для этого нужно проделать много бумажной работы и иметь приличную сумму денег — около миллиона рублей. Мне кажется, это не под силу частному бизнесу. И я считаю, что, когда появляется много бумаг, уходит творчество! А наша школа занимается творчеством: дает хорошую хореографическую базу детям и уникальные программы взрослым. Да, мы не выдаем документы гособразца об окончании, но у нас есть свои сертификаты, зачетные книжки, которые я  подтверждаю своей подписью и печатью компании.

Конкурентные преимущества

С самого начала у меня была идея развивать направление для взрослых — чтобы параллельно с детьми занимались их родители. 

Еще лет пять назад я стала замечать, что люди старшего возраста проявляют все больше интереса к бальным танцам. В Тюмени чуть ли не каждый пятый посещал занятия по бальным танцам. Потом наступил бум социальных танцев — сальсы, бачаты, которым быстро учишься и которые можно танцевать на любой поверхности и в любой обуви. Единственный нюанс — нужен партнер. Но социальные танцы несут позитивный смысл, в них каждый становится на свои места: женщина — это женщина, мужчина — это мужчина, то есть женщина обязана слушаться и идти за мужчиной, а мужчина должен вести и брать на себя всю ответственность. Вероятно, на социальные танцы есть спрос и сейчас, так как уже сформировались определенные тусовки любителей этого направления, но с привлечением новых людей, наверное, стало похуже.

Наша школа танцев не находится на волне бума, у нас кулуарное направление для женщин. Наша задача состоит в том, чтобы уделить внимание каждой клиентке, помочь ей достичь результата. Поэтому у нас небольшие группы. С точки зрения бизнеса это не совсем рационально, но для меня такой подход принципиально важен. Я бы даже сказала, что в этом заключается наше конкурентное преимущество.

Мы специализируемся на направлениях, которые рассчитаны только на женщин, на поддержание их спортивной формы — например, развиваем направление танцевального фитнеса. То есть мы даем профессиональную программу в облегченном варианте, используя танцевальные форматы, поэтому у нас есть джазовая разминка, боди-балет и другие интересные направления.

Сложности и планы

Поначалу сложностей было много. Все они были связаны с отсутствием опыта. Необходимо было умение выстраивать отношения, налаживать контакты, правильно распределять финансы, начислять заработную плату. Где взять клиентов? Какие рекламные инструменты использовать? На что тратить деньги и сколько? Возникало миллион вопросов, и на все я не знала ответы. Методом проб и ошибок, просматривая семинары и лекции, читая книги, я пыталась решить проблемы.

Поиск помещения — одна из основных задач. Это везде проблема, потому что специально большие помещения под занятия танцами никто не строит.

У нас залы, конечно, не по 100 кв.м, а около 50 кв.м, в зависимости от района. Я рассматриваю залы размером от 40 кв.м, такой площади достаточно для работы с небольшими группами. Поиском помещений я пока занимаюсь сама, остальными мелкими задачами по работе с клиентами, договорами, оплатой уже занимаются отдельные сотрудники. Сейчас у меня в команде работает около 10 человек.

На бизнесе заметно сказывается летний период. Ведь у нас, помимо детей, занимаются взрослые, а они чаще всего отпуска берут именно летом. И если в прошлом году на лето мы набирали женские группы, то в этом году женские группы вообще не работали. Детские группы есть, они работают во всех наших филиалах.

Как решать проблему с сезонным спадом? Во-первых, нужно перераспределять финансы в течение года и не забывать о том, что близится лето. Во-вторых, откладывать средства на летние финансовые обязательства. Одна из возможностей компенсировать этот «простой» — организовать летний лагерь для детей. Мы именно так и делаем. В этом случае наши сотрудники-хореографы остаются при деле. Это для меня особенно важно, потому что я понимаю, что если я беру в штат людей, то отвечаю за них: они должны зарабатывать каждый месяц в году, а не девять месяцев. Поэтому изменение формата в летний период необходимо.

Когда взлетел доллар, люди стали покупать абонементы на меньшее количество занятий. Тем не менее нас радует тот факт, что они все равно ходят на занятия, несмотря на кризис. Клиенты стали пользоваться кредитками, но все равно покупают услуги.

В целом я пока вижу много перспектив для дальнейшего развития бизнеса. На сегодняшний день у нас функционируют четыре филиала: два мы открыли в первый год работы, еще два в этом году. Возможно, в Тюмени мы откроем еще пару филиалов, но случится это точно не раньше чем через полтора года. Выходить в другие города я не планирую.

В марте 2015 года наша школа отметила два года. Осенью начался уже третий учебный год, и мы к нему активно готовились.

Недавно мы сменили название школы, теперь она называется «Счастье». Если раньше Центр хореографии Ксении Шумихиной в основном заключался в моей работе, то сейчас есть коллектив. С того момента, как компания начала разрастаться, я начала задумываться о том, чтобы дать школе короткое название. Решила, что название должно передавать внутреннее состояние и ассоциироваться со школой. Несмотря на то, что слово «счастье» абстрактное, оно как нельзя лучше применимо и ко мне, и к нашей школе.

Наверное, я свой бизнес веду слишком по-женски и в чем-то не совсем правильно. Но для меня мой бизнес — это хобби и удовольствие. Пусть у меня не всегда все гладко с прибылью, зато я испытываю удовольствие от процесса, я счастлива, когда вижу успехи своих клиентов.  

Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
846 просмотров
В избранное
Эльба
Эльба

Бизнес, учет и отчетность для предпринимателей на УСН и ЕНВД без участия бухгалтера

Узнать больше

Комментарии

Комментарии Написать свой
Спасибо за ваше мнение!
← К списку идей

Похожие идеи

  • Здоровье и отдых
  • Любой стартовый капитал
  • Любой размер города
    • Здоровье и отдых
    • Интернет-магазины
    • IT
    • Образование
    • Общепит
    • Производство
    • СМИ и видеопродакшн
    • Социальный бизнес
    • Строительство
    • Услуги
    • Фермерское хозяйство
  • 100 тыс.
    500 тыс.
    1 млн
    10 млн
    • до 100 тыс.
    • от 100 тыс. до 1 млн
    • более 1 млн
Загрузить еще
loader
Нет результатов, удовлетворяющих условиям поиска. Попробуйте изменить параметры поиска.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.