Злоупотребления при закупках и подкуп заказчика — Контур

Злоупотребления при закупках и подкуп заказчика

11 января 2024 Мнение

Рассмотрим практику уголовных дел по ст. 200.4 и 200.5 УК РФ.

Данил Гранин Адвокат, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Гранин, Наставшев и партнеры»

Ответственность для «технических» специалистов

В 2018 году в Уголовный кодекс РФ были введены две новые статьи, призванные бороться с коррупцией и злоупотреблениями в сфере государственных закупок. Это ст. 200.4 и 200.5. В них специально выделили ответственность для отдельной категории субъектов, ранее не фигурировавших в уголовном законе, для так называемого «технического звена»:

  • работников контрактной службы,

  • членов комиссии по осуществлению закупок,

  • лиц, осуществляющих приемку поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

Указанные лица не выполняют управленческие функции в структуре государственного заказчика и не являются должностными лицами. Их полномочия носят больше технический характер, чем административный. Однако их действия в силу предоставленных им полномочий могут причинить значительный ущерб государственному бюджету.

Самым распространенным примером таких действий может послужить приемка товара, работы или услуги ненадлежащего качества за вознаграждение со стороны поставщика, подрядчика или исполнителя либо из-за иной корыстной заинтересованности (например, для продвижения по службе). В результате такой ненадлежащей приемки недобросовестный поставщик, подрядчик или исполнитель необоснованно получает бюджетное финансирование.

Ст. 200.4 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства РФ в сфере госзакупок, совершенных из корыстной заинтересованности и причинивших крупный ущерб. То есть как раз за описанные выше действия со стороны сотрудников государственного заказчика.

Ст. 200.5 УК РФ устанавливает наказание за подкуп описанных выше сотрудников заказчика. При этом ответственность установлена как для дающего взятку, так и для того, кто ее получает.

Зачем введены новые статьи УК РФ

Можно заметить, что описанные выше «новые» статьи по своей сути дублируют уже существующие составы статей Уголовного кодекса РФ о злоупотреблении, превышении должностных полномочий, о даче и получении взятки. Для чего же они введены?

Как описано в пояснительной записке к законопроекту о внесении указанных выше норм в Уголовный кодекс, они введены из-за того, что сотрудники заказчика, не имеющие управленческих функций, но способные своими техническими действиями совершать коррупционные правонарушения, ранее не попадали в поле действия уголовного закона. То есть их было практически невозможно привлечь к уголовной ответственности по формальным основаниям.

Таким образом, по логике законодателя, действия общих ст. 285, 286, 290, 291 УК РФ о злоупотреблении, превышении должностных полномочий, даче и получении взяток должны распространяться на широкий круг должностных лиц. В свою очередь специальные нормы ст. 200.4 и 200.5 должны распространяться только на специальных субъектов, признаки которых описаны выше. Получилось ли реализовать данную логику?

Как применяются новые статьи УК РФ на практике 

Для ответа на этот вопрос стоит обратиться к данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, который ведет статистику по уголовным делам, поступающим в суды.

Так, по данным статистики, за 2022 год в судах не было рассмотрено ни одного дела по ст. 200.4 (злоупотребления), а по ст. 200.5 (подкуп) в суды поступило четыре дела. По итогу один человек приговорен к штрафу, один к реальному и один к условному лишению свободы. Для понимания, насколько это мало, стоит отметить, что всего за 2022 год было осуждено 578 000 человек.

С чем связана такая низкая статистика? По моему мнению, которое совпадает с мнением многих представителей юридической профессии, статистика по «новым» ст. 200.4 и 200.5 УК РФ съедается статистикой по общим составам о взяточничестве, злоупотреблении и превышении должностных полномочий.

На практике происходит так, что следователь или следственная группа расследуют большой пласт отношений в сфере государственных закупок, в котором участвуют не только «технические» сотрудники заказчика, упомянутые в ст. 200.4 и 200.5 УК РФ, но также руководство заказчика (руководители службы заказчика, муниципалитетов и органов власти субъектов) и руководство поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственному заказу. При самой простой схеме отката поставщик (подрядчик, исполнитель) договаривается с руководством заказчика о победе в тендере и о приемке товаров, работ или услуг за вознаграждение. Этот руководитель в свою очередь отдает команду «техническим» специалистам службы заказчика о правильном оформлении сформировавшихся отношений. Схема максимально простая, но она и самая распространенная. В такой системе «технические» специалисты из ст. 200.4 и 200.5 УК РФ либо являются соучастниками других преступлений, либо субъектами преступления вообще не являются. Отсюда и низкая статистика реализованных составов в суде.

Однако низкая статистика не отменяет необходимости в наличии описываемых норм для правоохранительной системы. Ведь большинство дел раскрывается благодаря показаниям участников событий, при которых совершены преступления. Технические сотрудники прекрасно соглашаются на дачу показаний на своих руководителей и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при наличии угрозы самим быть привлеченными по отдельной статье, введенной специально для них. Таким образом, на практике, новые статьи — это больше инструмент давления, чем реализации наказания.

Тем не менее в 2023 году нам довелось защищать клиента по ст. 200.4 УК РФ и добиться его оправдания в суде. Он обвинялся в том, что из карьерных побуждений для собственного продвижения по службе и продвижения по службе своей матери принял у подрядчика работы по госзаказу, выполненные ненадлежащим образом. В данном случае дело по ст. 200.4 УК РФ было возбуждено из-за того, что руководство заказчика само заявило о преступлении, то есть представило ситуацию, что ущерб причинен именно из-за действий технического сотрудника, а не руководства.

Таким образом, при системном анализе становится понятно, зачем вводились новые нормы и каким образом они применяются на практике при расследовании коррупционных преступлений в сфере госзаказа.

Закупки

Быстрый поиск и анализ коммерческих и государственных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Узнать больше
Реклама 16+.
Данил Гранин Адвокат, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «Гранин, Наставшев и партнеры»
Закупки

Быстрый поиск и анализ коммерческих и государственных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Узнать больше
Реклама 16+.
Раз в неделю — дайджест материалов, достойных вниманияАктуальные материалы раз в неделю
Подписаться

Другие статьи

Все статьи
<
Написать комментарий