Москва, 2011
Без стартового капитала
В 2011 году Ольга Волкова, художник по образованию, начала проводить мастер-классы по мозаике, а затем изготавливать небольшие смальта-пазлы и продавать небольшие предметы интерьера с мозаичной отделкой. Сегодня ее компания Volkovmosaic уникальная в своем роде.
О бизнесе без инвестиций, рынке без конкурентов и компании без штата Ольга Волкова рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Дело по душе
У большинства людей слово «мозаика» ассоциируется либо с примитивной детской игрушкой, либо, наоборот, с монументальным искусством — огромными панно в церквях и соборах. Моя компания Volkovmosaic выпускает наборы для творчества: мозаичные миниатюры и пазлы из смальты.
Впервые с мозаикой я познакомилась еще в школе: после занятий ходила на специализированные курсы, занималась у педагога, который сумел заинтересовать меня этим необычным занятием. Правда, потом мозаику пришлось надолго оставить. По настоянию мамы в 1988 году я поступила в Институт водного транспорта на специальность «инженер-экономист». Однако спустя три года поняла, что бухгалтерия и экономика не мое. Мне всегда хотелось связать жизнь с творчеством, и в 1994 году у меня появилась такая возможность. Я окончила сначала Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года по специальности «преподаватель рисунка и живописи», а затем и Московский художественный институт им. В.Сурикова по специальности «художник-график».
По своей второй специальности я начала работать в 2007 году. Четыре года была дизайнером по полиграфии в одном из столичных рекламных агентств. Параллельно я принимала участие в фестивалях, где проводила мастер-классы по мозаике и за одни выходные зарабатывала на этом очень неплохие деньги. Там я впервые почувствовала себя бизнесменом и поняла, что эта деятельность мне по душе. К мозаике после долгого перерыва я вернулась в декрете: пока сидела с ребенком, нужно было чем-то заниматься, и я решила возобновить свое школьное хобби, тем более что на рынке практически нет подобных услуг.
Из мастер-классов постепенно и родилась идея небольшого собственного производства смальта-пазлов. Каждые выходные я видела, с каким желанием люди приходили на мои занятия, как им было интересно делать мозаику своими руками. Часто они спрашивали, нет ли наборов, которые они могут забрать домой и собрать самостоятельно. Готовые изделия (горшки, рамки, зеркала) с использованием смальты стоят дорого, поэтому я решила вывести на рынок небольшие наборы для творчества.
Один в поле
Уникальность моего продукта — это одновременно и мое конкурентное преимущество, и серьезный минус для бизнеса. Поскольку информированность клиентов о таком виде творчества крайне низка, многие не сразу понимают, что это за мозаика и как с ней работать. Из-за этого они отказываются от покупки. С другой стороны, те, кто в курсе, рано или поздно приходят ко мне, ведь по качеству продукта я далеко ушла от ближайших конкурентов. В Москве работает еще одна фирма, специализирующаяся на мозаике, но пока их наборы довольно примитивны, у них нет красивой упаковки.
Сегодня у меня три основных направления деятельности: первый — мастер-классы. Меня часто приглашают на праздники, дни рождения, в школы. Как проходят наши занятия? Я раздаю детям деревянные фигурки и набор мозаики, показываю им образец, по которому они и собирают свои поделки. Стоимость мастер-класса — 500 руб., общая дневная выручка доходит до 10 000 руб. Второе направление бизнеса — производство готовых наборов для детей от пяти лет и взрослых. Смальта — отличный и качественный материал для оформления интерьеров. Многие люди с удовольствием покупают разные приятные мелочи с отделкой из смальты, правда, до сих пор бытует стереотип о трудоемкости самостоятельного изготовления смальтовых вещей. Я предлагаю людям попробовать, и многие втягиваются. Большой набор для творчества стоит 1000 руб., маленький — 500. Средний чек — 2 000 руб. Третье направление работы — продажа готовых товаров: кто-то хочет сам сделать цветочный горшок и покупает смальта-пазл, а кто-то хочет просто купить готовый. Я изготавливаю небольшие вещи для интерьера под ключ. Здесь стоимость достигает 5 000 — 10 000 за одно изделие.
Пока рынок мозаики не очень большой, даже по миру она не входит в десятку самых популярных видов творчества и рукоделия. До вязания нам еще далеко. Но, по моим личным ощущениям, рынок все-таки будет развиваться. Инструменты для самостоятельного сбора мозаики стоят довольно дорого: одни только щипцы обойдутся в 3 500 руб. Плюс материал не везде доступен. Но когда люди приходят ко мне на мастер-класс и впервые пробуют собрать свою мозаику, они тут зажигаются этим делом и практически всегда покупают наборы домой.
Мой бизнес один из тех, которые не требуют серьезных инвестиций и трудозатрат на старте. В запуск компании я вложила 15 000 руб., которые окупились уже за первый год. Особых сложностей с организацией не было, все прошло как по маслу. Сегодня мои наборы продаются через интернет-магазин на сервисе «Ярмарка мастеров» и офлайн, в торговой точке в зоопарке. В зависимости от сезона ежедневная посещаемость моей небольшой палатки колеблется от 10 до 50 человек. В интернете материал пока продается очень плохо. В основном его покупают те, кто уже попробовал собрать мозаику на мастер-классах. В ближайшем будущем планирую пройти курсы профессиональной фотографии, чтобы повысить конверсию онлайн-магазина.
Недавно я начала вести Instagram, правда, пока клиенты через этот сервис не идут, хотя я обучалась на специализированных курсах, брала уроки создания продающих текстов. Самой эффективной рекламой в моей отрасли по-прежнему остаются мастер-классы и сарафанное радио.
На все руки мастер
Практически все бизнес-процессы я веду сама: пишу и верстаю инструкции, снимаю фото поэтапно, закупаю материалы в Китае. Все это серьезно тормозит развитие бизнеса. В отсутствие команды и человека, который смог бы составить конкретный бизнес-план, я топчусь на одном месте. Пока я решилась нанять двух сотрудников на помощь в сборке готовых изделий: они собирают мозаику на клейкую ленту, потом я упаковываю их работу и отправляю заказчику. Обеих я без труда нашла в Facebook через объявление. Откликнулось очень много желающих, я выбирала по критериям точности, аккуратности и внимательности. Они прошли специальную программу обучения из шести занятий, мы вместе с ними садились, делали работу, и на основании нее я оценивала потенциал кандидаток.
Сейчас моя главная задача — масштабировать проект на зарубежный рынок. В России я пока не вижу перспектив для своего продукта по выходу в розницу. Магазины делают очень большую наценку, за такие деньги клиенты просто не готовы покупать не очень знакомый им продукт. А в долларах цена одного комплекта (500 руб.) будет совсем невысокой. Пока присматриваюсь к рынкам США и Германии.
Всем новичкам я советую любить свое дело и не ориентироваться на деньги. Если бы я думала только про деньги, я бы ни за что не продвинулась так далеко. Ведь в моем бизнесе были моменты, когда мозаика вообще ничего мне не приносила. Ну и конечно, надо верить в себя и опираться на поддержку друзей и семьи.