Как меняется учёт аренды: анализируем ФСБУ 25/2018

Ольга Букина, Александр Лавров 9 сентября 2020

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» нужно будет применять с отчётности за 2022 год. Но есть компании, которым лучше перейти на новый порядок уже сейчас. Разберемся, что меняется для арендаторов и арендодателей и как упростить переходный период.

62 комментария
без бутылки не разберешь. это ж надо так накрутить. пусть эти умники на практике попробуют это сделать, а то в теории мы все сильны.
Елизавета Кобрина 15 сентября 2020
Здравствуйте! Мы подготовили этот материал специально, чтобы помочь бухгалтерам разобраться в новых правилах. Они действительно сложные. Если у вас есть вопросы, задавайте их в комментариях или разделе «Вопрос эксперту», поможем разобраться.
Елизавета Кобрина, добрый день! А ещё некому задавать вопросы, так как нет наработанной практики ни у кого. А авторы в беседе дали понять что просто списали этот стандарт .
Смысл в чем? Вообще все это для чего?
Организации обязаны переходить на учёт по ФСБУ 25/2018 начиная с отчётности за 2022 год, т.е. в 2022 году нужно будет отражать операции по аренде по ФСБУ.
Вопросы: 1. если договор лизинга ( мы лизингополучатель) заключен в 2019 году и заканчивается в 2022 году, т.е. остатков по этим договорам на 31.12.2022 г не будет, можно ли будет закончить отражение операций по этим договорам в 2022 году в старом порядке без учета требований ФСБУ (риски?)? 2. Как с учетом требований ФСБУ 25/2018 отражать в 2022 году операции по сдаче в аренду помещений, по аренде помещений (мы берем в аренду), операции по сдаче в аренду с последующим выкупом оборудования?
Елизавета Кобрина 22 сентября 2020
Добрый день!
1. Если организация начнет применение ФСБУ 25/2018 именно с отчетности за 2022 год (т.е. не будет досрочного применения), то в силу п. 51 Стандарта можно отражать операции по договору, который заканчивается в 2022 году, в старом порядке.

2. Предмет аренды значения не имеет. При аренде оборудования и помещения подходы и принципы учета одинаковые. Весь порядок подробно и с примерами дан в материале.
Все равно порядок учета когда берется в аренду помещение точно не определен! Стоимость активов в договорах не прописывается. Получается заведомое увеличение 01сч. вообще из воздуха.
Елизавета Кобрина 30 сентября 2020
Раиса. Добрый день. Даже если стоимость активов не указана в договорах, ее можно определить самостоятельно.
Елизавета Кобрина. Для этого и сделано: государственные компании будут определять стоимость в нужном размере, ну а частные...их просто заставят определять так, как требуется в данный момент, или доначислят им при проверке с вменением неуплаты прибыли. Кормушка открыта..
Р
Елизавета Кобрина. каким образом? заказывать оценку стоимости офиса??
Ирина, это фсбу. Он не имеет отношения к прибыли... Прибыль платим по НК..
Не получается результат по формуле 0,7974%.Можно подробный расчет?
Елизавета Кобрина 30 сентября 2020
Галина. Формула следующая: ((1 + годовая ставка / 100)^1/12 – 1) × 100. В примере годовая ставка 10%. Итоговая формула: ((1+10/100)^1/12 – 1) × 100.
1. (1+10/100) = 1,1
2. 1,1^1/12=1,007974
3. 1,007974 – 1 = 0,007974
4. 0,007974 × 100 = 0,7974 %
Г
Елизавета Кобрина. Ещё раз: в пункте 2. 1/12 это сколько?
Ведь 1:12=0,083333... и если 1,1*0,083333, то получится 0,0916666...
Галина. Галина, как Вы поняли в пункте 2. вот 1/12 это сколько?
Ведь 1:12=0,083333... и если 1,1*0,083333, то получится 0,0916666...
Елизавета Кобрина 4 ноября 2020
Елена. Здравствуйте! По формуле 1,1^1/12 — нужно возвести в степень 1/12, а не умножить на дробь 1/12. Тогда получится 1,007974.
Елизавета Кобрина. Здравствуйте, я не поняла как вычислить Коэффициент приведения номинальной суммы к фактической. 1/(1+0,7974)^1 =0,56. Как получилось 0,992088943?
Елизавета Кобрина 12 ноября 2020
З. Здравствуйте! Месячная процентная ставка 0,7974%, поэтому некорректно брать ее к расчету как число 0,7974. Правильно будет 0, 007974. По действиям будет выглядеть так:
1. 1 + 0,007974 = 1,007974
2. 1,007974 ^1 = 1,007974
3. 1/1,007974 = 0,992088943
В
Лизингодатель перешел на ФСБУ 25 с 2021 г., Лизингополучатель планирует только с 22 г. Как в этой ситуации ведется учет у Лизингодателя и Лизингополучателя, чей баланс ?
Хотелось бы понять экономический смысл .
ТС
Татьяна Сокур 12 января
Ольга, данный стандарт разрабатывался и создавался для сближения наших правил учета с МСФО. Экономический смысл в том, что имущество, находящееся в долгосрочной аренде - это тоже актив организации, т.е. оно ей способно приносить экономическую выгоду, такую же, как собственное имущество (в рамках условий договора аренды). Таким образом, это не нечто, "взятое из воздуха", а вполне конкретный актив.
Интересно, кто этот ФСБУ писал, сам то, что-либо понял, что написал...
Где логика????? В чем логика????? Что за учет???? Зачем????
В
Виктория 16 декабря 2020
Согласно, чушь всякую пишут ..для чего это, такое ощущение, что писал это человек, находясь на должности и ему надо "отбить" свою высокую з.п., на сколько я знаю там управленческий аппарат большой, поэтому и нововведений много чуть ли не каждый день. Почему не сделать все один раз просто и понятно и работать по одной схеме, иногда дорабатывать... нет надо постоянно что-то менять..нет слов..
АВ
Александр Вологданцев 22 октября 2020
Добрый день, подскажите, пожалуйста, как вести учет по данному ФСБУ у арендатора и арендодателя, если сдается в аренду офисное помещение. Заранее большое спасибо.
Елизавета Кобрина 23 октября 2020
Добрый день! Порядок учета по новому стандарту рассмотрен в материале. Для оборудования и помещений подход одинаковый.
АВ
Александр Вологданцев 22 октября 2020
Есть ли подобные статьи касательно ФСБУ 6/2020 "Основные средства", 26/2020 "Капитальные вложения", 5/2019 "Запасы"?
Елизавета Кобрина 23 октября 2020
Здравствуйте! Статью про ФСБУ 5/2019 «Запасы» готовим к началу ноября. Обзоры остальных стандартов будут позже, так как они обязательны только с 2022 года.
НИ
Надежда Исаенко 26 октября 2020
Подскажите, а почему все-таки образуется ОНО/ОНА? Разве в БУ возникают доходы/расходы именно на дату принятия? Есть ли в ФСБУ пункт, который говорит об этом? Спасибо!
Елизавета Кобрина 28 октября 2020
Добрый день! С 2020 года в обязательном порядке применяется новая редакция ПБУ 18/02. Она предусматривает применение балансового метода: временная разница определяется как разница между бухгалтерской и налоговой стоимостью актива или обязательства, а не разница между доходами / расходами в бухгалтерском и налоговом учете (см. действующую редакцию п. 8 ПБУ 18/02). Изменения были внесены Приказом Минфина России от 20.11.2018 № 236н. В этой связи уже на момент признания ППА и обязательства по аренде возникают временные разницы, как и показано в статье.
Если наше предприятие на УСНО, то можем аренду (без права выкупа и передачи арендатору) показывать как операционную? Можем не использовать ФСБУ 25/2018?
Елизавета Кобрина 28 октября 2020
Здравствуйте! Применяемая система налогообложения не имеет значения. Важно лишь, может ли организация применять упрощенные способы бухучета. Если да, то применение упрощений, указанных в ФСБУ 25/2018, возможно.
При этом полностью отказаться от применения ФСБУ 25/2018 не имеет права ни одна организация, т.к. такое право Стандартом не предусмотрено.
Спасибо за ответ. Хочу уточнить:
Применяемая нами система налогообложения (УСНО д-р) не предусматривает применение ПБУ 18/02, не исчисляет ОНО и ОНА. Значит ли это, что мы можем показывать аренду как операционную, т.е. отражать только платежи от арендатора?
Н
Добрый день! Как отразится на арендных платежах в целом переход на ФСБУ25/2018? В организации на данный момент применяется метод сопоставимой рентабельности.
О
Добрый день! А как быть ,если договор аренды помещения продлевается каждые 11 месяцев?Учитывать как в примере учета краткосрочной аренды, без дисконирования?Или тогда нужно регистрировать договор в Росреестре, если заключать на длительный срок?
Елизавета Кобрина 20 ноября 2020
Добрый день! Передаю ответ автора.
«Я бы здесь исходил из реальной сути правоотношений, а не из их юридической формы (требование приоритета содержания перед формой — п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»). Если договор только оформлен как краткосрочный с автопролонгацией, а в действительности долгосрочный, то вне зависимости от регистрации в Росреестре предлагаю учесть как долгосрочный. В этом случае срок договора будет предметом профессионального суждения бухгалтера — оценочным значением, которое необходимо периодически тестировать на возможное изменение и при необходимости вносить корректировки, связанные с изменением этого оценочного значения.
При этом еще раз подчеркну — необходимость (или ее отсутствие) регистрации обременения (не договора!) в Росреестре определяется только сроком, указанным в договоре, и ничем более».
В
Валерий 27 ноября 2020
Добрый день.
А Вы не могли бы подробнее расписать налогообложение? Как формируется налогооблагаемая прибыль и рассчитывается налог?
В
Валерий 27 ноября 2020
Небольшое уточнение. Вопрос относился к деятельности арендодателя. И правильно ли я понимаю, что для целей расчета налогооблагаемой прибыли в качестве дохода принимается величина процентов по договору аренды, а амортизация рассчитывается от стоимости основных средств?
В
Валерий 27 ноября 2020
И не вполне понял про амортизацию ППА для арендатора. В 1 месяц амортизация не начисляется, тогда к моменту окончания срока амортизации ППА не полностью самортизировано. Почему же получается, что списанная амортизация равна размеру ППА?
Откуда брать кредитную ставку? почему на аренду надо обязательно брать кредит? Значит ли это что сначала надо запросить кредит в банке и получить отказ и потом уже брать в аренду или лизинг? Откуда взялась формула расчёта?
ТС
Татьяна Сокур Изменен 12 января
Таня, формула расчета (дисконтирования) взялась из финансового менеджмента и определяется временнОй стоимостью денег - чем дальше по времени отсрочена выплата, тем меньше ее стоимость в настоящем. Никакие кредиты запрашивать не надо, надо применять профессиональное суждение. С профессиональным суждением у наших бухгалтеров обычно большая проблема, т.к. в нашей практике бухгалтерский учет и финансовый менеджмент максимально далеки друг от друга.
Небольшая подсказка. Если актив берется в лизинг в лизинговой организации, то % уже включен в лизинговый платеж, хоть и не выделен отдельно. В этом случае достаточно посчитать в Excel IRR (внутреннюю норму доходности), исходя из существующего графика платежей, прописанного в договоре, - это и будет ставка дисконтирования.
В качестве альтернативы можно использовать доступную для организации ставку кредитования (например, ставки по банковским кредитам на тот же срок, что и договор аренды).
Думаю, что все будут требовать, чтобы им все конкретно прописали и разжевали, откуда брать ставку, профессиональное суждение сформировать не так-то просто, если не было опыта составления отчетности по МСФО...
Т
Татьяна Сокур, Во первых: бухгалтерЫ . Во вторых и третих- вопрос был про аренду а не лизинг.
ТС
Татьяна Сокур 12 января
Таня, где в моем комментарии слово бухгалтеры? К чему это вообще?
Т
Татьяна Сокур, такой ответ мне пришел на почту. "Татьяна Сокур 12 января 2021, 02:20
@Таня, формула расчета (дисконтирования) взялась из финансового менеджмента и определяется временнОй стоимостью денег - чем дальше по времени отсрочена выплата, тем меньше ее стоимость в настоящем. Никакие кредиты запрашивать не надо, надо применять профессиональное суждение. С профессиональным суждением у наших бухгалтеров обычно большая проблема, т.к. в нашей практике бухгалтерский учет и финансовый менеджмент максимально далеки друг от друга.
Небольшая подсказка. Если актив берется в лизинг в лизинговой организации, то % уже включен в лизинговый платеж, хоть и не выделен отдельно. В этом случае достаточно посчитать в Excel IRR (внутреннюю норму доходности), исходя из существующего графика платежей, прописанного в договоре, - это и будет ставка дисконтирования.
В качестве альтернативы можно использовать доступную для организации ставку кредитования (например, ставки по банковским кредитам на тот же срок, что и договор аренды).
Думаю, что наши бухгалтера будут требовать, чтобы им все конкретно прописали и разжевали, откуда брать ставку, профессиональное суждение сформировать не так-то просто, если не было опыта составления отчетности по МСФО...
М
а существует ли наказание для тех, кто не будет применять эту ...ню?
В
Владимир 20 декабря 2020
А стоимость объекта, из которой исходили при начальном бухучёте, не может меняться? Её нужно постоянно отслеживать? Делать оценку каждый год? Это сколько корректировок будет в учёте? Если не отражать изменения, от в чём смысл этих формул?
Добрый день. Если мы малое предприятие и берем оборудование в лизинг с последующим выкупом, нам потребуются какие-либо переходные процедуры?
О
Ольга 5 января
Добрый день! В какой строке отчетности отражаются начисленные проценты от дисконтирования? 2330 Проценты к уплате или 2350 Прочие расходы?
Н
Наталья 13 января
Я бы сказала, что с профессиональным суждением у наших финансовых менеджеров обычно очень большая проблема, а не у бухгалтеров, т.к. в нашей практике бухгалтерский учет и финансовый менеджмент максимально далеки друг от друга.
НС
Наталья Салькова 13 января
Получается, чтобы разобраться во всей этой "каше", извините, другого слова пока не подобрала, нужно в штате содержать и финансового менеджера? за чей счет? это что, борьба с безработицей финансистов? и повышение собираемости налогов с ЗП, У бухгалтера и так дел полно! Думаю эта неразбериха будет еще ни один год, пока не установится судебная практика по налоговым проверкам по данному ФСБУ25/2018.
ИШ
Е
АМ

Читайте также