Нетворкинг

5 способов подключить сотрудников к деловому нетворкингу

27 марта 2014

В переводе с английского нетворкинг (net — «сеть» и work — «работать») – это процесс, направленный на то, чтобы с помощью круга знакомых быстро решать возникающие проблемы. В деловой среде умение расширять сеть контактов помогает не только находить клиентов, но и нанимать талантливых сотрудников, выстраивать партнерские отношения, привлекать инвесторов.

Эксперт в области нетворкинга Алексей Кекулов вместо известного лозунга «Связи решают все» предпочитает использовать другой, менее амбициозный  – «Связи могут многое».  И с ним трудно не согласиться. Пролистав свою записную книжку, можно выудить оттуда как минимум 10 хорошо налаженных полезных контактов. Что же тогда говорить о компании, в которой работают десятки, сотни сотрудников, у каждого из которых есть своя записная книжка? Если собрать воедино контакты всех сотрудников, получится приличная сеть, причем затрагивающая различные направления деятельности. Скажем, недавно устроившийся к вам на работу маркетолог может иметь связи со СМИ и другими компаниями в своей профессиональной области, которые, безусловно, потенциально полезны для бизнеса. 

Казалось бы, все это насколько очевидно, что не стоит тратить время на лишние объяснения. Однако, как показывает практика, в большинстве компаний только несколько ключевых сотрудников умеют и хотят работать с сетью контактов. Между тем, по законам современного бизнеса, нетворкинг должен быть неотъемлемой частью стратегии развития компании. А для этого нужно, чтобы все сотрудники понимали его преимущества и при случае могли легко рассказать о своей компании.  

По словам Хэзер Уайт, основательницы Smarter Networking, существуют четыре основные причины, почему люди неохотно занимаются нетворкингом: внутренняя политика самой компании тому препятствует (например, высокая текучесть персонала),  в большинстве своем персонал не обладает мастерством построения связей (люди боятся, стесняются, воспринимают нетворкинг как продажи, не видят смысла), менеджмент и персонал «шагают не в ногу» (не поощряется желание обмениваться контактами, от людей требуют быстрых результатов), взгляды групп и отдельных индивидов расходятся, что препятствует нормальному развитию связей (иногда люди могут «защищать» свои контакты в ущерб общему благу).

Что необходимо предпринять, чтобы вовлечь сотрудников в процесс нетворкинга? Нужны коммуникации, которые включают сразу несколько составляющих.

1. Тренинги

Для начала необходимо объяснить, что такое нетворкинг и в чем его польза. Для этого можно проводить различные собрания, тренинги и мастер-классы. Любой сотрудник, который желает развиваться (а других вы к себе не берете, верно?), сразу смекнет, что нетворкинг — дело важное. На таких тренингах самое главное — выяснить, какими связями уже обладают сотрудники, мотивировать их продолжать расширять сеть, научить делать это тактично, отдавая что-то взамен.

2. Книги

Понятие нетворкинга появилось в России сравнительно недавно, однако за рубежом о нем успели написать немало книг. Существует много полезной литературы на эту тему — например, «Никогда не ешьте в одиночку» Кейта Феррацци и Тала Рэза, «Связи решают все. Правила позитивного нетворкинга» Дарси Резака. Отберите полезную литературу для корпоративной библиотеки и посоветуйте ее сотрудникам.

3. Индивидуальный подход

Умением легко устанавливать контакты обладают далеко не все. Как отмечает Хэзер Уайт, «неестественных нетворкеров сложно конвертировать в естественных за сутки». Есть люди необщительные, уделяющие больше внимания другому, что им хорошо удается. При этом необходимо ценить каждого сотрудника, а тех, у кого возникают сложности с нетворкингом, мотивировать. В таких случаях полезно объяснить преимущества нетворкинга (для личных и профессиональных целей), помочь в разработке таких подходов, при которых «неестественные нетворкеры» могли бы чувствовать себя комфортно. Тот, кому сложно устанавливать контакты, может, например, заручиться поддержкой коллег или встречаться с нужными людьми на компанейских мероприятиях.

И не забудьте пополнить полку корпоративной библиотеки книгой «Нетворкинг для интровертов» Девора Зака.   

4. Социальные сети

Куда без них в 21 веке? Помимо развлекательных «Одноклассников» и «ВКонтакте», существуют соцсети, которые заточены на расширение деловых контактов. Например, LinkedIn, последние несколько лет стремительно набирающий популярность в России. Есть ресурсы, уже построенные на самом процессе нетворкинга. Один из них — takepin.ru, где вы регистрируетесь через уже существующую страницу в другой социальной сети, а затем рекомендуете друзей в какой-либо области. То же делают и ваши друзья. Таким образом, становится легче найти необходимого вам специалиста — врача, механика Ferrari или хорошего повара. Кстати, сам создатель takepin.ru позиционирует свой ресурс как «первый онлайн-инструмент нетворкинга».

5. Вечеринки

Корпоративы — это не только возможность хорошо повеселиться. На них можно перезнакомить сотрудников, которые не сталкиваются друг с другом в офисе или редко работают вместе. Такие знакомства в неформальной обстановке можно тоже расценивать как нетворкинг.     

«Естественных нетворкеров», людей, готовых легко обращаться и выстраивать отношения, не так уж и много. Но даже их иногда необходимо правильно направлять, чтобы извлекать наибольшую пользу для бизнеса. Будьте готовы к тому, что вам, возможно, придется напоминать им о том, чтобы они расширяли круг влиятельных контактов, совершенствовали свои soft skills (навыки межличностного общения), эффективнее использовали уже выстроенные сети контактов, ведь многие из тех, кто нарастил приличную сеть, ленятся о чем-то просить своих знакомых.


Поделиться
Не пропусти новые публикации

Подписывайтесь, и мы будем один раз в неделю присылать полезные бизнес-советы, аналитические статьи, истории успеха и провала, интервью, а также мнения экспертов на острые темы

Подписаться
567 просмотров
В избранное
3 комментария Написать свой
Вообще-то нетворкинг от английского network — взаимосвязанная группа людей, а networking — процесс построения связей.
Ответить Ответить
Александр, вы только одно предложение из всей статьи прочитали?
Ответить Ответить
Спасибо за ваше мнение!

Читайте также

Загрузить еще
loader
Спасибо за подписку.

Заполните, пожалуйста, все поля.

Предложение, замечание, просьба или вопрос.