Новый порядок работы с больничными и социальными пособиями предполагает, что все платежи за счет средств ФСС проводятся напрямую в адрес работников. При этом, как и ранее, сведения для правильного исчисления пособия (средний заработок, стаж и пр.), должна предоставить организация.
Если раньше из-за ошибки в расчетах ФСС просто не компенсировал компании соответствующие суммы, то теперь неточности приводят к излишнему расходованию государственных средств. В связи с чем законодатели установили правила, повышающие цену подобных ошибок.
Платеж первый — штраф
Первое, что грозит компании, если ФСС выплатит работнику лишние суммы из-за неверных сведений или документов, — штраф. Он составляет 20 % от излишне выплаченной суммы, но не может быть меньше 1 000 и больше 5 000 рублей (ст. 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Платеж второй — возмещение ущерба ФСС
Одним штрафом ответственность работодателя не ограничивается. С января 2022 закон дополнен положениями, декларирующими обязанность возместить Фонду излишние расходы, а также порядком возмещения (пп. 6.1 п. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ).
ФСС узнает об ошибке во время проверки. В рамках выездных и камеральных проверок ФСС может выяснить, что работодатель предоставил неполные или недостоверные сведения. Если обнаружится, что неточности привели к переплате пособия, проверяющие вынесут решение об их возмещении.
ФСС выносит решение о возмещении. Решение о возмещении в течение пяти рабочих дней направят страхователю. Сделать это ФСС может в электронной форме по ТКС. Через 10 рабочих дней после вручения решение вступит в силу и ФСС направит страхователю требование о возмещении излишне понесенных расходов.
Работодатель должен исполнить требование. Срок добровольного возмещения, суммы и реквизиты для их перечисления будут указаны в требовании. Неисполнение требования в добровольном порядке вынудит ФСС обратиться в суд с иском о взыскании убытков.
Включает ли сумма возмещения НДФЛ?
Налог на доходы удерживается непосредственно из выплаты, причитающейся физлицу (п. 4 ст. 226 НК РФ). Другими словами, НДФЛ — это часть соответствующего пособия, которая причитается не получателю, а бюджету. Следовательно, возмещение всех сумм в адрес ФСС будет происходить с учетом НДФЛ.
Поскольку при ошибке работодателя нет оснований для взыскания с сотрудника сумм, переплаченных ФСС, то не возникает и оснований для корректировки налога и дохода в виде пособия.
Проще говоря, лишнее пособие (за минусом НДФЛ) останется у сотрудника, НДФЛ с этого пособия останется в бюджете, а работодатель перечислит Фонду в качестве возмещения всю переплаченную ФСС сумму (лишнее пособие с учетом НДФЛ).
Как исправить ошибку в расчете пособия
Если работодатель успеет исправить поданные в ФСС неверные сведения до того, как лишняя сумма будет перечислена получателю, то оснований для взыскания ущерба не будет. Однако если пособие уже выплачено, предоставление в ФСС корректирующих сведений лишь даст старт процедуре взыскания ущерба. На размер компенсации это не повлияет.
А вот на сумму штрафа самостоятельные корректировки повлиять способны. Это вполне можно расценивать как обстоятельство, смягчающее ответственность, перечень которых носит открытый характер (п. 4 ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ, пп. 4 п. 1 ст. 26.26 Закона № 125-ФЗ). А значит, штраф должен быть снижен как минимум вдвое (п. 4 ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ, п. 5 ст. 26.26 Закона № 125-ФЗ).
У страхователя не получится отнести на расходы штраф за подачу недостоверных сведений и суммы возмещения, перечисляемые по требованию ФСС. Включать в расходы запрещено не только санкции, но и возмещение ущерба, перечисляемое в государственные внебюджетные фонды (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Кто обязан возмещать расходы ФСС, если работодатель не виноват
Если ошибку в сведениях допустил работодатель, то именно он в общем случае должен возмещать излишние расходы ФСС. Но может быть и такое, что недостоверные данные попадут в фонд по вине сотрудника или медицинской организации. Тогда обязанность по возмещению перейдет к виновному лицу.
Ошибка работника
Излишне выплаченные суммы могут быть взысканы с застрахованного лица в двух случаях: если переплата произошла из-за счетной ошибки или если работник специально предоставил неверные сведения (п. 6 ст. 15 Закона № 255-ФЗ).
При этом в обеих ситуациях взыскивать переплату с работника ФСС будет сам (ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ). Это подтверждается и формой решения о взыскании (утв. Приказом ФСС России от 27.12.2021 № 594), которая допускает ее выставление физическому лицу-получателю пособия.
Соответственно работодатель вправе взыскать с работника (в означенных двух ситуациях) только ту часть излишне выплаченного пособия, которая перечисляется за счет средств компании (больничный за первые 3 дня нетрудоспособности). А предъявлять претензии к сотруднику по поводу компенсации сумм, перечисленных в адрес ФСС на основании требования о возмещении ущерба на излишнюю выплату пособий, работодатель не может в принципе.
Ошибка медорганизации
Установленная ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ процедура возмещения излишне понесенных Фондом расходов применима не только к страхователю, но и к другим участникам процедуры. А значит, ее можно применять и к лечебному учреждению, которое предоставило недостоверные сведения, приведшие к переплате пособия. Однако форма решения о возмещении, утвержденная Приказом ФСС России от 27.12.2021 № 594, такого варианта не предусматривает.
Если переплата произошла по вине лечебного учреждения, то оснований для взыскания расходов с работодателя нет. Ведь оно возможно только если лишние расходы вызваны представлением тем лицом, с которого взыскивается ущерб, недостоверных сведений и (или) документов либо сокрытием сведений и документов, влияющих на получение страхового обеспечения и (или), на исчисление его размера (п. 4 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ).
Как оспорить решение о возмещении ФСС
Право страхователей на обжалование любых ненормативных актов ФСС закреплено в ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ.
Если компания не согласна с решением о возмещении расходов, она может не дожидаться требования и последующего судебного разбирательства, а сразу направить жалобу в вышестоящий орган ФСС или в суд. Сделать это можно в течение трех месяцев со дня получения требования (пп. 5 п. 1 ст. 4.1 Закона № 225-ФЗ, п. 7 ст. 26.21 Закона № 125-ФЗ). Но подача жалобы не приостановит действие решения автоматически. Это произойдет только при удовлетворении ходатайства работодателя.