Уже восьмой год действует государственная программа развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности, в которой намечены на перспективу планы импортозамещения для каждой отрасли. Эксперты по-разному оценивают результаты. Но все сходятся во мнении, что отказ от импорта — слишком сложная и практически невозможная задача. А что думают сами производители?
В июле 2022 года агентство InfoLine представило результаты исследования, в рамках которого были проанализированы итоги импортозамещения потребительских товаров за период с 2010 по 2021 год. Выяснилось, что доля зарубежных продуктов питания в России значительно сократилась, но при этом выросла доля иностранных непродовольственных товаров — это касается одежды и обуви (90 % импорта), бытовой техники (80 %), косметики и парфюмерии (70 %).
Санкционный шок в оценках экспертов
Санкции 2022 года оказались гораздо масштабнее предыдущих и охватили различные сферы экономики. Специалисты Центра макроэкономического анализа и прогнозирования (ЦМАКП) еще в марте обозначили последствия, с которыми столкнутся отдельные экспортные рынки и предположили, что «санкционный шок, очевидно, глубоко трансформирует российскую экономику».
В частности, эксперты отметили, что наибольшие потери понесет экспорт машин и оборудования: на рынки недружественных стран сокращение произойдет на 50-80 %, на рынки прочих стран (вне ЕАЭС) – на 15-20 %, на рынки стран ЕАЭС — на 10 %. Потери объемов произойдут и на рынках топлива, угля, нефти и нефтепродуктов, газа, а также на рынках черных и цветных металлов, удобрений, зерна.
Специалисты ЦМАКП прогнозируют «схлопывание» экспорта услуг — до 70 % на рынки стран-инициаторов санкций.
По импорту ожидается значительное сжатие ввоза инвестиционных товаров (на 70-80 % из недружественных стран и на 10-15 % из других стран, кроме ЕАЭС). Это сжатие негативно повлияет и на ввоз сырья, материалов и комплектующих, который, как ожидается, сократится вдвое.
И если на рынках потребительских товаров можно рассчитывать на частичное замещение товаров аналогами других стран, то импорт услуг в буквальном смысле «обваливается».
Реакция производителей на санкции 2022 года
Мы попросили российских производителей оценить масштаб санкций, с которыми они столкнулись, поделиться опытом импортозамещения и рассказать о планах на будущее с учетом текущих ограничений.
«Авторы санкционных пакетов не так глупы»

Евгений Пашко, генеральный директор ООО Управляющая компания «Выбор»
Компания «Выбор» основана в 1996 году в Новороссийске. Занимает 14 % российского рынка тротуарных плит. Компании принадлежит 8 заводов, ряд карьеров и 2 дробильно-сортировочных комбината: в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Новороссийске, Курганинске, Красноярске, Ялуторовске и Зеленодольске. Предприятия производят 2 600 видов тротуарной плитки и элементов городского благоустройства. Ежегодный объем выпускаемой продукции — более 5 млн кв. м.
Дилерская сеть распространена по всей стране и охватывает 68 регионов России. Продукция компании «Выбор» лежит в основе 14 объектов благоустройства, вошедших в топ в рейтинге Минстроя РФ в 2022 году.
С какими проблемами столкнулись в своей отрасли?
Нынешний кризис — явление совершенно новое. Даже «генеральная репетиция» для нашей экономики в 2014 году по своей глубине и сути имела ряд принципиальных отличий. Думается, что главное прозрение, которое ждет россиян, — это неожиданно трезвая мысль о скудости и совершенно недостаточной емкости отечественного рынка. И тут на первый план выходит вопрос экономической выживаемости предприятия, плотно увязанный с накопленным потенциалом развития. Именно в нем, думается, заложен успех стратегии развития промышленных предприятий в изменившихся условиях.
Особая сложность для производства ГК «Выбор» заключаются в том, что сам способ полусухого вибропрессования тротуарных плит и оборудование для этого родом из Германии. И спустя четыре месяца после известных событий мы ощущаем последствия санкций: немецкие коллеги отключили нам телесервис по обслуживанию машин своих марок, а запчастей к ним и, например, железно-оксидных пигментов производства ФРГ осталось примерно на год. Что делать?
Первое, что всем приходит на ум — закупать вышеперечисленное посредством третьих лиц через, скажем, Турцию или еще лучше Казахстан, в санкциях ни с какой стороны не участвующих. Даже телесервис можно было бы настроить виртуально. Но увы! Авторы санкционных пакетов не так глупы, подобные каналы перекрыты двойным кордоном надежно и, скорее всего, надолго. Третьим странам попросту не продадут подобное оборудование и сервисы.
Как импортозамещение повлияло на ваш бизнес?
Налаживать импортозамещающее производство на нашем весьма ограниченном рынке — нерентабельно, потому что малые партии товара не окупаются, а большие не находят спроса. А в случае с высокотехнологичным оборудованием — крайне сложно и пока, к сожалению, невозможно. Поэтому мы ведем переговоры с китайскими промышленниками. И здесь тоже возникают свои сложности.
Китай, при всей своей громадности и мощи, слишком разный, а главное — его наиболее развитые предприятия ориентированы на суперрентабельные масштабные проекты. И представить себе ситуацию, чтобы они развернулись в сторону наших, ограниченных рынком сбыта, специфично редких заказов, затруднительно.
Другое дело, что появляется шанс у компаний второго и третьего эшелонов (из Турции, Китая и России), которым конкурировать ранее с европейцами у нас было нереально. И здесь возникает законный вопрос к нашему правительству: способно ли оно организовать и гарантировать венчурное финансирование подобных проектов?
В некоторой степени предвидя проблемы, мы заблаговременно, в рамках антикризисной стратегии, накопили ресурсы, добились максимальной финансовой устойчивости, обросли людьми — высококлассными специалистами, способными решать задачи практически любой сложности. Таким образом реализовав постулат потенциала живучести предприятия в молниеносно меняющихся экономических условиях. К тому же строительный рынок инертен — проекты рассчитаны на годы вперед. А на ближайшую обозримую перспективу мы обеспечены материалами и запчастями.
Каким видите развитие компании в текущих условиях?
С 2014 года ГК «Выбор» целенаправленно работает над рядом проектов по локализации элементов оборудования и расходных материалов. За это время удалось реализовать два проекта: производство поддонов для бетоноформовочных машин (бренд Тимбра) и локализация части запчастей и оборудования (бренд ВСМ) для вибропрессования. Также в разработке был проект по производству форм для бетоноформовочных машин, но, к сожалению, в силу масштаба и отраслевых рисков его не удалось реализовать.
По опыту реализации этих проектов можно констатировать, что обычное для кризисных времен желание диверсифицировать производство с тем, чтобы минимизировать риски, нам не подходит. Опыт поколений показывает, что лучше делать только и именно то, что умеешь и любишь больше всего. К тому же наш рынок тротуарных плит весьма ограничен и специфичен.
В то же время руководство ГК «Выбор» сегодня продолжает исповедовать экстенсивное направление развития — захват и освоение новых территорий путем строительства там заводов и выстраивания торговой и логистической сети. На наш взгляд, уникальность применяемых технологий, гарантии максимально возможного на сегодня качества изделий и наработанный опыт позволят Группе без особого труда приходить и закрепляться во вновь осваиваемых регионах. Всего планируем запустить таких заводов-центров 33 по всей стране. Сегодня у нас 7 действующих, один открывается буквально на днях в Зеленодольске (Татарстан), запуск еще одного — в ближайших планах. Так что работы хватит на годы вперед.
Развитие необязательно подразумевает строительство новых заводов. Мы не исключаем покупку действующих предприятий с целью их модернизации и переоснащения, а также процедуры дружественного поглощения более мелких игроков на местах, которым трудно будет выживать в изменившихся условиях самостоятельно и которые риску прекратить свое существование предпочтут органичную и взаимовыгодную интеграцию в состав нашего холдинга.
«Переходя на российские аналоги, мы не теряем в качестве, а в цене даже выигрываем»

Рустам Ганиев, руководитель ПТК «Инжиниринг»
ПТК «Инжиниринг» — крупная производственная компания из Казани. Занимается разработкой проектных решений и выпуском оборудования для энергетических, горно- и нефтедобывающих предприятий. Сотрудничает с компаниями «Русал», «Татнефть», «СУЭК» и «Газпромнефть».
С какими проблемами столкнулись в своей отрасли?
Процесс адаптации к новым суровым условиям все еще продолжается. Обстановка остается неустойчивой и непредсказуемой. Санкции против России не обошли и нашу компанию.
За границей мы закупали электронику, пневматику, электроприводы лакокрасочные материалы для производства своей продукции. Сейчас логистика нарушена и этих поставок нет. Но мы нашли возможность заменить ставшие недоступными импортные комплектующие на отечественные и китайские аналоги без потери качества.
Как импортозамещение повлияло на ваш бизнес?
Из-за новых санкций ЕС под запрет на поставки из европейских стран попали лакокрасочные материалы (ЛКМ). В России на европейские краски и пигменты приходилось около 50 % рынка, но это вовсе не означает, что нельзя подобрать что-то подходящее на отечественном рынке.
По нашему опыту, для производственных линий подходят автомобильные краски. Наши требования в ЛКМ не такие высокие, как в автомобильной отрасли. Нам, в отличие от автозаводов, не нужно будет менять покрасочное оборудование. Для нас важно, чтобы не забивался пистолет, слой краски был определенной толщины, состав и гомогенность не изменялись. Мы смотрим на состав отечественных красок, чтобы он был схож с европейскими, которые мы использовали и тестируем. Получается, что, переходя на российские аналоги, мы не теряем в качестве, а в цене даже выигрываем, так как отечественные ЛКМ дешевле европейских.
Что касается электроники, компания создала сырьевую подушку, и поэтому на данный момент может стабильно обеспечивать партнеров заказами и сохранить рабочие места. Всю электронику мы закупили заранее и на два года вперед. Приобретать начали, как только поняли, что поставки в Россию из Европы могут прекратиться.
Также из-за рубежа мы получали кабели LAPP. Но и им удалось найти замену. Инженер КИПа изучил все существующие на отечественном рынке модели, подходящие под наши требования, заказал всех по одному метру и провел тестирование. Так был выбран оптимальный вариант.
Что нельзя заместить российскими аналогами?
Ситуация для многих производителей оборудования не критическая. Почти все сырье для изготовления оборудования есть в России. Во всем, кроме кремния, страна независима. Также стоимость металлов приемлема для их потребителей.
Цена наиболее востребованных позиций в черной металлургии у аккредитованных трейдеров упала на внутреннем рынке по сравнению с пиковыми значениями этого года более чем на 10 %, по холоднокатаному листу снижение достигло 26 %. Цена на арматуру у трейдеров по отношению к пиковым значениям в марте этого года снизилась на 11–13 %. На горячекатаный рулон по сравнению с пиком в июне 2021 года — на 17 %, на холоднокатаный лист по сравнению с тем же периодом — на 26 %.
«Вопрос промышленной безопасности ставится выше экономической целесообразности»

Антон Туголуков, заместитель генерального директора Группы СВЭЛ
Группа СВЭЛ — один из лидирующих производителей электротехнического оборудования на рынке России и стран Восточной Европы. Предприятия группы выпускают различные виды трансформаторов, токоограничивающих реакторов, комплектных распределительных устройств.
Оборудование на 80 % закрывает потребности по всей цепочке распределения электроэнергии — от генерации до потребления. Компания самостоятельно изготавливает все от металлоконструкций до готового изделия, степень локализации производства по разным продуктам — 91-93 %. Продукция СВЭЛ может заменить все позиции компаний, ушедших с российского рынка.
С какими проблемами столкнулись в своей отрасли?
Основные проблемы следующие:
- Многие зарубежные производители отказываются сотрудничать с компаниями из России. И дело часто не в том, что многолетние партнеры вдруг передумали строить бизнес с нами или не видят перспектив сотрудничества. Представители бизнеса Европы опасаются санкций в отношении себя за поставки в российские компании, а постоянно ужесточающееся европейское законодательство в этом направлении еще больше вызывает опасения по части будущих сделок.
- Импортозаместиться в один момент нереально. Одна часть комплектующих вообще не производится в России, другая часть — спорного качества. Пока партнеры и коллеги из России наладят это производство, откалибруют, пройдет немало времени, а выпускать продукцию нужно уже сейчас.
- Риск новых санкций. Они делают невозможным любое долгосрочное планирование как для нас, так и для партнеров и поставщиков. И тут срабатывает принцип домино: если один из участников цепочки попал под санкции, страдает все направление, потому что последствия незамедлительно сказываются на всех.
- Логистические проблемы. Нарушение цепочек поставок.
- Проблемы с банковскими расчетами. Ограничение международных операций.
Как импортозамещение повлияло на ваш бизнес?
СВЭЛ работает по долгосрочным контрактам, поэтому мы не можем взять и увеличить цену в любой удобный момент. По одним комплектующим мы в процессе замены поставщиков, к счастью, у нас были проработанные варианты, по другим — спасают складские запасы: в период пандемии было решено увеличить запасы материалов, чтобы не зависеть от четкости и скорости работы логистических цепочек.
Но мы пока не можем сказать, что проблема решена и мы нашли полностью подходящие альтернативы. Мы пробуем, смотрим, находим новых поставщиков в России и пытаемся выстроить работу с ними — это непросто, нужно приноравливаться, выбирать лучший вариант, где-то договариваться с производителями и совместно искать решение по виду материалов для комплектующих и их характеристикам.
Можно сказать, что мы развиваем производителей: приходим в компании, выпускающие продукцию, аналогичную той, что нужна нам, прописываем техзадание и помогаем им запустить производство. Например, так нам удалось решить проблему с электротехническим фарфором для вводов масляных трансформаторов.
Если раньше при запуске того или иного производства ключевым параметром являлась окупаемость, то сегодня вопрос промышленной безопасности ставится выше экономической целесообразности, и государство поддерживает эти инициативы.
Как оцениваете аналог? Он хуже или лучше импорта?
Мы начали заниматься импортозамещением в те годы, когда это слово знали только в очень узких кругах. Примеры были разные — что-то замещается вполне удачно, но было и немало негативных примеров. Например, несколько лет назад закупили маслоуказатели у местного поставщика и в итоге получили 100 % рекламаций! Конечно, мы оперативно все исправили: замена прошла без особых проблем для клиентов. Нас знают как надежного поставщика, и мы очень много вкладываем в то, чтобы оправдать доверие, поэтому репутационных потерь удалось избежать и минимизировать последствия.
Другой пример — это крепеж. Срок службы трансформатора 30 лет и нам важно чтобы крепеж сохранялся в первозданном виде, не подвергаясь коррозии. Для этого на все болты, метизы наносится специальное покрытие. Так вот, крепеж с таким покрытием в России не производят! Мы пробовали закупать обычные метизы и наносить покрытие в другом месте, но эксперимент провалился, покрытие держалось недостаточно прочно.
Но несмотря на все риски, мы готовы сотрудничать с небольшими компаниями без опыта работы, потому что понимаем, что в конечном итоге пользы и для нас, и для наших клиентов будет больше. Для нас главное, чтобы наши партнеры и поставщики были готовы слышать от нас обратную связь, улучшать процессы и качество своей продукции — тогда мы точно сможем выстроить продуктивную работу.
Что нельзя заместить российскими аналогами? Как собираетесь решать проблему?
Пока не было такого запроса, российские компании не особо стремились производить то, что можно без проблем купить у поставщиков в других странах. Сейчас ситуация меняется, не так быстро, конечно, как нам бы хотелось, но мы не можем закупить в России важные для производства комплектующие:
- пластинчатые радиаторы;
- вентиляторы для сухих трансформаторов;
- энергоэффективную сталь;
- крепежные элементы с защитным покрытием.
Есть еще один вид продукции, которая производится в России, но не в таких объемах, которые необходимы, — транспонированный провод. Его выпускает «Москабель», но мощностей, к сожалению, не хватает, чтобы удовлетворить все потребности.