У клиента нет наличных. Как получить чаевые? — Контур.Маркет — СКБ Контур

У клиента нет наличных. Как получить чаевые?

По данным Центрального банка РФ доля безналичных платежей составила 75% за III квартал 2021 года. Чем меньше наличных, тем меньше получают «на чай» официанты и горничные и тем больше гости заведений чувствуют вину, что не могут поблагодарить за хорошее обслуживание. Эксперты Контур.Маркета рассказали, как получать чаевые безналом. Можно ли? Законно ли? Какие есть способы?

Как меняется культура чаевых

Рынок чаевых напрямую зависит от того, как часто гости расплачиваются по карте или телефоном или другим гаджетом. По данным Центробанка за третий квартал 2021 года доля безналичных платежей составляет 75% во всех сферах бизнеса (ТАСС). 

Рынок чаевых в России уже составляет более 100 млрд в год, при этом доля безналичных увеличивается (Коммерсант). 

Если заведение игнорирует этот тренд, то начинает терять сотрудников, потому что не может дать инструмент официантам, чтобы те получали привычный для себя доход.

Что приходит на смену наличных чаевых

Если у гостя нет наличных, он может оставить «на чай» такими способами.

1. Переводят деньги через банковское приложение на телефоне.

Для гостя это долго: он выясняет, можно ли перечислить чаевые на карту банка, затем вводит в банковском приложении номер карты или телефона официанта, переводит деньги.

Для официанта это небезопасно: его контактные данные попадают в руки чужого человека, и невозможно проследить, как он ими распорядится.

2. Включают чаевые в счет.

Добавлять в счет чаевые, комиссии и доплаты без согласия потребителя нельзя (ч. III п. 19 постановления Правительства РФ № 1515 от 21.09.2020). Правило действует с начала 2021 года, однако некоторые заведения продолжают его игнорировать, чтобы не терять дополнительные деньги.

3. Подключаются к сервису электронных чаевых.

Клиент перечисляет деньги по QR-коду конкретному официанту или заведению. Для отправителя это быстро, а для получателя — безопасно, потому что его личные данные никому не видны. 

Этот способ получения чаевых пока наиболее удобный, законный и безопасный. Расскажем о нем отдельно на примере сервиса электронных чаевых Контура.

Безналичные чаевые — это законно?

Да. Когда гость оставляет чаевые — это считается подарком, то есть актом дарения, выраженном в денежной форме (Письмо Минфина РФ от 29.05.2018 № 03-04-05/36431). Кроме того чаевые не облагаются налогом, это подтверждает статья Налогового кодекса под названием «Доходы, не подлежащие налогообложению» (п. 18.1 ст. 217 НК РФ).

Контур помогает получать «на чай» безналом

В сервисе электронных чаевых Контура может зарегистрироваться представитель ресторана, отеля, любой человек, который имеет дело с клиентами: официант, горничная, парикмахер или кто-то другой. 

За регистрацию и использование сервиса платить не нужно. За переводы есть комиссия 5 — 10 %, сотрудник ее не ощутит, если гость отметит галочкой настройку «взять комиссию на себя».

Леонид Скобелин
менеджер проектов развития

Рынок электронных чаевых активно занимают банки, потому что их основная выгода в получении комиссии за переводы. Цель Контура — дополнить экосистему для бизнеса новой возможностью, потребность в которой растет среди рестораторов, отельеров и руководителей других предприятий сферы услуг. Да, у нас комиссия тоже есть, однако главная ценность в том, что наши клиенты смогут получить в одном окне больше, чем ожидали при покупке Контур.Маркета или, к примеру, Контур.Отеля.

После регистрации в сервисе электронных чаевых пользователь (заведение, сотрудник) получает уникальный QR-код, по которому гость сможет отправить «на чай» энную сумму. Главное, предоставьте ему такую возможность:

  • Распечатайте QR-код, чтобы разместить на столах, стойке администратора или бармена.
  • При расчете показывайте код на телефоне или планшете сотрудника.
  • Печатайте код на пречеке, если ваша кассовая программа это умеет. 

Чем выгодны безналичные чаевые управленцу и сотрудникам

Владельцу бизнеса электронные чаевые помогают оценить качество работы персонала. Например, сервис электронных чаевых Контура собирает статистику по каждому сотруднику заведения. Управленец видит, кого гости благодарят чаще, а значит, может более справедливо распределять между сотрудниками премии и другие блага.

Еще одно преимущество для собственника — чаевые перестают быть причиной увольнения сотрудников. Если текучка и возникает, то не из-за недостатка чаевых, а по другим причинам.

Еще одно преимущество для собственника — чаевые перестают быть причиной увольнения сотрудников. Если текучка и возникает, то не из-за недостатка чаевых, а по другим причинам.

Леонид Скобелин делится наблюдениями: «Я общался с собственниками топовых ресторанов Екатеринбурга, в среднем официанты подобных заведений получают около 100 — 120 тыс. руб. в месяц, половина из них приходится на чаевые. Если управленцу не нужна текучка кадров, он заинтересован в том, чтобы официанты получали именно тот объем чаевых, на который рассчитывают. Поскольку у гостей налички нет, нужно внедрять способы электронного перечисления чаевых».

С точки зрения затрат хозяин бизнеса тоже выигрывает. За регистрацию в сервисе электронных чаевых платить не нужно. Деньги переводятся без посредников, с карты гостя сразу на счет предприятия или сотрудника.

Аналогичные выгоды и у персонала: не нужно платить за регистрацию, деньги приходят моментально, их не нужно выводить с промежуточного счета на личный счет.

Сервис чаевых подходит и предпринимателю, который сами себе директор и персонал. Например, самозанятый мастер маникюра, парикмахер, репетитор… Он может разместить QR-код в своем салоне, в соцсетях, на чеке, чтобы у клиентов была возможность поддержать его донатами.  

Вывод простой. Если у гостей нет налички и они не знают про сервис электронных чаевых, бизнес не получает никакой денежной благодарности. А если гости знают про QR-коды для чаевых, вознаграждение перечисляют чаще и больше.

Нужны подробности? Смотрите видео на канале Контур.Маркета. Например, эксперт рассказал, какой сложный путь проходят деньги от гостя до официанта.


Расскажем, как повысить сумму среднего чека, и дадим несколько советов по улучшению меню. А еще покажем, как Маркет помогает следить за средним чеком и сравнивать данные с другими периодами, чтобы понять, надо ли бить тревогу, что доход падает.

Налоговая запустила спецпроект, чтобы выявлять и наказывать заведения, которые не соблюдают 54-ФЗ. Владельцам кафе, баров и ресторанов стоит задуматься о приобретении оборудования и программного обеспечения. Расскажем, почему работа с онлайн-кассами выгодна бизнесу и что учесть при выборе техники.

Помимо блюд и напитков заведения общепита предоставляют подарочные карты и принимают депозит за стол. Рассказываем, как верно провести такие продажи в Контур.Маркете.

Гость ресторана заказывает солянку, но на кухне уже нет бекона и маслин, и официанту приходится предлагать замену. Чтобы сохранить клиентов и выручку, заведению нужно всегда знать, сколько продуктов ушло на готовку, сколько осталось, и какие закончатся быстрее. Контур.Маркет помогает следить за остатками онлайн и в автоматическом режиме.

Технологическая карта блюда — основа товарного учета любой точки общепита. Если заведение не производит, а только продает, каталог блюд и напитков нужен для продажи на кассе. Если кухня есть, в техкарте должны быть ингредиенты, энергетическая ценность и много чего еще. Вы узнаете, как Контур.Маркет помогает работать с техкартами. Кстати, все возможности сервиса можно попробовать бесплатно 14 дней.

Есть вопросы? Оставьте заявку на консультацию