Эксперименты по маркировке — процесс длительный. Но сейчас некоторые из них продлили на еще более долгий срок, а те, которые еще не запустились, отложили на неопределенное время. Расскажем об изменениях закона в маркировке в этом году и зачем нужны эксперименты.
Как запускают маркировку товарной группы
Мы рассказывали о том, как работает маркировка и какие товары планировали маркировать в 2022 году.
Маркировку запускают в несколько этапов.
Этап 1. Эксперимент
Эксперименты проводят для того, чтобы производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы могли добровольно протестировать работу с маркировкой.
Например, эксперимент по маркировке молочной продукции длился с 15 июля 2019 года и должен был завершиться 29 февраля 2020, но его продлили до 31 марта 2020 (Постановление Правительства РФ от 28.02.2020 № 215).
Производители начинают печатать коды маркировки и работать в национальной системе маркировки товаров Честный ЗНАК. Розничные продавцы учатся отчитываться в Честный ЗНАК о том, что продали маркированную молочную продукцию.
За время эксперимента участники успевают подготовиться к новым правилам и опробовать все процессы до запуска обязательной маркировки. Есть время выявить и исправить ошибки, чтобы в будущем не получать штрафы.
Этап 2. Производитель обязан печатать коды маркировки на подконтрольной продукции
По окончанию эксперимента производитель обязан настроить свое производство для работы с маркировкой и начать наносить коды на продукцию.
Вот когда производители молочки должны были начать наносить коды на товар:
- для мороженого и сыров вне зависимости от сроков годности: с 1 июня 2021 года;
- для молочки сроком годности более 40 дней: с 1 сентября 2021 года;
- для молочки сроком годности 40 дней и менее: с 1 декабря 2021 года.
Сейчас запущено производство маркированной молочной продукции, поэтому вы уже видите на полках магазинов молочку с кодами маркировки.
Этап 3. Продавцы обязаны продавать маркированную продукцию по правилам
Для опта и розницы сроки начала обязательной работы с маркировкой устанавливают отдельно, и они не всегда синхронны с производством.
Продавцы должны сканировать на кассе код маркировки, когда продают подконтрольный товар. Как подготовить кассу, читайте здесь.
Изменения в сроках
Перенос сроков подтверждает Постановление Правительства РФ от 26.03.2022 г. № 477.
Перенос начала работы с маркировкой
Розница должна была сканировать на кассе коды маркировки при продаже молочной продукции с 31 марта 2022 года. Но теперь эти сроки перенесли на 1 сентября 2022 года. Есть послабления: организации, которые покупают молочку для собственных нужд, например общепит для приготовления десертов, теперь могут не сообщать о выводе упаковок из оборота до 30 ноября 2023 года. За них это будет делать поставщик.
Выводить бутилированную воду из оборота через кассу теперь необходимо с 1 марта 2023 года.
Товарная группа | Когда стартует обязательная маркировка |
---|---|
Молочная продукция | 1 сентября 2022 года |
Бутилированная вода | 1 марта 2023 года |
Перенос сроков экспериментов
В феврале и марте 2022 года уже запустили эксперименты по маркировке электронных устройств, медицинских изделий, безалкогольных напитков, соков и соковой продукции. Сейчас длительность этих экспериментов планируют изменить — приняли проект Постановления Правительства РФ.
Товарная группа | Дата начала эксперимента | Дата завершения эксперимента |
---|---|---|
Электронные устройства | 1 марта 2022 г. | 31 января 2023 г. |
Медицинские изделия | 15 февраля 2022 г. | 28 февраля 2023 г. |
Безалкогольные напитки | 1 марта 2022 г. | 31 августа 2022 г. |
Соки и соковая продукция | 1 марта 2022 г. | 28 февраля 2023 г. |
Поскольку продлили сроки экспериментов, то нет точных сроков по запуску обязательной работы с маркировкой для этих товарных групп в производстве, опте и рознице.
Рынок маркировки быстро меняется. Чтобы не пропустить изменения по товарным группам, следите за информацией на сайте системы маркировки Честный ЗНАК.
Еще в 2022 году планировали запустить эксперименты по рыбной продукции, консервированным продуктам из мяса, овощей и фруктов, кормам для животных и крепкому алкоголю. Но запуск отложили, новых экспериментов пока не будет.
Соблюдайте требования для розницы и общепита к обороту маркированной продукции
Контур.Маркет поможет автоматизировать работу по всем нормам