Руководителю магазина или точки общепита важно знать о госсистеме «Меркурий», если имеет дело с мясом, молоком и другой продукцией животного происхождения. Чтобы упростить вам жизнь, эксперты рассказали, что это за система, как она работает и зачем нужна. А еще подготовили подробную инструкцию по регистрации.
Что такое ФГИС «Меркурий»
ФГИС «Меркурий» — федеральная государственная информационная система в области ветеринарии, которая помогает Россельхознадзору контролировать движение подконтрольной продукции между предприятиями.
Производитель животноводческой продукции, продавец и компания-покупатель знают все о продукте, который к ним поступает. Причем, на любом этапе цепочки поставок.
Например, на ферме вырастили корову и получили молоко. Видно, кто и где его хранил, перевозил и даже на какой машине. Можно отследить, кто и как приготовил из него молочный коктейль, который сейчас подают в кафе. Эту же информацию видит и Россельхознадзор.
Эти сведения доступны потому, что на каждом этапе участники оборота фиксируют действия с продуктами животного происхождения в «Меркурии». Это происходит с помощью электронных ветеринарных сопроводительных документов (ВСД).
У каждого ВСД есть уникальный идентификатор — UUID. Уникальные идентификаторы есть и у всех участников оборота подконтрольной продукции, а значит известно, кто, когда и где проводил операции с продукцией.
Список подконтрольной продукции, на которую оформляют ВСД, установил Минсельхоз России приказом № 648 от 18.12.2015:
- мясо и продукты из мяса всех типов;
- рыба, ракообразные и моллюски;
- яйца птиц;
- молоко и все, что сделано из молока (йогурты, сыры, масло и их производные, мороженое);
- мед натуральный, прополис, воск;
- супы и бульоны и заготовки для них;
- макаронные изделия с начинкой из рыбы или мяса;
- фураж;
- комбикорм;
- удобрения растительного и животного происхождения.
Для кого создан «Меркурий» и как работает
С «Меркурием» обязаны работать все участники оборота подконтрольной продукции: производители, импортеры, экспедиторы, ретейлеры и предприятия общественного питания. Например, мясокомбинаты и птицефабрики, пасеки и молокозаводы, логистические центры, торговые сети, розничные магазины и даже закусочные в торговых и офисных центрах.
«Меркурий» помогает Россельхознадзору контролировать движение товара от одного участника к другому.
- Ферма поставляет молочному комбинату молоко и оформляет электронные ВСД на всю партию.
- Молкомбинат получает сырье и гасит ВСД от производителя. То есть отмечает в «Меркурии», что он принял эту партию с ветеринарным свидетельством № XXX.
- Затем комбинат создает и отправляет готовые продукты, сделанные из этой партии сырья (молоко, масло, мороженое, йогурты и сыры) своим контрагентам: на склад торговой сети, розничным магазинам, пекарням и предприятиям общепита. На изготовленные продукты создают производственные ВСД. А для перевозки получателю оформляют транспортные ВСД: на каждый тип продукта и для каждого получателя.
- Получатели гасят эти ВСД. Если партия продуктов поступает на разные точки сети магазинов или кафе, то это делается на каждом объекте. И если это финальная точка «путешествия» продукта (то есть дальше только продажа физлицу), то процесс генерации и гашения транспортных ВСД завершается.
Если вашему магазину нужно только гасить ВСД, подключите Контур.Маркет с модификатором «Меркурий». Вы сможете гасить документы даже с телефона, распечатывать ВСД, а еще система на основе ВСД создает товароучетную накладную.
Если вы поставщик или оптовый продавец продукции животного происхождения, вам подойдут возможности Контур.Меркурия. Автоматизируйте оформление производственных и транспортных ВСД — выбирайте веб-версию или модуль для 1С.
В чем польза, в том числе рознице и общепиту
Прозрачный контроль за производством и поставками
Выигрывают от этого розничные сети и общепит, конечные потребители и надзорные органы.
Например, в эпоху бумажного документооборота производитель оформлял сертификат на молоко, а на масло, которое из него сделано, — нет. Таким образом можно было превратить тонну сырья в две тонны масла за счет добавок, за такой «оптимизацией» было невозможно проследить. Благодаря «Меркурию» деятельность производителей и поставщиков стала прозрачнее.
Проще найти нарушения
Когда нельзя было отследить всю цепочку перемещения и переработки продукции, виновником чаще всего назначался розничный продавец, повар и владелец столовой. С «Меркурием» у надзорных ведомств есть полная картина истории продукта, а значит, больше возможностей, чтобы найти настоящую причину, почему продукт был испорчен.
Меньше административных издержек
Электронная база данных и автоматизированный обмен документами онлайн дешевле и проще, чем работа с бумажными сертификатами. И по себестоимости бланков, и по количеству времени, которое участники тратят на их оформление — не нужно напрямую контактировать с сотрудниками ветеринарных организаций. Не стало и многих других вариантов для коррупционных схем.
Где быстрее гасить ВСД: сравниваем госпортал и учетную систему
Удобнее вести учет продукции в рознице и общепите
Например, торговая точка работает с «Меркурием» и товароучетом в Контур.Маркете. Всё происходит в режиме одного окна.
Во-первых, учетная система собирает все ВСД в одну накладную, к которой они относятся. Благодаря этому вы можете погасить сразу несколько ВСД, а не каждый в отдельности.
Во-вторых, система автоматически превращает ВСД в товароучетную накладную и ставит товар на баланс торговой точки. В результате на оприходование тратится несколько минут, а не часов. А еще в Маркете можно принимать или отклонять в пару кликов сразу несколько накладных. Достаточно отметить галочками нужные документы и нажать «Принять» или «Отказать в приеме». Подробнее — в инструкции.
В-третьих, Маркет автоматически учитывает выбытие товара на основе данных о продаже через кассу.
Чем поможет модуль Меркурия производителям и оптовым поставщикам
Быстрое оформление ВСД
Формирование документов вручную и перепроверка внесенных данных отнимают у сотрудников много времени.
Оформление ВСД в автоматическом режиме решает эту проблему на всех этапах работы с поднадзорной продукцией. Теперь на подготовку документов у оператора уходит меньше времени. В результате продукцию отгружают без задержек и простоя машин.
Контроль срока годности остатков
На производстве возникают ситуации, когда свежие партии сырья уходят, а более старые остаются. Приходится списывать продукцию, которая не была вовремя введена в оборот, увеличиваются финансовые затраты.
Возможности Контур.Меркурия включают автоматизированное формирование партий на основании сроков годности — по правилу FIFO. С помощью механизма контроля вы сократите списание продукции с истекшим сроком годности.
Сокращение ошибок в ВСД
Контур.Меркурий выделяет неверно заполненные данные при создании документа. Сервис помогает оформить ВСД без ошибок, избежать штрафов и блокировок от контролирующих органов.
Как устроена система электронной сертификации
«Меркурий» создавали с 2009 года, в 2018 году он стал обязательным для использования. Сейчас эта ФГИС — часть экосистемы контроля продуктов, лекарств и кормов ВетИС: государственной информационной системы в области ветеринарии Россельхознадзора.
ВетИс состоит из программ-модулей, которые обмениваются данными между собой. Перечислим некоторые системы и зачем они нужны.
«Цербер». Здесь регистрируются хозяйствующие субъекты и их филиалы, которые принимают продукцию и гасят транспортные ВСД. Для представителей общепита и розничной торговли работа с ВетИС, по сути, начинается с этого модуля.
«Меркурий». В этой системе отражаются поставки подконтрольной продукции: генерируются, регистрируются и гасятся ВСД.
«Паспорт». Нужен для регистрации и подключения к другим модулям ВетИс, контролирует доступ к ним.
«Аргус». Модуль для автоматизированной обработки заявок от импортеров и экспортеров на ввоз, вывоз и транзит. Например, через «Аргус» надзорный орган выдает разрешения или выносит отказы на ввоз в Россию и Таможенный союз ЕАЭС.
«Веста». Через этот модуль проводятся акты лабораторных исследований продукции.
eCert. Для сертификации экспортных грузов, оборот которых контролирует госветнадзор.
«Икар». База данных, где хранятся все адреса объектов, с которыми имеют дело пользователи остальных информационных систем Россельхознадзора.
«Тор». В этой базе данных хранится информация об подразделениях Россельхознадзора.
«Ассоль». База данных для аналитиков Россельхознадзора. Здесь собирают отчеты от структур федеральной ветслужбы.
«Гален». Модуль для мониторинга безопасности лекарственных препаратов для ветеринарии.
«Ирена». Реестр данных лекарственных средств и кормовых добавок.
«Дюма». Автоматизирует формирование и рассылку официальных писем с указаниями и инструкциями Россельхознадзора пользователям и сотрудникам.
Смотрите другие статьи из этой серии: Как рознице и общепиту начать работу в «Меркурии»
В ВетИс есть и другие модули, например «Гермес» (лицензирование фармацевтики и лекарств для животных) или «Хорриот». Подробно на них останавливаться не будем из-за их специфичности, главный модуль для розницы и общепита — «Меркурий».
Попробуйте работу с «Меркурием» в Контур.Маркете бесплатно
Как зарегистрироваться в системе
Чтобы работать в системе ВетИС, в которую входит «Меркурий», нужно зарегистрироваться через модуль «Цербер». Подать заявку можно в электронном виде.
Регистрация онлайн
Регистрация в электронном виде проходит в три этапа.
Шаг 1. Зарегистрируйте организацию
Чтобы работать в ФГИС «Меркурий» и других подсистемах ВетИС, компании или ИП должны зарегистрироваться в модуле «Цербер». Для этого потребуется сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП).
Выпустить электронную подпись ФНС можно с помощью Контура. Возьмем на себя заказ сертификата, его настройку и установку.
После одобрения заявки Россельхознадзор отправит логины и пароли для сотрудников, которые будут работать с ВСД.
Далее на сайте «Цербера» выполните следующие шаги:
-
Выберите сертификат электронной подписи и нажмите «Продолжить»
- Введите данные о компании или ИП. Если работаете в розничной торговле или общепите, выберите тип надзора — «ветеринарный надзор».
-
Укажите адрес регистрации и контактные данные заявителя. Электронная почта на этом этапе обязательна.
-
Добавьте сотрудников, которые будут работать с ВСД.
-
Для каждого сотрудника укажите его ФИО, гражданство, данные паспорта, СНИЛС, адрес электронной почты.
- Проверьте данные и подтвердите, что у вас есть согласие сотрудников на обработку персональных данных.
- Нажмите «Подписать и отправить заявку» и подтвердите использование электронной цифровой подписи. В открывшемся окне нажмите «Отправить заявку».
- На индивидуальные адреса электронной почты пользователи получат письмо от no-reply@vetrf.ru с логином и паролем для работы в системе.
Шаг 2. Зарегистрируйте торговые площадки
В системе «Цербер» нужно добавить поднадзорные объекты — торговые точки, склады, рестораны или другие площадки, куда будет поступать продукция. Сотрудники смогут на этих площадках принимать ВСД.
Как зарегистрировать площадку:
- Откройте сайт «Цербер» и авторизуйтесь с логином и паролем, которые получили при регистрации организации.
- Нажмите «Начать работу» → «Регистрация поднадзорных объектов».
- Выберите тип вашего хозяйствующего субъекта: юрлицо или ИП.
- Укажите данные для поиска организации в реестре. Для юрлиц — ИНН или ОГРН, для ИП — ИНН. А после нажмите «Продолжить».
- Система проверит, есть ли ваша организация в реестре «Цербера». Если организация найдена в реестре, переходите к шагу «Сведения об объектах». Если нет, зарегистрируйте ее, и только потом приступайте к добавлению площадок.
- Нажмите «Добавить объект». В открывшемся окне выберите в списке тип объекта «Предприятие» и нажмите «Продолжить».
- Перед добавлением новой площадки убедитесь, что ее нет в реестре. Для этого в блоке «Площадка» → «Поиск площадки» введите ее адрес и нажмите «Поиск».
-
Если площадки нет, заполните реквизиты на вкладке «Создание площадки». Выберите вид объекта из выпадающего списка, напишите название площадки, укажите виды деятельности объекта.
-
Укажите фактический адрес и выберите координаты площадки на карте. В графе «Вид отношения» выберите «Во владении», если помещение у вас в собственности или «В пользовании», если вы его арендуете.
- Если вы хотите добавить несколько объектов, сделайте это на шаге «Сведения об объектах» через кнопку «Добавить объект».
- После добавления всех площадок откройте страницу «Заявка на регистрацию поднадзорного объекта» и убедитесь, что информация указана правильно.
- Если всё заполнено верно, подтвердите заявку и отправьте ее.
Шаг 3. Подтвердите площадки в Россельхознадзоре
Чтобы площадки появились в системе «Меркурий» и с ними можно было работать, их нужно подтвердить в территориальном управлении Россельхознадзора.
Процедура подтверждения зависит от региона. В некоторых управлениях площадки регистрируют после телефонного звонка, в других требуется подать документы лично.
Как узнать порядок подтверждения:
- Свяжитесь с территориальным управлением Россельхознадзора в вашем регионе.
- Узнайте, какие документы нужны и как их можно подать.
- При необходимости подготовьте подтверждающие документы и передайте их удобным способом.
Адреса и контакты территориальных управлений указаны на официальном сайте Россельхознадзора.
После этого подключите Контур.Маркет к «Меркурию» по инструкции. И привяжите созданные площадки к своим торговым точкам в Маркете. Подробности →
После самопроверки полистайте другие страницы журнала:
— указываете количество товара, которое принимаете по факту;
— указываете количество «ноль», если товар привезен, но магазин его не принял.
В обоих случаях Контур.Маркет автоматически формирует возвратный ВСД. Еще можно отказаться от приемки всей накладной. Подробности смотрите в инструкции https://support.kontur.ru/market/39724-gashenie_veterinarnyx_dokumentov_v_module_merkurij#header_06d2cc4d9
Если товар фактически не привезли, то, действительно, необходимо обращаться к поставщику и просить аннулировать документ. Потому что аннулирование по закону производится владельцем товара. Если погасить ВСД, то аннулировать его уже не получится.